Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Лекция на расстоянии: дистанционное образование намерены внедрять «шире и шире»

Чиновники обещали к 2020 году качественный прорыв дистанционного образования в России. Сейчас оно развивается чуть медленнее, чем в других прогрессивных странах, но и на этом этапе востребовано. За удалённое обучение высказываются студенты, преподаватели и работодатели.

 

Дистанционное образование существует более 290 лет. Сейчас для этого обычно используют компьютеры, но началось всё в 1728 году с Калеба Филипса, который через «Бостонскую газету» искал учеников, чтобы преподавать им в письмах. В 1840-х годах Айзек Питман дистанционно преподавал стенографию: отправлял транскрибированные тексты студентам на открытках и получал ответы таким же образом. И это был уже полноценный курс удалённого обучения. Первый дистанционный университет открылся в 1969 году в Великобритании.

Спустя 50 лет Открытый университет Великобритании представлен более чем 300 региональными центрами в своей стране и более 40 — в других государствах. Подобные высшие учебные заведения есть в Испании, Канаде, Германии, Израиле, США, они обучают студентов у себя и за рубежом.

В России возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий прописана в статье 16 закона «Об образовании». Эти два понятия легко перепутать, но они не синонимичны. Электронное обучение подразумевает использование технических средств, в том числе для общения ученика и учителя. Расстояние между ними не имеет значения. Зато оно важно для дистанционного обучения. Впрочем, и здесь для коммуникации, по закону, используется Интернет, о бумажных письмах речи больше не идёт.

Правовой акт был принят в конце 2012 года и вступил в силу 1 сентября 2013 года. Но это не значит, что ранее дистанционного образования в России не существовало. С 1997 года проводился эксперимент по его внедрению. Уже к 2001 году российские вузы, которые участвовали в этом эксперименте, создали 588 учебных центров, их совокупная аудитория насчитывала более 206 тысяч студентов и слушателей. Дипломы получили 45 тысяч выпускников.

Согласно диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук Наталии Корнеевой, которая исследовала вопрос в середине 2000-х, среднестатистический дистанционный студент был работающей семейной жительницей небольшого города в возрасте до 30 лет со средним профессиональным образованием, ориентированной на получение квалификации специалиста или академической степени. При этом увеличение числа удалённых учащихся лишь во вторую очередь было связано с развитием информационных технологий. Первой причиной этого стало именно открытие представительств вузов.

Сейчас, по оценкам статистиков, в дистанционное образование вовлечено 4% россиян. Кроме того, приказами Министерства образования РФ утверждены списки профессий высшего и среднего образования, которые нельзя получать полностью дистанционно. В перечень попали агрономы, физики, юристы, социальные педагоги, биоинженеры и другие специалисты.

Как организуется дистанционное образование

Дистанционное образование может быть организовано по двум моделям. Полностью удалённое обучение не подразумевает очных контактов студента с преподавателем, все коммуникации проводятся удалённо. Такая модель оправдана во множестве случаев, например, если ученик имеет проблемы со здоровьем или находится очень далеко от образовательного учреждения. При частичном использовании дистанционных технологий очные встречи есть. На них обычно осваиваются дисциплины, которые требуют отработки на практике. 

Образовательное учреждение должно обеспечить студентам возможность освоить программу дистанционно в полном объёме и без потребности в других источниках информации. Следовательно, речь идёт о создании баз данных и электронных библиотек, систематизации информации в электронных архивах. Кроме того, необходимо готовить преподавательский состав для работы с информационными системами. 

Сейчас в России наиболее распространены два варианта получения дистанционного образования. Первый подразумевает полностью удалённое обучение, которое вуз организует в полном объёме. Нередко для этого университеты создают свои информационные платформы, как это сделала, например, «Синергия». 

