Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Консорциум СЭБ — один из лучших примеров эффективной образовательной коллаборации

Как Консорциум СЭБ из сугубо библиотечного ресурса превратился в драйвер сетевого взаимодействия российских вузов и почему современным науке и образованию нужны подобные объединения.

 

Консорциум сетевых электронных библиотек, СЭБ — самое значительное по числу участников объединение российских вузов. В настоящее время в проекте 353 образовательные организации. 

По результатам использования ресурса в 2021 году в тройке самых читающих участников и вузов с наиболее популярным контентом оказался Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина. Что значат эти результаты для вуза? Об этом мы поговорили с проректором по образовательной деятельности ОмГАУ Светланой Юриевной Комаровой.

— Изначально вступление вуза в Консорциум СЭБ было важно в первую очередь библиотеке, так как проект помогает закрыть вопрос книгообеспеченности. Для Вас как для проректора этот ресурс — по-прежнему только библиотечный?

— Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина одним из первых вошел в состав Консорциума СЭБ. Действительно, поначалу мы преследовали цель закрыть вопрос книгообеспеченности дисциплин по реализуемым в вузе образовательным программам. Сейчас же проект значит для нас нечто большее. 

Преподаватели понимают, что размещение их трудов в общем фонде улучшает узнаваемость авторов и исследователей, что их читают коллеги не только из аграрных вузов. Последнее, кстати, стало для нас большой неожиданностью, хотя и в очередной раз подтвердило профессионализм наших преподавателей. 

— Это как-то дополнительно стимулирует Ваших преподавателей активнее издаваться?

— Безусловно. Когда мы обсуждаем результаты востребованности нашего контента на методических семинарах, совещаниях, это очень действует на сотрудников, мотивирует к большей активности в написании электронных учебных изданий. Во-первых, это позволяет популяризировать собственные научные исследования, во-вторых, это внесено в эффективные контракты и, наконец, электронные учебные издания, которые размещены в фонде, становятся доступны студентам.

Когда мы анализировали последние данные статистики востребованности — кто и как читает наш контент — один из преподавателей мне сказал: «Теперь я не могу понижать планку, мне нужно постоянно быть впереди, быть лучше, потому что меня читают». 

Повышаются профессиональные требования к себе, к качеству своего труда, а это непосредственно влияет на общее качество образования, которое студенты получают в вузе. 

Словом, для ОмГАУ сетевая электронная библиотека — это неоценимый драйвер сетевого взаимодействия со всеми российскими вузами, вне зависимости от их профиля, и в целом очень важный для нас проект.

— Если экономическая неопределенность негативно повлияет на финансирование вузов, допускаете ли Вы вероятность сокращения расходов библиотеки? Какие это могут быть шаги: сокращение сотрудников, прекращение подписок, отказ от покупок печатных фондов?

— Вне зависимости от финансовой ситуации в вузе для нас превыше всего остается качество знаний студентов. Мы стараемся, чтобы обучающиеся получали доступ к необходимой актуальной информации 24/7. Даже при самом неблагоприятном сценарии мы лучше откажемся от печатных изданий, чем от электронных библиотек и подписок на периодику. В сложившейся ситуации сетевая электронная библиотека стала большим подспорьем для нашего университета.

— Многие вузы приобретают базовые коллекции, которые, с одной стороны, закрывают все потребности в учебной литературе. С другой стороны — в их составе вузы также покупают абсолютно неактуальные и не нужные им книги. На Ваш взгляд, как здесь найти баланс? 

— Когда студент заходит в электронную библиотеку, у него должна быть возможность получить информацию не только по своему направлению подготовки — ему же надо развиваться, получать общекультурные, общепрофессиональные и надпрофессиональные компетенции.

Преподаватели тоже ведут научные исследования, где могут быть пересечения с другими областями знаний. 

Так что, думаю, баланс заключается в том, что вуз должен предоставлять читателям доступ к большим и разнообразным базам данных, а для этого могут использоваться или базовые коллекции, или СЭБ, или и то и другое одновременно. 

— Вступление в консорциумы рекомендовано вузам для включения в программу «Приоритет 2030». В связи с этим одни начали активно к ним присоединяться, другие — создавать их. По Вашему мнению, среди них есть консорциумы, способные выстрелить? Каков процент объединений, созданных «для галочки»?  

— Сегодня в условиях всемирной глобализации науки и образования без коллабораций нам не обойтись. К участию в консорциумах вузы стимулирует не только «Приоритет 2030», но и проекты по созданию научно-образовательных центров мирового уровня, грантовые программы.

Университеты объединяются в консорциумы, чтобы делиться лучшими практиками организации учебного и научного процесса, совместно реализовывать образовательные программы, поддерживать академическую мобильность преподавателей и студентов.

Среди действующих объединений, на мой взгляд, большинство — более 80 процентов — работают эффективно, и Консорциум СЭБ среди них — один из лучших примеров.