Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Самый читаемый учебник года: как практикум из Самары покорил крупнейшую базу знаний вузов РФ

ЛибИнформ беседует с авторами самого востребованного в 2024 году издания в фонде Консорциума СЭБ — преподавателями Самарского государственного аграрного университета.

В 2024 году самым популярным изданием в фонде Консорциума сетевых электронных библиотек (СЭБ) — крупнейшей базы знаний российских университетов — стало учебное пособие преподавателей Самарского государственного аграрного университета. Практикум под названием «Внутренние незаразные болезни» оказался самой читаемой книгой в фонде из 86 000 наименований образовательного контента от 415 вузов — к ней обращались более 4200 раз только за прошедший год. 

ЛибИнформ пообщался с авторами книги о том, как сегодня создаются учебники для вузов и что реально мотивирует преподавателей заниматься издательской деятельностью.   

Авторы самого востребованного в 2024 году издания в фонде Консорциума СЭБ — Юлия Александровна Курлыкова и Александр Васильевич Нечаев — работают в Самарском ГАУ на одной кафедре — анатомии, акушерства и хирургии. Параллельно, по совмещению, Юлия Александровна возглавляет университетскую клинику. О том, что их учебное пособие стало самым популярным в крупнейшей базе знаний российских университетов по всем направлениям подготовки, в фонде Консорциума СЭБ, в котором состоят все аграрные вузы страны, узнали с большим удивлением, хотя, конечно, приятным. 

По информации оператора проекта, EdTech-компании Лань, в фонде Консорциума СЭБ возник интересный эффект. Размещенным в нем контентом аграрных вузов пользуются университеты-участники абсолютно всех профилей — не только другие аграрные университеты, но и технические, классические, медицинские вузы. Видимо, широкий ассортимент ресурса стимулирует пользователей обращаться к разнообразным источникам, что, безусловно, благо, ведь чтение учебной литературы по-прежнему является важнейшим элементом получения знаний. 

Вместе с тем вы как преподаватели, конечно же, знаете, что печатная литература для высшей школы не то чтобы сходит на нет, но тиражи ее существенно сократились. За последние 20 лет — в 100 раз. Теперь бумажные учебники играют в образовательном процессе вуза совершенно другую роль, библиотеки их практически не закупают. Издание учебника давно перестало быть способом заработка для авторов. 

И вот на фоне падений тиражей бумажной вузовской литературы и в целом снижения спроса на нее появляется другой способ распространения учебного контента — в цифровом формате. Например, на платформе электронной библиотеки Лань, в составе Консорциума СЭБ, и такой формат оказался очень востребованным. Для вас как авторов — насколько это ценно и важно? 

Александр Нечаев (далее — А. Н.)

— Я сам приверженец традиционного формата учебников, мне по-прежнему легче и проще воспринимать информацию с бумажного носителя. Для меня это приятная сердцу классика. 

Смотрю сейчас на своих студентов, которые по любому вопросу сразу же обращаются к гаджету, и думаю о том, что это, конечно, соответствует времени, но все же — в дисциплинах, которые я преподаю, есть литература, которую я бы рекомендовал студентам изучать в бумажном виде.  

Но даже несмотря на мои личные предпочтения, востребованность нашего издания в электронном виде для меня тоже важна. Когда мы готовили это учебное пособие, мы не думали о том, где, на какой платформе оно будет размещено и сколько раз его прочитают. Просто старались выполнить свою работу качественно, в рамках наших рабочих программ, придерживались принципа: делай хорошо, плохо само получится.  

Сколько всего учебников или учебных пособий вы уже издали? 

Юлия Александровна Курлыкова (далее — Ю. К.) 

— У меня издано семь учебников по разным тематикам. В основном по тем дисциплинам, которые я веду: оперативная хирургия и топографическая анатомия. Также я занимаюсь болезнями мелких животных. Тематика моих изданий всегда соответствует актуальному учебному плану.

Сколько времени занимает у вас в общей сложности подготовка учебника: от начала работы над рукописью до получения на руки готового экземпляра?  

А. Н. 

— Когда мы составляем план-задание на кафедре, то рассчитываем в среднем на весь учебный год. Причем нужно учесть, что до выпуска рукопись проходит  проверку в редакционном отделе, после чего ее предстоит доработать. 

Какой этап лично для вас самый интересный, а какой — самый сложный, ресурсозатратный? 

Ю. К. 

— Самый сложный этап, пожалуй, и есть самый интересный — это собственно сбор и подготовка материалов для будущего учебника, когда надо сидеть искать подходящие иллюстрации к нашей теме, формулировать простые понятные примеры, которые можно, что называется, на пальцах объяснить любому студенту. 

