библиотеки в электронном веке
Педагог и дизайнер — разве можно себе представить, как эти профессии сливаются воедино в современном мире? А ведь о педагогическом дизайне и специалистах, в нем сведущих, заговорили еще в прошлом веке: в 1965 году Роберт Ганье обосновал теорию обучения, подразумевающую продуманную организацию процесса получения знаний. Сейчас идея педагогического дизайна как никогда актуальна, хоть и претерпела концептуальные изменения. Что это такое и какую роль педагогический дизайн играет в обучении современных студентов?
Для будущего и настоящего: педагогический дизайн
Не так давно мы говорили об изменении традиционных профессий. Эти трансформации затронули и педагогическую сферу: с появлением новых цифровых технологий меняется и человеческое восприятие получаемой извне информации.
В этих условиях особое значение приобретает такой подход к образовательной деятельности, который, не отрекаясь от базовых педагогических принципов, привносит в них нечто новое, соответствующее духу времени и позволяющее системе образования синхронизироваться со стремительно развивающейся реальностью.
В широком смысле педагогический дизайн означает конструирование и последовательное выстраивание всех элементов процесса обучения. В более узком — и более актуальном — смысле педагогический дизайн связан со сферой дистанционного обучения: создание обучающих курсов, дизайн образовательных материалов (презентации, раздаточные материалы и т. п.). В этом смысле педдизайн оказывается связан с обычным дизайном, однако гораздо больше общего у него с психологией восприятия информации.
Поэтому в целом педагогический дизайн (Instructional design) можно назвать инструментом оптимизации деятельности преподавателя. В него входит конструирование, преобразование и сопровождение образовательной среды, изучение и сочетание образовательных ресурсов для создания психологически комфортного и эффективного обучения, в основном в онлайн-формате.
Новые обстоятельства — новый подход к образованию
Современный студент — прекрасный пример так называемой сетевой личности. Он живет в режиме многозадачности, окружен плотным, непрекращающимся потоком информации, находится в состоянии постоянной изменчивости внешних условий и обстоятельств, неопределенности, и главное — он имеет доступ к коллективному опыту человечества в электронном формате в любое время. Для «сетевой личности» гуглить — легко и просто, потому ценность фактической информации стремительно падает: больше нет смысла запоминать даты битв для урока истории или рецепт торта, чтобы порадовать семью по особому поводу. Вся информация мира — в смартфоне.
Так, фокус педагогики смещается с предметного вопроса «Что?» на качественный «Как?», а для самих студентов — как никогда прежде — важно не просто запоминать факты, а видеть между ними связь, уметь пользоваться этой информацией, а не просто держать ее в голове.
Педагогический дизайнер знает об этом. Еще он знает о том, что такое клиповость сознания, как меняется отношение студентов к обучающим материалам («Да кому вообще нужны эти говорящие головы!», «Кто вообще будет читать этот трехтомник? Лучше просмотрю краткое содержание!»).
Педагогический дизайнер не борется с мельницами: он знает, что изменения уже произошли, а потому он органично встраивает обновленный образовательный процесс в условия реальности.
Девять принципов педагогического дизайна
Педагогический дизайн — это помощник преподавателя и студента: он помогает быстрее и эффективнее усваивать материал, успешно применять полученные знания на практике. Что лежит в основе принципов его существования?
Еще со времен Роберта Ганье (1916–2002), американского педагога и психолога, выделяют такие принципы педдизайна, как:
Педагогическое проектирование: создаем материалы, курсы, образовательное пространство
Непосредственно разработкой и созданием учебных материалов, помогающих студентам в процессе обучения, занимается такой раздел педагогического дизайна, как педагогическое проектирование.
Процесс проектирования учебных материалов по многим параметрам схож с такими дисциплинами, как программирование, логистика, дизайн и прикладная психология.
Проектированием чего приходится заниматься в рамках педагогической науки?
Модели педагогического дизайна
Наконец, педагогический дизайн как образовательная концепция включает в себя еще и ряд моделей.
Вот самые известные:
Подробнее о самых распространенных и хорошо зарекомендовавших себя моделях вы можете узнать здесь.
Педагогические позиции
В традиционной педагогике выделяют такие ролевые педагогические позиции, как информатор, друг, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель.
В новой — виртуальной — образовательной среде ролевые позиции меняются: появляются позиции координатора-модератора, фасилитатора, ментора и тьютора. В чем их отличие?
Первая позиция — модератор-координатор — даже не вполне педагогическая: преподаватель, занимающий эту ролевую позицию, помогает студентам познакомиться с цифровой образовательной платформой, демонстрирует ее сервисные возможности, устанавливает контакт со студентами.
Вторая позиция — ментор — это уже активный участник сообщества, сформировавшегося на цифровой платформе. Ментор устанавливает обратную связь с обучающимися, модерирует форум, отвечает на вопросы. Ментор сам прошел путь обучения, по которому сейчас идут студенты, а потому для них важен его личный пример. Студенты подражают ментору, и так они получают от него знания.
Следующая позиция — фасилитатор. По сути это продвинутый ментор. Он обладает всем его характеристиками, но способен уже создавать ситуацию педагогического выбора и позволять студентам самостоятельно искать решение. Фасилитатору важно предложить студенту самому справиться с переходом от того, что он уже умеет и знает, к тому, что ему только предстоит узнать.
Наконец, четвертая позиция педагога — тьютор. Тьютором становится фасилитатор, который помогает изучать не только конкретную дисциплину, но и формировать междисциплинарные связи, а главное — он помогает выстроить личный путь студента, который связан не только с обучением, но и с его карьерой и жизнью. Тьютор — это индивидуальный наставник.
Эта концепция перекликается и с ролевыми педагогическими позициями при выстраивании индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ). Как и в случае с виртуальной образовательной средой, проектированием которой занимается педагогический дизайн, ставка в ИОТ делается на персонализацию процесса обучения и повышение его эффективности с помощью создания психологически комфортных для студента условий.
Педагогический дизайн в высшей школе
Таким образом, выбор правильной для конкретного студента педагогической позиции, работа с подходящей для конкретного курса педагогической моделью, соответствие образовательных решений принципам педагогического дизайна — все это делает процесс обучения простым, доступным, понятным, интересным и эффективным для всех его участников.
В случае с онлайн-пространством, в котором свою нишу уже прочно заняла образовательная сфера, педагогический дизайн становится все более и более востребованным. Педагогические дизайнеры участвуют в разработке обучающих онлайн-курсов, учебных презентационных материалов, обучающих игр и т. д.
Для университета и его профессорско-преподавательского состава соответствовать этим направлениям развития — значит следовать актуальным тенденциям развития всей сферы высшего образования.