Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как оценить качество образования с помощью индекса чтения

Крупнейшая база знаний российских университетов — Консорциум СЭБ — впервые представила индекс читательской активности вузов, состоящих в этом проекте. На сегодняшний день на платформе консорциума свой контент размещают 417 образовательных организаций, а общий фонд ресурса составляет 87 000 единиц учебного контента по всем направлениям подготовки в высшем образовании. 

Как считают индекс читательской активности, что означает этот показатель и чем он может быть полезен вузу? И почему читать — по-прежнему важно для образования и карьеры? Об этом — наш разговор с директором EdTech-компании Лань, основателем и лидером Консорциума СЭБ Александром Никифоровым.

Александр Владимирович, Лань известна в российских вузах как EdTech-компания, разработчик IT-решений для высшего образования, электронная библиотека и как издательство учебной литературы — ваши учебники есть в фондах практически всех университетов страны. И вот вы впервые публикуете индекс читательской активности вузов. Про рейтинги изобретательской или медийной активности российских университетов — слышала, про читательский индекс вузов — ни разу. Поясните, пожалуйста, что это за показатель?  

Для этого необходимо коротко рассказать историю проекта, на базе которого возникла эта идея. Как издательство и электронная библиотека учебной литературы мы занимаемся цифровыми образовательными ресурсами уже 15 лет, в рамках своей коммерческой деятельности. За это время нашими подписчиками стали сотни российских университетов, все они приобретают у нас доступ к коллекциям в ЭБС Лань. 

Несколько лет назад мы предложили вузам-подписчикам размещать на платформе Лани литературу, которую они сами издают, — для взаимного бесплатного использования. Каждый вуз издает у себя различные учебные материалы: учебники, учебные пособия, задачники, монографии, методички, сборники научных конференций, практикумы по своим дисциплинам и направлениям подготовки. И все это — ценный интеллектуальный актив, поэтому возможность свободно обмениваться таким контентом на единой цифровой платформе для вузов оказалась крайне востребована. Так в 2020 году мы запустили некоммерческий проект «Консорциум СЭБ», который быстро прирастал новыми участниками, вузами самых разных профилей: технические, аграрные, медицинские, педагогические, классические университеты, вузы культуры и искусств, спорта. Каждый участник размещает в общем фонде проекта свою литературу и взамен может пользоваться контентом других вузов по любым областям знаний: от точных наук до гуманитарных, от высшей математики до истории балета. Как вы понимаете, междисциплинарность сейчас очень важна, и человеку, который изучает физику, бывает важно быстро погрузиться в контент, например, по мелиорации.

Сегодня Консорциуму СЭБ 5 лет, это уже масштабный зрелый проект с 417 организациями-участниками и фондом в 87 000 единиц контента. В 2024 году  статистика обращений к материалам внутри этого ресурса достигла 4,64 миллионов книговыдач, и этот показатель растет на 20% в год, что говорит о его востребованности в образовательном процессе. Консорциум СЭБ стал крупнейшей базой знаний российских университетов и, как нам видится, дозрел до серьезного исследования собираемых данных.  

Как оператор проекта, где весь контент размещается в электронном виде, мы  собираем цифровые данные о его востребованности: кто что читает, в каком объеме, какое количество страниц, какое количество пользователей. В доцифровую эпоху все это было недоступно для измерения. Тогда невозможно было узнать, читал ли студент взятую в библиотеке бумажную книгу или даже не открывал ее. Сегодня же, когда основная работа с учебной литературой ведется в цифре, через электронные библиотеки, появились абсолютно четко измеримые, объективные показатели статистики чтения, а именно: количество книговыдач, то есть сколько раз пользователь обращался к полному тексту издания, а не просто к его описанию, и глубина прочтения. Количество обучающихся в вузе не имеет значения: у института, где учатся 500 человек и есть всего три факультета, шансы такие же, как у федерального университета с 25 000 студентов и сотнями образовательных программ. 

При расчете индекса не важно, сколько у вуза подписок на платные ресурсы, потому что статистика собирается в общей для всех базе знаний по всем направлениям подготовки, где студент любого вуза, любой специальности может бесплатно найти нужную литературу для обучения. 

Это принципиально важный момент: мы не задействуем в этом индексе собственную коммерческую подписку и используем исключительно фонды некоммерческого Консорциума СЭБ, где доступ к контенту предоставляется всем участникам бесплатно, на равных условиях, независимо от объема их коммерческой подписки в Лани. 

А зачем вообще считать активность чтения в вузе? 

Мы исходим из того неоспоримого, на наш взгляд, факта, что чтение учебной литературы по-прежнему является основным способом получения знаний. С его помощью закладывается фундаментальная база любого образования. А раз этот процесс стал объективно и корректно измеримым, нам как технологичной EdTech-платформе с инструментами статистики и аналитики было бы даже странно не использовать такую возможность.  

Уровень читательской активности того или иного университета — это ведь один из важных критериев, демонстрирующих качество обучения в нем, эффективность его образовательного процесса. Очевидно, что ни о каком качественном образовании не может быть и речи в университете, где студенты не работают с учебными материалами, с верифицированными источниками знаний. 

В сфере высшего образования известны российские рейтинги вузов от RAEX, Forbes, Интерфакса. У вас, получается, тоже свой рейтинг? 

Нет, мы не рейтинговое агентство и не собираемся им становиться, потому что это совершенно чужое, неизвестное для нас поле деятельности. Этим надо заниматься серьезно, профессионально, как это и делают специализированные рейтинговые агентства, с которыми мы делимся нашими идеями и статистикой. Мы не составляем рейтинг университетов, мы представляем индекс их читательской активности, в перечне, где вузы ранжированы в соответствии с величиной этого показателя. 

