библиотеки в электронном веке
На протяжении семи столетий библиотека при университете была важнейшей институцией, хранительницей закрытого сакрального знания. Последние 30 лет изменили эту многовековую константу. Распространение интернета запустило глобальную трансформацию всех сфер деятельности человека, и библиотеку это, разумеется, тоже не обошло стороной.
«ЛибИнформ» продолжает цикл интервью «Библиотека будущего», в котором мы вместе с руководителями вузовских библиотек говорим о новой роли этого подразделения. Наша сегодняшняя собеседница — директор Интеллектуального центра — научной библиотеки им. Е. И. Овсянкина Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Светлана Тюкина. Вопросы задает Александр Никифоров, главный редактор «ЛибИнформа», директор Образовательной системы «Лань».
«Ключевой задачей библиотеки остается приумножение знаний»
— Светлана, в цикле интервью «Библиотека будущего» мы обсуждаем с руководителями университетских библиотек, верен ли тезис о том, что с наступлением цифровой эпохи библиотека потеряла монополию на информационное сопровождение учебного и научного процесса в вузе. На мой взгляд, это так. У Ваших коллег из других библиотек иное мнение. А Вы что думаете — есть такая проблема?
— По моим ощущениям, это не проблема, а ситуация, и она — реальна. Если мы говорим про то, что библиотека была и до сих пор должна быть информационным монополистом, то давайте вспомним, что разнообразие всегда лучше монополии. Это основной показатель жизнеспособности любой системы, неважно — биологической или интеллектуальной.
Происходящее сегодня с библиотечной институцией можно было бы назвать проблемой, если бы в результате некого глобального коллапса в мире исчезли бы все книги и электронные ресурсы. Мы же наблюдаем обратное — объемы выпускаемого научного знания, количество научных открытий и исследовательских коллабораций увеличиваются с каждый годом. Экосистема знаний расширяется, становится более доступной.
Современные источники информации для сопровождения университетской деятельности изменились. Стремительно меняются университеты, студенты, общество в целом. Продолжать жить в башне из слоновой кости в такой ситуации для библиотеки по меньшей мере неконструктивно.
— Об этом же в интервью нам говорил проректор по цифровизации Томского Политеха Александр Фадеев. В университете высказывалось радикальное предложение вывезти книжный фонд в специальный склад за городом и привозить оттуда книги по запросу. Идея не реализована потому, что руководители там не сторонники резких движений. Однако то, что об этом задумываются на уровне вузовских управленцев, — это серьезный сигнал.
— По этому поводу есть, как обычно, две новости: хорошая и плохая. Хорошая новость, может, неожиданно, в том, что значительная часть преподавателей и руководителей в университетах — люди возрастные. Они выросли в классической книжной культуре, библиотечном мире и считают, что работа с источниками в библиотеке — неотъемлемая часть образовательного процесса. Для них нет странного вопроса: нужна ли библиотека в университете.
Но есть и плохая новость для библиотек. В вузы приходит все больше молодых преподавателей и управленцев, которые выросли не в стенах библиотеки, а за монитором компьютера, рядом с экраном смартфона. Они там работают, читают книги, журналы, монографии, там же пишут, публикуются. Для них библиотека перестала быть сакральным местом. Чем больше молодежи будет приходить на руководящие должности, а это неизбежный эволюционный процесс, тем выше будут риски для библиотеки. 60-летний ректор вряд ли закроет в университете библиотеку, а вот 40-летний — может.
Но здесь появляется еще одна хорошая новость: думающий руководитель, как правило, всегда готов к аргументам и открыт к предложениям, а это значит, у нас есть шанс найти их и представить.
— Продвинутые вузовские библиотеки, которые осознают эту угрозу, выбирают следующую тактику: берут на себя максимальное количество задач и активностей. Таким образом они могут доказать свою значимость и нужность прежде всего руководству вуза. И у них это получается. Но пока это делают лишь некоторые библиотеки. Нужно ли всей институции придерживаться такого подхода? Не приведет ли это к перегрузке библиотекарей?
— Ключевой задачей университетской библиотеки, на мой взгляд, остается приумножение знаний, поэтому если она берет дополнительные функции, которые этому способствуют, то выполняет свою непосредственную работу.
Что касается перегрузок — думаю, есть в этом утверждении некое лукавство. Статистика книговыдачи на абонементах, в читальных залах за последние годы существенно упала. Знаю это не только по нашей библиотеке, но и по многим другим. Студентов, которые приходят на выдачу, стало в десятки, если не в сотни раз меньше. Соответственно, существенное количество времени у библиотекарей высвободилось, и теперь занятость складывается из других функций.
Мы, сотрудники библиотек, смотрим на свою институцию изнутри, и нам видится, мы — сердце университета, что в определенном смысле, с точки зрения смысловой и идеологической, так и есть. Если главное в университете — знание, то структура, которая вся про знание, имеет право считаться ключевой.
