библиотеки в электронном веке
Интервью с трехкратной участницей Всероссийского конкурса «Лаборатория лидерства — лучший университетский библиотекарь» Надеждой Чинёновой из Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.
Всероссийский конкурс «Лаборатория лидерства — лучший университетский библиотекарь», единственный в России конкурс профессионального мастерства для сотрудников вузовских библиотек, проводился трижды, с 2021 года. В 2025 году конкурс пройдет уже в 4-й раз. Чем запомнились прошедшие сезоны, как конкурс изменил профессиональную жизнь участников, чему научил — об этом ЛибИнформ поговорил с Надеждой Николаевной Чинёновой, участницей всех трех прошедших конкурсов, где наша собеседница представляла библиотеку Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.
Надежда Николаевна, как Вы узнали о том, что для вузовских библиотекарей впервые в России организуется конкурс профессионального мастерства и почему решили в нем участвовать?
Получила приглашение на вебинар по случаю запуска первого конкурса и решила присоединиться к встрече — ради интереса послушать, что о нем расскажут организаторы. Меня так впечатлило выступление председателя жюри, Нателы Нодарьевны Квелидзе-Кузнецовой, ее слова поддержки, что я поняла — хочу быть сопричастной к библиотечному сообществу, где люди мыслят иначе, где понимание места и значения библиотеки в университете отличается от традиционных стереотипов, где роль библиотечных специалистов видится гораздо шире.
Всё это совпало с тем, чем я занималась в отделе комплектования и научной обработки литературы на протяжении 8 лет. Благодаря работе в отделе я стала общаться непосредственно с издательствами и в целом вовлекаться в большее количество процессов в вузе.
Кроме того, конкурс объявили в разгар пандемии, когда все мероприятия проходили дистанционно, и я чувствовала, что в этой оторванности от того, что сейчас происходит в библиотечном мире, появляется некоторая зашоренность. Всероссийский конкурс стал возможностью включиться в большое профессиональное сообщество и убедиться, что я не одна, что есть люди, которые тоже хотят расти и развиваться в своей деятельности.
За три года участия Вы показали существенный прогресс в итоговых результатах: с 93 места в 2021 году до топ-20 в 2023-м. Поделитесь, пожалуйста, как Вы восприняли свой результат в первом конкурсе? Расстроились?
Расстроилась. Но, в принципе, я и не ожидала сверхъестественного результата, потому что видела, с кем соревнуюсь, из каких университетов другие участники. Коллеги представляли библиотеки-флагманы, которые задают тренды по многим позициям в отрасли. Я же из не столь большого, по столичным меркам, но значимого для нашего региона вуза, который за 90 лет своего существования прошел путь от педагогического института до классического университета.
В одном из этапов первого конкурса я вообще не прислала ответ, как потом поняла, — зря. Задания касались проектной деятельности, а у меня это не самая сильная компетенция. Моя ошибка была в том, что я не предприняла даже попытки хоть что-то написать по этой теме и просто пропустила этот этап. Естественно, потом это сказалось на общем результате.
К счастью, — и мне это особенно нравится в организации конкурса, — даже если пропустишь один из этапов, ты не выбываешь из соревнования и можешь показать свою компетентность в других этапах, добрав баллы на тех заданиях, в которых ты наиболее силён.
Я сделала выводы и на второй год участия сменила тактику: ни в коем случае не пропускать ни одного этапа, отвечать на все вопросы и преподносить в ответах своё видение. Жюри допускает возможность рассказать в своем ответе о чужом опыте, если нет собственного, проанализировать практику коллег из других учреждений. Считаю, это здорово: так ты даешь понять коллегам, что их опыт заметили, они стали для кого-то примером, на них ориентируются в других библиотеках.
На третий год проведения конкурса я уже задумалась: участвовать, не участвовать? Решила: попробую еще раз. Мне было интересно посмотреть, что будет нового, какие будут задания, узнать, чем живут коллеги в других библиотеках. Я стала следить за тем, что сейчас делают вузовские библиотеки, кто какие тренды задает.
