Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

РГПУ им. А. И. Герцена: РУМЦ открыт для студентов с инвалидностью

В октябре 2017 г. на базе 16 ведущих вузов, отобранных на конкурсной основе, были созданы ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что позволило интенсифицировать инклюзивные процессы в региональных системах высшего образования. В Санкт-Петербурге такой РУМЦ создан на базе РГПУ им. А. И. Герцена. О том, что удалось сделать за год работы центра, в интервью «Либинформ» рассказал директор РУМЦ РГПУ им. А. И. Герцена Виталий Зорахович Кантор.

 

— Сейчас сетью ресурсных учебно-методических центров охвачена вся территория Российской Федерации. На востоке крайняя точка этой сети — Хабаровск, где такой центр создан на базе Тихоокеанского государственного университета, а на Северо-Западе — Санкт-Петербург. Герценовский университет — единственный вуз Петербурга, который завоевал право и удостоился чести стать частью этой сети.

— Виталий Зорахович, какова, на ваш взгляд, сверхзадача ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ?

— Функционал ресурсных учебно-методических центров связан с тем, чтобы в разных аспектах стимулировать развитие инклюзивного высшего образования, т. е. того высшего образования, которое было бы доступно для инвалидов не на базе специализированных учреждений высшего образования, а на базе вузов массового типа.

Понятно, что такая масштабная задача не может решаться силами лишь того вуза, на базе которого создан РУМЦ. Поэтому одним из условий эффективного функционирования каждого РУМЦ было развертывание сетевого сотрудничества с вузами, расположенными на территории закрепленных за ним регионов.

Логика, которой мы руководствуемся, связана с тем, чтобы решить две взаимосвязанные задачи.

Первая — выстроить неразрывную вертикаль между довузовским этапом образовательной карьеры человека с инвалидностью (речь идет о профориентации в школах, изучении образовательных потребностей старшеклассников), комплексным — научно-методическим, технологическим и т. п. — сопровождением образовательного процесса собственно в вузах, а далее — так сказать, сопряжение вузовского образования с рынком труда, т. е. содействие в трудоустройстве и постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью уже на местах работы. Это стержневая идея.

Другая же наша задача состоит в том, чтобы связать в системе многоуровневого сотрудничества не только образовательные учреждения, но и органы исполнительной и законодательной власти, средства массовой информации, специальные библиотеки и электронно-библиотечные системы, являющиеся держателями учебно-методического контента, службы уполномоченных по правам человека и по правам ребенка, а также общественные организации самих инвалидов.

Иными словами, мы стремимся построить многоуровневую систему сетевого взаимодействия.

— Какова зона ответственности РУМЦ, созданного на базе РГПУ им. А. И. Герцена? Сколько вузов-партнеров сотрудничают с вами?

— Наша зона ответственности — Санкт-Петербург и Ленинградская область. В прошлом году мы заключили договоры о сотрудничестве с 11 вузами. Причем мы вовлекали в сетевое сотрудничество не только крупные и государственные вузы, но и вузы относительно небольшие и негосударственные. При этом мы стремились включить в орбиту нашего взаимодействия вузы различных профилей: и инженерные, и экономические, и гуманитарные. Это делалось для того, чтобы охватить все проблемное поле с точки зрения профилей и направлений подготовки.

В 2018 г. мы заключили соглашения с Лесотехническим университетом, с Университетом промышленных технологий и дизайна, с ЛЭТИ, с Архитектурно-строительным университетом и Балтийским гуманитарным университетом. Такова наша партнерская сеть на данный момент.

— Чего удалось добиться за год работы?

— Мы провели серию профориентационных мероприятий в специальных школах города и области, в общей сложности в них участвовали ученики 6 школ. Мы внедрили очень удобную для них форму — своего рода «день открытых дверей наоборот». Назвали мы ее «Университетский день в школе-интернате». Суть состоит в том, что на встречу со старшеклассниками прямо к ним в школу-интернат приезжают представителей 6–8 вузов, являющихся нашими сетевыми партнерами. Сначала школьникам дается информация о правилах приема, о процедуре подачи документов, об особых правах, которые имеют абитуриенты-инвалиды. А дальше вниманию ребят предлагаются презентации вузов, в которых характеризуются реализуемые в них образовательные программы, описываются условия, создаваемых для абитуриентов и студентов с инвалидностью. Затем представители вузов отвечают на вопросы школьников. Такая практика вызывала живой интерес у выпускников школ-интернатов.

И это было для нас очень важно, поскольку в ходе мониторинга, который мы провели в рамках деятельности РУМЦ, выяснилось, что с определенностью и мотивацией профессионального выбора у старшеклассников, обучающихся в специальных школах, есть серьезные проблемы: обнаружилось, например, что только в районе 20–30% из них уже имеют четкое представление о том, где и какое образование после школы они собираются получать. У остальных же, по их словам, есть либо сомнения, либо неясность в этом вопросе.

И с этой точки зрения трудно переоценить то, что благодаря проведенным «Университетским дням» несколько сотен детей-инвалидов были охвачены профориентационной работой, направленной на информирование о вузовской системе региона. И сами дети, и педагоги отмечали, что это дало весьма ощутимый эффект.