Второй вариант — отдельные онлайн-курсы, которые могут быть зачтены в программу обучения. Основная российская площадка, созданная для получения дистанционного образования в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда», — online.edu.ru. Здесь собрано более 800 онлайн-курсов от 113 ведущих университетов страны. По итогу можно сдать дистанционный экзамен и получить сертификат об этом. Тогда курс зачтут в рамках программы бакалавриата или специалитета, по которой учится студент. Однако это возможно только в случае, если у вуза заключён договор с университетом, который разработал курс. 

Отдельно стоит отметить курсы профессиональной подготовки и так называемые онлайн-университеты. Диплом о высшем образовании они не дадут, но прикладным знаниям научат и впустят на рынок труда квалифицированным специалистом с сертификатом, это подтверждающим. Как правило, они используют для этого свои площадки и передают знания с помощью вебинаров.

Этот формат, а также видеозаписи лекций сейчас можно назвать одним из самых популярных и эффективных инструментов онлайн-образования. Студент видит и слышит преподавателя, что помогает задействовать как можно больше каналов связи. В видео легко интегрировать любые визуальные и аудиальные материалы. Вебинар здесь выигрывает ещё по одному пункту: есть возможность немедленной обратной связи, так как лекция проходит в прямом эфире. Но это требует дополнительных временных затрат от преподавателя, так как, в отличие от записи, лекцию здесь недостаточно прочесть один раз.

Дистанционное образование: за и против

За развитие дистанционного образования высказался президент Владимир Путин. На встрече со школьниками-авторами лучших сочинений в номинации «Россия, устремлённая в будущее» Всероссийского конкурса сочинений он заявил: «Дистанционное обучение у нас внедряется, внедряется широко, все шире и шире. Нам необходимо сделать это образование доступным, развивать современные технологии». Это значит, что в ближайшее время редкий чиновник отважится выступить против. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева ранее говорила, что «к 2020 году россияне почувствуют прорыв в этой области, хотя сейчас мы и отстаём от конкурентов по модернизации образования». В свою очередь министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков сообщил, что до 20% вузовских учебных программ в течение ближайших лет будет реализовываться дистанционно. Предполагается, что к концу 2025 года более 11 миллионов студентов пройдут онлайн-курсы в рамках обучения в вузе. 

Плюсы понятны. Одно из преимуществ учреждения, в котором налажено дистанционное образование, заключается в том, что все студенты, в том числе и обучающиеся очно, могут получить доступ к учебным материалам в электронном виде. Это значительно облегчает поиск учебников, пособий и прочих необходимых данных. 

Дистанционное обучение делает образование более доступным. Речь здесь идёт не только о маломобильных группах населения, но и о жителях небольших населённых пунктов. Не все могут позволить себе переезд в другой город на несколько лет, тем более что это увеличит затраты на проживание. Кроме того, удалённое обучение часто проще совмещать с работой.

Хорошо это и для экономики небольших населённых пунктов. Если человек уехал учиться в крупный город и там добивается успеха, велик риск, что он не вернётся на родину. Дистанционное образование увеличивает шансы на то, что он пригодится там, где родился. 

Но у представителей вузов есть опасения, что развитие дистанционного образования может негативно сказаться на некоторых университетах. В комментарии «Российской газете» проректор Воронежского государственного технического университета по контрольно-аналитической работе Лариса Перевозчикова отметила, что у передовых вузов больше возможностей развивать дистанционное образование и получать гранты на это. В то же время менее финансируемые учреждения рискуют стать просто «портом приписки» для тех, кто не сумел уехать в крупный город. Это, по её мнению, может привести к тому, что такие университеты лишатся возможности развиваться и продолжат сокращать штаты. 

Тем не менее, обратного пути уже, скорее всего, не будет. Онлайн-курсы есть и они востребованы. По опросам, дистанционное образование поддерживают 87% студентов и 76% преподавателей вузов и ссузов. Нет опасений и у работодателей, 73% из них не имеют ничего против обучения сотрудников через Интернет. Поэтому те образовательные учреждения, которые игнорируют развитие дистанционного обучения, рискуют попасть в число аутсайдеров в образовательном процессе. Удалённое обучение прежде всего удобно, поэтому интерес к нему у студентов будет только расти.

 

Наталья Копылова