А еще хотелось подтвердить свою квалификацию. Одно дело, когда у тебя есть некий авторитет внутри университета, и совсем другое — когда тебя признает библиотечное сообщество, когда тебе дают оценку как профессионалу твои коллеги извне.
Было такое, что к третьему конкурсу появилась та самая «спортивная злость», амбиция на этот раз пробиться в топ-20 или даже в десятку лучших?
Было, и отчасти тут сыграло свою роль то, что я вдруг осознала: конкурс — это же по сути курс повышения квалификации. Обучающие программы для библиотекарей в среднем стоят 20 тысяч рублей, для многих из них требуется выезд в Москву и прочие сопутствующие расходы. Не всегда у библиотеки есть финансовые возможности их оплатить. А здесь, на конкурсе, я увидела, что у меня, к примеру, проседает проектная деятельность. Прошла онлайн-курсы повышения квалификации от «Лани», получила сертификат и в следующий раз уже была готова по этой теме.
К третьему конкурсу появилась жажда здоровой конкуренции, стремление доказать, прежде всего себе, что я могу гораздо больше, и мои компетенции шире, чем просто обязанности заведующего отделом. К тому времени я уже стала проводить занятия для студентов и преподавателей по наукометрии, работала с профилями в РИНЦ. Пора было заявить о себе как о разностороннем специалисте с широким диапазоном функций.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашей работе с наукометрией.
На третий год участия в конкурсе, в этапе, посвященном наукометрии, моя работа вошла в топ-5 лучших — настолько хорошо я прокачала свои навыки в этом направлении. После второго года участия я обратилась к отделу лицензирования и аккредитации с предложением обновить внутриуниверситетский курс повышения квалификации для преподавателей, включив в него мои лекционные часы по наукометрии. Идею поддержала наш проректор по научно-исследовательской работе и международным связям.
Я знала, что преподаватели недостаточно информированы в вопросах наукометрии и библиотечных информационных ресурсов, и поэтому инициировала новый формат курса, с более широким охватом аудитории. Для этого дифференцировала группы слушателей: отдельно стала читать курс для преподавателей, отдельно — для первокурсников, для студентов, которые пишут курсовые работы, и для дипломников. Участие в «Лаборатории лидерства» стало для меня глотком свежего воздуха, замотивировало на то, чтобы двигаться дальше, улучшать свои навыки и систематизировать текущую работу, вывести ее на другой уровень.
Всё это вылилось в продуктивное сотрудничество с другими подразделениями: с отделом организации научных исследований, отделом инновационного развития, отделом компьютерных технологий, отделом лицензирования и аккредитации. В ректорате во мне увидели специалиста, который не просто представлял библиотеку на всероссийском конкурсе, но и продолжает работать в целом на университет. Мы с коллегами подсчитали, что только на одном курсе повышения квалификации для преподавателей помогли вузу сэкономить более сотни тысяч рублей. Один семинар с модулем по наукометрии стоит порядка 12 тысяч рублей на одного человека, плюс расходы на командировку. Мы же проводим занятия абсолютно бесплатно.
Теперь Вы занимаетесь наукометрией в вузе?
Частично. В свое время я успела оформить отслеживание публикаций в Scopus, и сейчас, когда ресурс недоступен в России, мне приходят оттуда отчеты. Основной же работой в этом направлении по-прежнему занимается отдел организации научных исследований, а я оказываю коллегам помощь по мере возможностей, консультирую по Science Index и другим вопросам.
Библиотеку из-за этого не воспринимают как подразделение-конкурента?
Нет, наоборот: коллеги видят в нас соратников.
Что еще нового о себе как о сотруднике Вы узнали за время участия в конкурсах? Было ли такое, что Вы по-новому взглянули и на свою профессию, и на место библиотеки в университете?
После конкурса я задумалась: вот у меня 20 лет стажа работы в библиотеке. А что стоит за этой цифрой? Работать же можно по-разному: просто приходить в свой отдел и весь день проводить в текущих делах, и на этом всё. А можно привнести в библиотеку что-то новое, преподнести её с новой стороны, показать коллегам из других подразделений, что вместе мы может создавать для университета полезные, нужные, востребованные проекты.