Однако с управленческой точки зрения библиотека — часть обеспечивающего бизнес-процесса, и он должен быть отлажен, эффективен, иначе у руководителей возникают вопросы: нужна ли библиотека. Пока ещё есть актуальная возможность — стать частью сквозного процесса в университете, который бы пронизывал и научную деятельность, и образовательную и инновационную политику, а заодно молодежную и кадровую. Сквозная функция касается всех в вузе, и если какой-то ее элемент пропадает, это всем заметно.
Для того чтобы стать частью сквозного процесса, библиотекам необходимо перепозиционировать себя. У нас есть для этого различные ресурсы, среди которых умение читать, а значит, и стратегически мыслить. Есть постоянные амбассадоры — преподаватели, через которых, например, можно сделать библиотеки элементом практико-ориентированного обучения, становясь базой для разных типов студенческих практик. Биотехнологи могут изучать микробиологию в книгохранилище, особенно в секторе редких книг. Студентам-книгоиздателям можно помочь в изучении того, как развивалось искусство переплета, макетирование, культурологи стремительно становятся помощниками в проведении знаковых культурных мероприятий, по пути осваивая проектную деятельность. Айтишники могут участвовать в создании мобильного приложения или чат-бота. Находите в вузе тех, кто готов с вами работать, кому реально можете быть нужны, договаривайтесь со структурами дополнительного образования об участии в подготовке программ повышения квалификации, с научным управлением — о верификации статей. Хороший тон, когда авторитетные конференции в университете сопровождаются тематической книжной выставкой. Дальше взаимовыгодное сотрудничество будет бесконечно расширяться.
— Иными словами, если библиотеку можно представить как некую бизнес-структуру, то ее рынок — это весь университет и вся университетская аудитория: студенты, преподаватели, исследователи. Значит, надо понять, для какой целевой аудитории будет полезна та или иная библиотечная услуга или продукт и предлагать каждой группе пользователей то, что нужно именно ей.
— Да, надо сегментировать свою аудиторию и работать на каждый сегмент в отдельности. Например, если сотрудники ректората или любой кафедры раз в месяц будут получать от библиотеки индивидуальную рассылку по своей профессиональной тематике, как минимум это повысит ее узнаваемость.
Позиция субъекта
— В интервью «ЛибИнформу» проректоры вузов отмечали, что не находят объективных аргументов в пользу сохранения библиотеки в стенах вуза в прежнем виде. Многие этот тезис посчитали довольно резким. В качестве контраргумента приводился следующий довод: библиотека выполняет множество функций, но начальство почему-то этого не замечает. Так может, библиотека просто не знает, как преподнести руководству, что она делает много важного, нужного для вуза?
— В первую очередь библиотекам стоит поменять собственную позицию — с объектной на субъектную, вместо «нас не замечают, не любят, не ценят» отрефлексировать: «что делаем не так, из-за чего не получаем нужного результата, ресурса».
Университет — открытая коммуникационная структура, где есть возможность встретиться с любым руководителем: от ректора, проректора, который вас курирует, до декана, начальника управления, и выяснить напрямую, какие запросы актуальны, какую актуальную задачу университета можете помочь решить. Вуз стремится выйти в лидеры по определенному научному направлению, библиотека может оказывать точечную экспертную поддержку. Для профориентации — важнейшего вопроса для любого вуза — можно вести огромную работу: просветительскую, популяризаторскую. Удачный сюжет для позиционирования, когда библиотека регулярно входит в программу посещения гостей вуза, когда ее события освещаются на главной странице сайта университета.
— А как быть библиотекам, где после сокращения штата осталось 3–5 сотрудников? Разве они могут заняться чем-то подобным?
— Существенное преимущество университетской библиотеки перед публичной в том, что, помимо собственных сотрудников, у нее есть несколько тысяч студентов и сотни преподавателей. Даже 3–5 библиотекарей могут выстраивать работу с ними или через них в формате проектной деятельности, практик, волонтерства. Тогда этот скромный ресурс в несколько человек превращается в команду из 20–30 участников.
Кроме того, в библиотеке, желающей быть востребованной, меняющейся, важно выделить пространство для развития, и в нем могут быть не только «библиотечные» люди. К примеру, менеджеры, специалисты по связям с общественностью, эксперты, которые бы взяли на себя новый дополнительный для библиотеки функционал.
— Допустим, библиотека пока не занимает субъектную позицию. Очевидно, что инициатором ее формирования должен быть руководитель коллектива. С чего бы Вы рекомендовали директору библиотеки начать перестройку мышления своей команды?
— Во-первых, не тешить себя иллюзиями, что весь коллектив перейдет в эту позицию, не тратить время на убеждение всех сразу. Понять, кто готов и хочет идти вместе с вами в эти изменения. Постепенно формировать свою «агентуру» из числа тех, у кого глаза загорелись. Дальше будет проще, потому что такое воодушевление, как правило, начинает распространяться и на других.
