Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Вузовские издательства включились в процесс интеграции в международное научное сообщество

По данным Российской книжной палаты, в список 50 издательств, выпустивших наибольшее число непериодический изданий в 2018 году как по тиражу, так и по номенклатуре, вошло несколько вузовских издательств. Некоторые из них попали и в топ-20 Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Об изменениях в работе вузовских издательств в электронную эпоху в интервью «Либинформ» рассказал директор издательства МГТУ им. Н.Э. Баумана А. А. Алиев.

 

— Азер Алиевич, какие изменения, на ваш взгляд, позволили издательствам, выполняющим, казалось бы, чисто утилитарную функцию обеспечения учебной литературой образовательного процесса, стать заметными игроками на рынке?

— Известно, что в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» к 2024 году правительство планирует осуществить комплексную цифровую трансформацию экономики и социальной сферы России. Одно из направлений программы — подготовка кадров для цифровой экономики. В связи с этим перед вузами стоит огромная задача — совершенствование системы образования, что невозможно без создания образовательных платформ, которые позволят молодым ученым и специалистам, а также студентам получать доступ к передовым технологиям и ресурсам. Учебная и учебно-методическая литература представляет собой тот ресурс, который невозможно исключить из процесса образования. Поэтому выпуск качественной учебной и учебно-методической литературы является актуальной задачей любого вузовского издательства. При этом для обеспечения доступа к учебной литературе она должна быть представлена не только в печатном, но и в электронном виде.

Ещё одна задача современного вуза — интеграция в международное научное сообщество. В связи с этим кроме учебной литературы вуз должен быть нацелен на выпуск рецензируемых научных журналов, монографий, сборников трудов и конференций на русском и английском языках в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к таким видам изданий.

— Какова номенклатура выпускаемой вашим издательством продукции? Сколько наименований выпускаете в год? Какими тиражами?

— Выпускаем все виды учебных пособий, учебников, учебно-методической литературы, монографии, материалы конференций. Издательство также выпускает периодические издания, что является нашей уникальной особенностью. Всем изданиям, даже объемом менее 1 печатного листа и представляющим собой учебно-методические издания, например, по курсовому проектированию и пр., присваивается ISBN. Планируем присваивать DOI не только статьям, но и непериодическим изданиям для быстрого поиска наших изданий в Интернете.

В среднем в год выпускается порядка 300 наименований продукции. Минимальный тираж — 50 экземпляров. Совокупный годовой — примерно 35 тыс. Издательство может также выпустить книгу по требованию (1 экземпляр).

— На ваш взгляд, какое место занимает ваше издательство на рынке?

— Думаю, входим в тройку по своему сегменту.

— Каким образом организована дистрибуция вашей продукции?

— В университете наши книги и журналы можно приобрести на трёх площадках. В основном же в печатном виде книги распространяются через сеть библиотечных коллекторов и книготоргующих организаций. При этом один из основных покупателей — научно-технические библиотеки вузов. Повторюсь, продукцию также можно приобрести в нашем интернет-магазине.

— Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана финансируется только вузом?

— Мы являемся структурным подразделением вуза.

— Среди авторов вашего издательства какой процент составляют те, кто не являются сотрудниками вуза?

— Процент авторов, которые не являются сотрудниками МГТУ им. Н.Э. Баумана, небольшой: не более 10…15%. Процент авторов, работающих и в нашем вузе, и в других научных организациях, выше: примерно 20…25%. И это без учета авторов научных статей, публикующихся в наших журналах, где процент сторонних авторов достигает половины.

— Как изменили работу вашего издательства цифровые технологии?

— Весь выпускаемый издательством материал доступен в электронном виде. Нами разработан и активно используется веб-портал ebooks.bmstu.ru, на котором размещается учебная и учебно-методическая литература для поддержки образовательного процесса вуза. Контент веб-портала доступен на мобильных устройствах под управлением iOS и Android.

Как я уже говорил, уникальностью издательства является выпуск девяти журналов, в числе которых три сетевых. Восемь журналов входят в Перечень ВАК, пять из них входят в RSCI, так называемый русский Web of Science. А журнал «Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия «Естественные науки» с 2016 года индексируется в Scopus.

Всю продукцию издательства можно приобрести в интернет-магазинах (например, Ozon), а также в собственном интернет-магазине издательства. Постоянно совершенствуем работу сайта издательства, стараемся идти в ногу со временем.

— Как вам удалось добиться того, что журнал «Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия «Естественные науки» стал индексироваться Scopus? 

— Была проведена огромная работа: в течение двух лет мы общались с международными экспертами. С учетом их рекомендаций работа журнала была выстроена в соответствии с международными требованиями, в работе также участвуют не только отечественные, но и зарубежные ученые. 

Современное научное сообщество приветствует выпуск журналов открытого доступа (open access). Это позволяет максимально расширить читательскую аудиторию. Поэтому было принято решение сделать все наши журналы изданиями открытого доступа (golden open access), где ни автор, ни читатель не платят за доступ к статье.

— Не планируете выпускать англоязычную версию журнала?

— Работа велась всегда, но в связи с задачей вхождения российских журналов в международные базы данных с 2019 года часть статей журнала будет выходить на английском языке. Рукописи статей на английском языке принимались с начала основания журнала, но активность авторов подавать рукописи на английском языке проявилась лишь в последние два года.

— Что дает вузу и издательству индексация в Scopus?

— Повышает уровень деловой репутации в международном научном сообществе как вуза, авторов, так и издательства. А издательству это позволяет расширить научные связи с зарубежными вузами, издательствами и другими научными ассоциациями.

 

Интервью подготовил Александр Вохмянин