Вы знаете, ни один сотрудник, к которому я обращалась в ходе участия в конкурсе и при последующей работе, не отказал мне в поддержке, не сказал, что «нам это неинтересно, это не к нам». Все активно шли на сотрудничество и с воодушевлением принимали мои инициативы, потому что видели: библиотека — это не только про выдачу и приемку книг, это важнейшая для образовательного процесса структура в вузе.
Изменилось ли после конкурса Ваше понимание того, какие еще функции может выполнять библиотека в вузе?
Мне вообще всегда была близка позиция, когда из библиотеки делают информационно-библиотечный центр, где не разделяют издательство и собственно библиотеку, потому как многие вопросы мы решаем совместно. К примеру, я отслеживаю контрольные экземпляры учебных пособий и монографий и слежу за тем, чтобы всё, что выпускает наше издательство, попадало в фонды библиотеки.
Кроме того, я уже озвучивала руководству идею создать на базе библиотеки бюро научного перевода с участием факультета иностранных языков. При появлении такого подразделения авторам публикаций для зарубежных научных журналов не придется искать добросовестного переводчика на стороне и платить за его услуги существенные деньги. Академический английский — одно из базовых условий для публикаций в высокорейтинговых иностранных журналах, и наши преподаватели-лингвисты владеют этой компетенцией. Мы могли бы взять на работу в такое бюро магистров лингвистики, под кураторством опытных преподавателей. Думаю, это привлекло бы в библиотеку еще больше пользователей.
Помимо этого, можно создать Центр публикационной активности, где мы помогали бы с подбором журналов для размещения статей преподавателей, оформлением их под требования журнала. Особенно это было бы полезно молодым ученым, магистрам и аспирантам. Дополнительным функционалом центра было бы продвижение публикаций наших авторов.
Здорово, что конкурс так повлиял на запуск Вашей профессиональной активности. А что было самым сложным в ходе этого соревнования: какое-то конкретное задание или, может, в целом его полугодовая продолжительность?
Самое сложное — сформулировать свою мысль в грамотный емкий ответ на вопрос задания, с определенным лимитом по количеству знаков. Я с детства привыкла писать длинными сложными предложениями, а здесь требовалось отвечать лаконично и при этом содержательно.
Поначалу я пыталась одна редактировать свои тексты, перечитывала их, вносила правки, потом стала просить коллегу оценить, могла почитать кому-нибудь вслух — мнение слушателей всегда помогало улучшить написанное, убрать лишнее, правильно расставить акценты.
А на Вашу профессиональную самооценку конкурс как-то повлиял?
Конечно! Я поняла, что не зря ем свой хлеб. До участия в конкурсе я понимала, что за годы работы накопила огромный багаж знаний. Но одно дело знать и понимать что-то в профессии, а другое — воплощать на практике свои идеи, инициативы, мечты. Конкурс показал, что такие возможности у меня есть, но нужно прежде всего самой проявлять активность. Под лежачий камень вода не течёт.
Было ли на третий раз у Вас ощущение, что теперь Вы знаете о конкурсе всё, или задания Вас чем-то всё-таки удивили?
В третий раз я чувствовала себя гораздо увереннее. Особенно после того, как вошла в пятёрку лучших на одном из этапов. Сначала не могла поверить, что это правда, думала: вдруг ошиблась. Даже не стала никому говорить. Только после того, как на сайте конкурса опубликовали результаты и я несколько раз перечитала свою фамилию, тогда уже обрадовалась. Сразу позвонила друзьям, родным, коллегам. Все меня поддержали, похвалили, это было так приятно! Думаю, реакция близких мне людей во многом вдохновила меня собраться с силами в следующем этапе.
А еще мне кажется, если бы я не показала существенного прогресса в итоговых результатах во втором конкурсе, я бы засомневалась участвовать в третий раз. Но когда я увидела, что двигаюсь вверх в турнирной таблице, то все страхи рассеялись: решила — подаю заявку на участие и снова отправляюсь в этот сложный, но очень интересный путь.
Интервью провели: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст: Екатерина Позднякова