Далее, если говорить о достигнутых результатах, то надо отметить, что в структуре РУМЦ создан центр коллективного пользования специальными техническими средствами обучения, в нем оборудованы три специализированных учебных места для незрячих студентов, оснащенных компьютерами с программой синтеза речи, брайлевскими дисплеями и принтерами, читающими машинами, которые озвучивают плоскопечатный текст. Есть и два электронных видео-увеличителя, позволяющих тем студентам, у кого сохранилось остаточное зрение, работать с плоскопечатным текстом.

Кроме того, оборудованы два специализированных учебных места для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата — они оснащены столами с микролифтами и компьютерами со специальными джойстиками и клавиатурами.

Словом, мы открыты для любого студента-инвалида, обучающегося нашем городе и области. Если у кого-то из студентов либо дома, либо в вузе нет того или иного из имеющихся у нас технических средств, а ему остро необходимо им пользоваться, чтобы справляться с учебными задачами, он этим техническим средством может пользоваться у нас.

Также, говоря о результатах нашей работы, нужно обязательно упомянуть о том, что у нас функционирует колл-центр. Его телефоны: 7-800-777-76-43 и 7 (812) 643-77-64.

Мы отвечаем на звонки самих студентов-инвалидов, их родителей, вузовских педагогов по любым интересующим или беспокоящим их вопросам, касающихся организации инклюзивного обучения в вузах.

И еще одно. Нами разработан пакет адаптированных учебно-методических материалов, включающий в себя учебно-методические комплексы, пособия, адаптационные курсы. Это те материалы, которые будут размещены в открытом доступе и которые адресованы и вузовским педагогам, и студентам одновременно.

— А занимаетесь ли вы повышением квалификации вузовских работников, и если да, то сколько человек прошли у вас повышение квалификации?

— Уже второй год подряд в рамках деятельности РУМЦ мы реализуем программу повышения квалификации, которая называется «Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного высшего образования». В прошлом году мы обучили по ней 242 человека, а в этом — 229 человек в общей сложности из 12 вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Все они получили свидетельства о повышении квалификации, что важно как само по себе, так и для портфолио сотрудников и укрепления мониторинговых показателей наших вузов-партнеров.

Помимо этого мы реализуем программу дополнительного образования волонтеров для студентов из вузов-партнеров. Курс состоит из двух частей: теоретической, реализуемой онлайн, и практико-ориентированной, реализуемой в очном формате.

Студентов знакомят с нормативно-правовыми основами волонтерской деятельности, спецификой волонтерской работы с различными категориями инвалидов, будь то инвалиды по слуху, инвалиды по зрению или инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Завершается обучение не только тестированием, но и защитой студентами своих проектов. 

— Как строится взаимодействие РУМЦ с общественными организациями?

— В ноябре мы принимали у нас в РУМЦ председателей советов обучающихся вузов города и студенческих общественных организаций. Мы с ними говорили о проблемах взаимодействия органов студенческого самоуправления и студентов-инвалидов как раз в аспекте развития инклюзивного образования. Понятно, что студенческое самоуправление —очень важный ресурс укрепления инклюзивных трендов в высшей школе, ведь, — и давайте не будем это скрывать, — формально совместное обучение студентов-инвалидов и студентов не-инвалидов — это отнюдь не инклюзия. Важно, чтобы было реальное взаимодействие между ними — партнерское и равноправное. И без поддержки со стороны студенческого самоуправления эту задачу решить невозможно.

А до того у нас было очень интересное мероприятие, посвященное вопросам профессионально-общественного взаимодействия и состоявшееся на площадке Санкт-Петербургского правления региональной организации Всероссийского общества слепых — одной из крупнейших общественных организаций инвалидов в регионе. Представители вузовской общественности и органов управления образованием обсуждали проблемы того, как улучшить ситуацию и в области профориентации, и в области сопровождения обучения в вузах, и в области трудоустройства. И очень важно было услышать мнение по всем этим вопросам, которого исходя из собственного опыта придерживаются сами студенты-инвалиды по зрению, их родители, а также незрячие работники интеллектуального труда.

И еще одна из форм работы и с общественностью, и с вузами — это вебинары, которые мы транслируем через Интернет, посвящая их самым разным аспектам инклюзивного высшего образования: от организации адаптивной физкультуры и спорта для студентов-инвалидов и ассистивной поддержки абитуриентов-инвалидов до презентации опыта отдельных успешных инвалидов — тех, кто и высшее образование получал инклюзивно, и теперь работает также в инклюзивном формате.

— Как часто удается проводить встречи работодателей и представителей служб занятости со студентами-инвалидами из Герценовского университета и из вузов, являющихся его партнерами по линии РУМЦ?

— За год мы провели 5 мероприятий по содействию трудоустройству выпускников. Мы сводили на одной площадке, с одной стороны, старшекурсников и недавних вузовских выпускников из числа инвалидов, а с другой — представителей центров занятости населения, работодателей, социальных предпринимателей. Очень важно было их, так сказать, состыковать, ведь условный среднестатистический работодатель зачастую не очень понимает, чего потребует от него трудоустройство инвалида. И беспочвенные опасения, страх относительно приема на работу инвалида нередко связаны именно с неинформированностью работодателей в вопросах взаимодействия с инвалидами.

Кроме того, в рамках этих мероприятий со студентами проводились тренинги, чтобы они овладевали навыками самопрезентации, учились составлять резюме, проходить собеседование. Получали студенты-инвалиды и представление о региональных программах поддерживаемого трудоустройства, в частности о таком механизме, как стажировка с последующим трудоустройством.

 

Интервью подготовил Александр Вохмянин