А летом, во время самых длинных каникул в году, работаете над рукописями?

А. Н.  

— Как правило, нет. Стараемся отдыхать. Для нас новый год начинается 1 сентября, и к этой дате важно прийти с новыми силами. Можно, конечно, упираться и работать еще и летом, но потом  — с чем ты придешь к студентам? Отпуск преподавателям положен продолжительностью 56 дней не просто так. В нашей профессии очень важно восстанавливаться. 

Что для вас как авторов приносит издание собственного учебника? В начале разговора мы уже говорили о том, что сегодня больших денег на этом не заработать, а ведь это — немалый труд. Зачем тогда вам это нужно? 

Ю. К. 

— В первую очередь существует план издания, который мы обсуждаем в начале каждого учебного года на кафедре: какая потребность есть на данный момент в литературе в образовательном процессе, кто что будет издавать в этом году. Учебники не планируются в стол, они создаются исходя из содержания учебных программ.  

А. Н. 

— Вероятно, это звучит прагматично, но создание учебника для преподавателя — это в общем рабочая рутина. Классические учебники в принципе нет смысла переделывать, разве что дополнять актуальной информацией, а вот пособия по новым тематикам всегда нужны в образовательном процессе. 

И все же любому автору важно, чтобы его книга читалась, чтобы по ней работали, учились. Занимаетесь ли вы продвижением своих трудов?

А. Н.  

— «Рекламой» вроде «не засчитаю экзамен, пока не купите мой учебник» мы, конечно, не занимаемся. Любое новое издание мы обязательно добавляем в рабочие программы, которые регулярно обновляем, поэтому у студентов всегда есть информация о том, что появился новый учебник и стоит им воспользоваться. Что это помощник в подготовке не только к занятиям, но и к устным опросам, а потом и к итоговой аттестации.

Кроме того, я всегда говорю студентам: когда вы будете заканчивать вуз, хорошим тоном будет считаться наличие у вас собственной настольной библиотеки учебной литературы. Запомнить все, чему вас учили в университете, невозможно. Любому ветеринару хорошо бы, конечно, знать патогенез каждого заболевания, но это просто нереально. Поэтому лучше иметь на своей полке классические учебники, к которым вы всегда сможете обратиться. И не только, кстати, учебники. Я серьезно рекомендую каждому своему студенту иметь в домашней библиотеке книги Джеймса Хэрриота, английского писателя и ветврача, который еще в ХХ веке вместе с жизненными сюжетами и юмором в своих произведениях описал множество примеров по терапии сельскохозяйственных и домашних животных. И они абсолютно актуальны!

Получается, когда ваш учебник был размещен в фонде Консорциума СЭБ, вы не особенно задумывались, сколько у него будет прочтений, станет ли он популярным среди студентов в том числе из других вузов? 

А. Н.

— Конечно нет! Более того, если бы мы изначально знали, что вместе с нами свои труды в фонде проекта размещают все аграрные университеты страны, включая ведущих — Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина и другие уважаемые вузы, — не знаю, решились бы мы тоже поучаствовать. А в итоге именно наша работа стала самой читаемой! Цена такого результата гораздо выше, потому что это объективные данные, без всяких протекций. Мы никак не можем повлиять на статистику чтения и, честно говоря, можем только предполагать, почему наше учебное пособие оказалось таким популярным. 

Ю. К.

— Возможно, это связано с тем, что современной специальной литературы по сельскохозяйственным направлениям в целом не так много. Я до сих пор иногда пользуюсь уникальными изданиями 1976 года, по которым сама когда-то училась. 

Сегодня ситуация улучшилась благодаря тому, что все новинки теперь появляются в электронном виде, и студенты прямо на занятии могут зайти в образовательную цифровую среду и открыть нужный источник в своем гаджете. Иногда проверяют, насколько мы, преподаватели, точны. 

Значит, внимательно слушают…

А. Н. 

— Да, это хорошая практика! Держит в тонусе. Вот сегодня мне на занятии неожиданно задали вопрос: а какой эфир используется при гиперемии головного мозга — этиловый или метиловый? Пришлось вспоминать, потому что, как я уже говорил, преподаватели тоже не могут держать в памяти абсолютно все, чему учат студентов. 

Уже строите планы по поводу издания новых учебников или учебно-методических пособий? 

Ю. К. 

— У меня сейчас в работе небольшое методическое указание по востребованной теме диетотерапии мелких животных — это актуальный сейчас материал, нужный мне для учебного процесса. Пока данных по этой теме мало, поэтому, скорее всего, издание будет впоследствии дополняться.

 

Текст: Екатерина Позднякова