библиотеки в электронном веке
Первая модельная библиотека федерального проекта «Библиотека нового поколения» открылась в начале сентября в Мурманске — в филиале №24 Центральной городской библиотеки. Об этапах ее создания и первых результатах работы рассказывает автор мурманского проекта — директор Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная городская библиотека г. Мурманска» (МБУК «ЦГБ») Светлана Исаева.
– Светлана Евгеньевна, в Мурманске в 2008–2012 годах была реализована муниципальная программа «Развитие муниципальных библиотек как информационных интеллект-центров (ИИЦ)». Чем такие центры отличаются от привычных библиотек?
– Программ было больше, и они продолжают действовать и сейчас. Модернизация муниципальных библиотек была призвана вывести качество предоставляемой муниципальной услуги на новый уровень — это и предоставление персональных компьютеров для работы и электронных баз данных, и внедрение других, современных услуг посредством новых технических средств. Именно это и отличало ИИЦ от обычной библиотеки, на сегодня вся сеть является информационными интеллект-центрами.
– Чем модельная библиотека отличается от стандартного мурманского интеллект-центра?
– Любая библиотека является частью социума, в котором она находится, а наш город живет и развивается, поэтому и наше учреждение также ставит себе новые задачи, ищет новые пути коммуникации с аудиторией. Финансирование в рамках национального проекта позволило на более высоком качественном уровне реализовать пространственные решения для комфорта пользователей и приобрести технологически сложное оборудование. Наибольшим отличием стало максимальное открытие фондов, простая навигация для самообслуживания, возможность для посетителей самостоятельно переорганизовывать пространство-трасформер, изменение состава фонда для читального зала.
– Расскажите, как вы стали участниками проекта «Библиотека нового поколения»? Были ли трудности с оформлением заявки? Что бы вы посоветовали вашим коллегам, желающим войти в проект? Как им найти взаимопонимание с региональными и муниципальными органами власти? Ведь без их поддержки не попасть в федеральную программу.
– Трудности, конечно, были. В первую очередь — сроки, но теперь организаторы уже учли этот опыт. Второе — универсальность анкеты, далеко не все пункты были понятны. Как заполнять ее для городских библиотек, как учитывать специфику зданий и многого другого? К счастью, проектный офис достаточно оперативно отвечал на запросы и старался пояснить спорные или сложные моменты.
Из пожеланий — это воля к победе и вера в успех своих действий. Не сдавайтесь!
Что же касается диалога с властями: на мой взгляд, очень важно демонстрировать готовность к взаимодействию, актуальность и социальную значимость собственной работы, понимание ситуации в населенном пункте. Необходимо доказывать делами соответствие задачам, которые ставит руководство, и идти к намеченной цели пусть даже маленькими шажками. Находить партнеров, в том числе в коммерческой сфере.
– Насколько опыт пилотных проектов, реализуемых с 2015 года, помог вам в создании вашего оригинального проекта? Поддерживали ли вы контакты с создателями пилотных проектов?
– К сожалению, когда мы узнали о проведении конкурса, то было уже очень поздно с кем- либо связываться, ведь заявка составлялась буквально на бегу, поэтому, как я сказала ранее, я ориентировалась на имеющийся опыт.
– ИИЦ филиал №24 специализируется на работе с пенсионерами и людьми с ограниченными возможностями. Какие направления работы модельной библиотеки ими наиболее востребованы?
– Библиотека продолжает работать в соответствии со своей основной функцией, а именно: предоставление доступа к информации, консультации по навигации на различных ресурсах, в том числе для саморазвития. В данный момент востребованы мультимедийные технологии (шлем VR и голосовое управление персональным компьютером с помощью помощника «Алиса» от Яндекса), прикладные (реализована тактильная интерпретация двух картин о Мурманске и пользуется популярностью стол для песочной анимации), хорошие отзывы о кинопоказах и экскурсиях по городу.
– Возросла ли посещаемость библиотеки после смены ее статуса в сентябре? Если да, то за счет чего?
– Мы ориентированы не на количественный прирост показателей посещаемости, а на качественное изменение наших посетителей: с развитием доступной среды больше людей с ОВЗ стали приходить к нам, пополнение фондов графическими романами и литературой young adult привлекли молодежь. Но еще рано подводить итоги.
– В МБУК «ЦГБ» входят 18 ИИЦ. Все ли они превратятся в модельные библиотеки? Каким образом вы планируете развивать вашу сеть? Как опыт создания модельной библиотеки повлияет на развитие сети?
– Мы планируем и дальше подавать заявки на конкурс в национальном проекте. Но в Мурманске программа модернизации муниципальных библиотек действует с 2008 года, и достаточно успешно. Так, в 2008 и 2009 годах были открыты две библиотеки в торговых центрах. Что касается дальнейшего развития по идее «третьего места» (городское пространство, которое не связано с домом или с работой), то, конечно, мы будем внедрять подобное в рамках всей сети.
– Есть ли своя специфика в работе библиотек заполярных городов, где ночь длится по полгода?
– Здесь, скорее, влияют не полярные ночь или день, а достаточно суровой климат и 9 месяцев зимы. Для прогулок в городе сейчас создано много парковых зон и скверов, но все-таки общаться с друзьями удобнее в помещении, и библиотеки становятся такими местами встреч.