Во-вторых, не работать в одиночку. Собирать соратников в коллективе, идти в народ: к директору института, проректору, начальнику управления, завкафедрой. Старайтесь понять, что нужно университету, соотнесите с тем, может ли библиотека в этом помочь. Есть возможность — выходите на ректора. Искусство маленьких шагов может привести к заметным результатам.
В-третьих, руководителю важно всегда быть на стороне своего коллектива. Самому быть субъектом, не бояться, идти и делать.
— В контексте субъектной и объектной позиций самих университетов Вы как-то сказали, что существуют три уровня позиционирования вузов — нулевой, рефлексивный и проактивный. К библиотекам это тоже относится?
— Это была гипотеза о том, что есть университеты в нулевой позиции, и это не значит, они слабые, просто пока не вышли на уровень переосмысления своей деятельности. Рефлексивная позиция означает, что в организации постоянно задают вопросы: что мы делаем правильно, что нет, и что нужно изменить в своей работе. Проактивные вузы такие вопросы себе уже задали и пошли делать. У меня есть версия, пока не проверенная, что библиотеки совпадают с тем типом университета, в котором они живут.
Если в университете пока не думают о том, что надо постоянно развиваться, чтобы не отставать, то и библиотека там живет спокойной размеренной жизнью. А если в университете задают вопросы, то и библиотеке волей-неволей приходится включаться, трансформироваться и отвечать на вызовы вместе со своим вузом.
Есть ли место библиотеке в годовом отчете?
— Вопрос Вам как эксперту программы «Приоритет 2030», который постоянно общается с руководством университетов и ректорами в особенности. Для них библиотека с точки зрения развития университета — это что-то нужное, полезное, или они воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся?
— Все они понимают, что в хорошем университете библиотека — не только традиционно существующее подразделение, но и значимое место для самостоятельной работы с источниками информации для всего вуза.
Вместе с тем, библиотека напрямую не влияет ни на один из показателей отчетности, ее не видно ни в образовательной, ни в научной, ни в инфраструктурной политике. В лучшем случае упоминается в программах развития в институтах культуры или в контексте цифровизации.
Все вузы — участники программы «Приоритет 2030» ежегодно представляют развернутые отчеты о своей деятельности. В этих документах почти нет цифр, графиков, там есть смысловое содержательное описание. Так вот упоминание библиотеки в них встречала пару раз и то эпизодическое. Может ли оно встречаться чаще? Да, может. Высший пилотаж — когда библиотека отдельно упомянута, но более вероятный сюжет, когда держатель процесса, проректор или начальник управления, обозначит в своей части деятельность библиотеки.
Буквально на днях читала отчет по программе развития одного из ведущих российских университетов и внутренне возликовала, когда увидела упоминание про библиотечные ресурсы в контексте стратегического проекта, связанного с повышением качества жизни сотрудников.
На днях случился новый кейс. Проректор по науке одного университета, зная, что я и эксперт «Социоцентра», и директор научной библиотеки, специально попросила о встрече с руководителем их библиотеки, чтобы вместе обсудить возможности включенности библиотеки в процессы трансформации.
— Вы допускаете появление в перспективе в библиотеке новых специальностей? Дата-аналитиков, к примеру.
— Сложно представить, что в библиотеке будут работать дата-аналитики, сейчас это очень дорогие специалисты. Скорее допускаю, что в университетах может появиться департамент по управлению знанием, в состав которого войдет библиотека, и в нем будут работать те самые аналитики.
Если мы говорим о повышении компетентности или получении новой профессии, то, уверена, в библиотеке были бы востребованы проектные менеджеры, event-менеджеры, специалисты по связям с общественностью. Считаю, в штате университетских библиотек обязательно должны появиться должности научных сотрудников (например, стажеров-исследователей или м.н.с.), которые будут вести исследовательские направления. Хороший вариант, когда предметными экспертами, пусть и на неполной ставке, могут работать преподаватели.
Еще одно направление, которое пока еще не поздно подхватить библиотеке, — креативная индустрия. Сейчас эта тема на слуху. Под региональные центры креативных индустрий системно выделяется финансирование, здесь можно заходить на партнерство, для начала выступать в качестве площадки для проведения различных активностей.
— То есть при всех тревожных трендах, которые мы наблюдаем в деятельности университетских библиотек, а это и сокращение площадей, коллективов, финансирования, им есть куда расти и развиваться?
— Всё, что мы сегодня наблюдаем, — часть большой пересборки современной библиотеки как институции, и этот процесс так или иначе касается не только отдельных университетских библиотек, он происходит на уровне всего профессионального сообщества и требует нашего осмысления, выработки общих позиций, консолидации, умения пробовать разные подходы.