Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Эффективный контракт преподавателя: взгляд через границу

Активно внедряя в России систему эффективных контрактов, ответственные за это ставят в пример зарубежный опыт. Однако и на Западе преподаватели не всегда довольны условиями, в которых их вынуждают работать.

 

В 2018 году завершился третий этап Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, которая стартовала в 2012 году. Она подразумевала в частности переход работников сферы образования на эффективные контракты.

Обновлённые трудовые договоры предусматривают обязательную часть и премиальную, которая зависит от множества факторов. При начислении стимулирующих выплат должны учитываться количество и качество работы, особые заслуги и личная эффективность. Такие контракты, по замыслу, должны мотивировать преподавателей развивать образовательную и научную деятельность, расти профессионально. Кроме того, это должно обеспечить прозрачность начисления стимулирующих выплат.

Однако критика нововведения не прекращается. Новый порядок начисления надбавок не берёт в расчёт стаж и звание, не всегда учитывает интересы преподавателей, заставляя их искусственно наращивать показатели, важные для стимулирующих выплат. В то же время у руководства вуза появляются рычаги для борьбы с неугодными сотрудниками.

Между Западом и Востоком

Когда эффективные контракты только начинали обсуждать, постоянно звучала мысль, что подобная система оплаты труда уже применяется в таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, США. Коснулось нововведение и Китая. Правда, изначально говорилось, что пропорции будут различаться. Если в Европе и Америке на стимулирующие выплаты приходится 5-10% от общего дохода, то в России этот показатель в 2–4 раза больше. Соответственно, российские преподаватели оказываются в более уязвимом положении, если стимулирующие надбавки не начислены, по сравнению с зарубежными коллегами.

Немалое значение здесь имеет и размер зарплаты. В конце 2017 года средняя зарплата преподавателей в России составила 44 тысячи 600 рублей, или 667 долларов. При этом, несмотря на то, что все эти годы ведётся работа по увеличению этого показателя, по сравнению с 2012 годом ситуация не сильно изменилась. Именно тогда было проведено масштабное исследование по сравнению зарплат преподавателей вузов в разных странах. В России средний доход преподавателя оценивался в 617 долларов. Для сравнения: в вышеупомянутых Великобритании, Германии, Франции, США зарплаты находились в диапазоне от 3 484 до 6 054 долларов. 

Деньги не главное

В России стимулирующие выплаты — не только инструмент мотивации, это способ регулировать зарплаты преподавателей, чтобы в итоге получить хорошо выглядящие статистические данные. Так, власти ежегодно отчитываются о повышении зарплат различных категорий бюджетников в рамках выполнения «майских указов» президента Владимира Путина. Между тем сами работники бюджетной сферы отмечают, что в результате их доход не увеличивается, меняется соотношение между окладом и стимулирующими надбавками. 

За рубежом во главу угла ставятся не только (и не столько) деньги. Речь идёт и о так называемом нематериальном вознаграждении. В частности, есть тенденция стимулирования преподавателей к научной и исследовательской деятельности. Для тех, кто показывает высокий потенциал в этой отрасли, предусмотрены контракты с неполной лекционной нагрузкой. Благодаря эффективным контрактам, при загруженности, далёкой от 100%, не считается, что преподаватель недорабатывает, так как это компенсируется достижениями в других сферах. Личные заслуги одновременно становятся заслугами университета, позволяя ему более успешно конкурировать на рынке образовательных услуг. 

В зависимости от специфики деятельности преподавателя контракт может отличаться и зарплата, соответственно, тоже. Например, учёный международного уровня заключает контракт с индивидуальными условиями нагрузки, при этом его зарплата будет высокой. Преподаватель-исследователь получит договор с 75% учебной нагрузки, его зарплата будет ниже, но всё ещё выше, чем у преподавателя со 100% учебной нагрузки. Это достигается за счёт стимулирующих надбавок. Переход преподавателя на новый уровень влечёт за собой расширение обязанностей и, соответственно, повышение зарплаты.

Ещё один важный элемент — срок заключения контракта. Есть бессрочные контракты, есть срочные. Обладатели последних крайне зависят от выполнения показателей, прописанных в документе. Отсутствие улучшений личных показателей может быть сочтено как неэффективность и стать основанием, чтобы контракт не продлять. 

Девятимесячные контракты

Контракт с преподавателем может быть не только годовым, но и девятимесячным. Это практикуется, например, в США. Хотя сами преподаватели считают девятимесячные контракты абсурдом. Они отмечают, что должности в престижных вузах требуют, чтобы они активно занимались научной деятельностью. Однако в течение учебных семестров это практически невозможно из-за высокой занятости. Большую часть исследований приходится оставлять на лето, этот же период тратится и на написание научных трудов. По сути, при девятимесячном контракте преподавателям не платят за работу, которая наиболее высоко ценится и вознаграждается учебным заведением, пишет профессор Карен Кельски. 

Она отмечает, что во многих учебных учреждениях можно выбрать двенадцатимесячный контракт, но это не будет означать увеличения годового жалования. Просто общую сумму разделят не на девять, а на двенадцать месяцев. Но такая возможность есть не везде. Поэтому, по словам Кельски, преподавателям приходится либо самостоятельно перераспределять бюджет, либо находить работу на лето, либо покрывать затраты грантовыми средствами. 

При этом, по заявлению профессора, преподавателям стоит задуматься, оказывать ли университету услуги в течение летних неоплачиваемых месяцев. «Принцип игры заключается в том, что если вам не платят, то вы не «работаете» и не должны оказывать услуги. Тем не менее, учреждения обычно игнорируют это, так как их выживание зависит от неоплачиваемого дополнительного труда, предоставляемого преподавателями», — заявляет она и добавляет, что надо твёрже говорить «нет», так как «университет — не благотворительность, и вы не волонтёр».

Страна другая, проблемы те же, но не совсем

Из России зарплаты преподавателей в США кажутся огромными, однако и там проблема низкого заработка существует. Он значительно ниже, чем у юристов или врачей. 

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что всё не совсем так. Зарплаты действительно различаются в зависимости от штата и должности. По данным исследования 2005–2006 годов, наименьшая зарплата зафиксирована у доцента (assistant professor) теологии, максимальная — у профессора (full professor), преподающего юридические науки. 

Благодаря грантам, исследованиям, научным званиям выпускников преподаватель действительно может пройти путь от скромного жалованья до высокой зарплаты. Более того, чем больше успехов, тем больше и нематериальных преференций: свободный режим работы, время на исследования и постоянный контракт, с которым уволить сотрудника не так просто.

Что получат вместе с эффективным контрактом российские преподаватели — пока большой вопрос.

 

Наталья Копылова