библиотеки в электронном веке
Либинформ уже рассказал, как организован дистанционный образовательный процесс в России. Пришло время рассмотреть, как всё устроено за рубежом. Отличий не так много, но они есть.
У дистанционного образования богатая история. Первый дистанционный университет открылся в 1969 году в Великобритании. Спустя год был представлен Университет Атабаски, Открытый университет Канады, в 1972 году — испанский Национальный университет дистанционного образования, в 1974 — Хагенский заочный университет. Все они существуют до сих пор.
За эти годы учебные заведения показали рост не только по количеству студентов. Открытый университет Великобритании сейчас — это более 30 региональных подразделений в самой стране и представительства в 50 странах мира. В учреждении широко используют все методы дистанционного обучения: видео, аудио, вебинары, в дополнение к ним проводятся очные семинары и краткосрочные выездные школы. Открытый университет Великобритании — один из лидеров в рейтинге удовлетворённости выпускников.
Деятельность испанского Национального университета дистанционного образования контролируется непосредственно правительством страны. Это второй по величине университет Европы, здесь совмещают очное и дистанционное образование. Причём вступительные испытания одинаковы по строгости для студентов любой формы обучения. В 1997 году в нём учреждена кафедра дистанционного образования ЮНЕСКО.
Но дистанционное образование внедряют не только специализирующиеся на этом учебные заведения. Возможности современных технологий используются повсеместно.
В 2015 году в США более 6 миллионов студентов включали в своё обучение хотя бы один онлайн-курс. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос на 3,9%. 2,9 миллиона студентов при этом прошли все курсы дистанционно. А вот число учащихся очно за 3 года уменьшилось на миллион.
Как организовано дистанционное обучение
Ничего революционного в этой сфере не придумано, курсы могут быть дистанционными на 100% или подразумевать очное присутствие студентов на некоторых занятиях. Иногда речь идёт не о периодических встречах в течение курса, а, например, о «летней школе», когда учащиеся приезжают один раз и ненадолго. Вторая форма, очевидно, удобнее для тех, кто находится далеко от университета и работает.
Дистанционные занятия проводятся через Интернет и подразделяются на синхронные и асинхронные. В первом случае все участники и преподаватель подключаются к занятию одновременно. Чаще всего они могут давать обратную связь в режиме реального времени — через комментарии или по голосовой связи. То есть лекция или семинар мало отличаются от традиционных, просто студенты находятся не в одной аудитории. Кроме того, они должны следовать расписанию занятий.
Второй вариант — записи лекций, которые студенты могут слушать в любое время. Это осложняет проведение промежуточных аттестаций, так как учащиеся движутся в разном ритме. При синхронных занятиях такой проблемы нет, исключается также и вероятность списывания у одногруппников, так как и аттестационные работы все пишут в одно время.
Что отличает зарубежное дистанционное образование от отечественного, так это гибридные занятия. В их рамках часть студентов присутствует в аудитории, часть — подключается по Интернету. Эффект присутствия последних создаётся с помощью телероботов, которые могут менять угол изображения для большего обзора помещения, где проводятся занятия. Такая форма занятий используется и для виртуального присутствия в классе заболевших студентов, которые не могут прийти сами.
Распространены также массовые открытые курсы. Наиболее популярная площадка — Coursera. Здесь собраны онлайн-уроки по разным темам и на разных языках. Проходить их можно «для себя», но и сертификаты об обучении выдают. Чтобы получить документ, подтверждающий квалификацию, нужно пройти аттестацию и оплатить курс.
Дистанционное образование: плюсы и минусы
Преимущества и недостатки обучения на расстоянии универсальные, с небольшой поправкой на зарубежную специфику. Среди плюсов можно отметить отсутствие привязки к городу, где находится университет, более широкий выбор учебных заведений, возможность совмещать лекции и работу. Немаловажна и экономия: дистанционное обучение традиционно обходится студенту дешевле, чем очное.
Недостатки скорее связаны с личными качествами студента, чем с формой получения образования. Так, одним из препятствий для обучения на расстоянии называют недостаток мотивации, который появляется из-за отсутствия надлежащей атмосферы кампуса и других вещей, создающих атмосферу студенчества.
Вместе с тем отмечается, что в среднем дистанционные учащиеся справляются с аттестационными заданиями не хуже, чем их однокурсники, которые посещают учебные классы. Вероятно, это связано с тем, что, как и в России, дистанционное образование выбирают более осознанно. Студенты приходят за образованием, понимая, что хотят, как оно может изменить их жизни, и потому их мотивация зачастую даже выше.
За счёт чего растут показатели
Дистанционное образование во многих странах появилось чуть раньше, чем в России. Вероятно, поэтому там с ним связано меньше опасений и страхов. Так, в одном из колледжей Айовы отмечают, что большая часть студентов, выбравших дистанционные курсы, живет в кампусе или недалеко от него. Дело не в том, что им трудно добраться до колледжа, просто так удобнее.
Вместе с тем нельзя сказать, что онлайн-обучение выбирает только молодёжь, сроднившаяся с технологиями. Много студентов и в возрасте, причём чаще это женщины. Кроме того, дистанционные курсы иногда используют дополнительно к максимально возможному количеству очных курсов — просто чтобы быстрее завершить обучение.
Можно отметить и изменение мнения о дистанционном образовании в целом. Ещё десять лет назад исследователи были настроены достаточно критично. В частности, они упоминали нестабильность интернет-подключения, неспособность студентов к самомотивации и сомневались в возможности приспособить традиционные методы обучения под дистанционные технологии.
За истекший период образовательная интернет-среда стала совершеннее, люди привыкли к социальному взаимодействию в сети. Вектор изменился, сейчас дистанционное образование оценивается скорее положительно. Хотя говорить о том, что оно вытеснит традиционные формы, пока не приходится.