Вы говорите, что количество читателей в вузе при расчете его индекса чтения не имеет значения, так как считается, насколько активно ресурс востребован на одного пользователя. Можете дать подсказку вузам: как им прорваться в лидеры по читательской активности? 

Индекс чтения может расти как за счет большого количества вовлеченных в активное чтение людей в университете, так и благодаря относительно небольшой, но зато очень активной группе пользователей. Лучше всего, если в вузе будет многочисленная и очень активно вовлеченная в чтение группа пользователей. Но дело даже не в том, что так у вуза больше шансов, как вы говорите, прорваться в топ. Нужно ли вообще «рваться» в лидеры? Возможно, для кого-то это действительно будет стимулом совершенствовать  образовательный процесс. Но мы все же говорим об индексе, который измеряет читательскую активность, то есть вовлеченность студентов в получение знаний, а значит показывает качество обучения в том или ином университете. За цифрами индекса стоят смыслы, и мы не хотим накручивать показатели, мы хотим дать вузам еще одну метрику, ориентир для оценки самих себя.

А разве можно сравнивать читательскую активность студентов технического университета и студентов театрального института или, например, академии физической культуры? 

Какую бы профессию или специальность студент ни получал в вузе, читать ему все равно приходится, потому что без чтения учебной литературы не может быть качественного образования. 

Да, может быть, в каких-то отраслевых вузах индекс чтения будет ниже, чем у других профилей, но это все равно важный показатель качества подготовки. А еще возможность сравнить себя с другими вузами своего же профиля. 

Хорошо, вуз узнал свой индекс читательской активности. Что ему делать с этим результатом, как использовать в своей деятельности?  

Прежде всего посмотреть на него как на еще один объективный, подтвержденный цифрами индикатор, который характеризует качество того образования, что он предоставляет, подсвечивает его уровень в сравнении с другими университетами — через неотъемлемый элемент обучения — чтение. 

Можно сравнить себя с другим референсным вузом — тем, с которым вы конкурируете, — и если в другом университете этот показатель выше, попробовать понять, что они делают по-другому и как стимулируют чтение. Ведь цифра лишь дает вам сигнал сравнить себя с другими, узнать, что они делают лучше, и попробовать изменить собственные процессы, чтобы самим измениться в лучшую сторону.

Как Вы предполагаете, кто в вузах будет следить за собственным индексом читательской активности? И кого этот показатель может заинтересовать за пределами университета?

Думаю, индекс читательской активности может быть интересен ректору, хотя в настоящее время этот показатель не включен ни в какие ректорские KPI. И все же управленцу может быть важно, что индекс его вуза окажется высоким: в отраслевом срезе или на уровне федерального округа. Этот результат можно использовать для аудитории абитуриентов, их родителей, работодателей, заказчиков, партнеров. 

Не у всех есть возможность поступить в столичный высокорейтинговый вуз или оплачивать в нем обучение, но все так или иначе стремятся к тому, чтобы поступить в приличный университет, с хорошей репутацией и брендом. Родители абитуриентов сегодня внимательно изучают, что представляет собой вуз, где, возможно, будет учиться их ребенок. И если среди целого ряда показателей, которыми университеты в условиях высокой конкуренции пытаются привлечь к себе как можно больше сильных абитуриентов, родители видят, что у конкретного вуза еще и высокий индекс читательской активности, это может быть дополнительным привлекательным фактором выбора. Ведь о чем говорит этот показатель? О том, что в этом вузе студенты умеют работать с учебными материалами и получают хорошее образование, потому что много читают, особенно если через СЭБ у них есть доступ к лучшему образовательному контенту со всей России. Представляете: студент из небольшого города может работать с контентом Казанского федерального университета или Томского политеха. 

То же самое можно сказать о работодателях. У многих региональных вузов по ряду объективных причин нет шансов попасть в топ-30 или топ-50 ведущих рейтингов, но это вовсе не означает, что это университеты с плохим качеством образования. Через показатель читательской активности вуз может продемонстрировать работодателю, что готовит выпускников, умеющих и готовых работать с информацией, вовлеченных в учебный процесс, а значит, внимательных, усидчивых, способных к самообучению. В условиях жесткой конкуренции за талантливых абитуриентов, особенно за пределами городов-миллионников, вузам стоит использовать такой объективный показатель качества образования. 

Другой вопрос: насколько хорошо в организации выстроена работа с позиционированием на внешнем контуре. Маркетинговые стратегии в разных университетах реализуются по-разному: кто-то лучше использует свои возможности, ресурсы и достижения, кто-то хуже. 

Получается, индекс чтения, благодаря своей объективности и независимости от характеристик и статусности вуза, — это шанс для вузов, которые действительно объективно не могут попасть в топ-100 лучших, как-то заявить о себе?  

Это шанс для всех вузов — и постоянных участников больших рейтингов, и тех, кто в них ни разу не попадал. Индекс может быть показателем качества их работы как в собственных глазах, так и в глазах внешней аудитории, просто  для одних он в очередной раз подтвердит высокий уровень, а для других станет доказательством успеха в конкретном направлении. 

Мы говорим о чтении учебной литературы в вузах, но до сих пор не сказали о подразделении, которое обеспечивает к ней доступ, — о библиотеке. Если ректор посчитает, что индекс читательской активности вуза недостаточно высок или мог бы быть повыше, претензии по этому поводу адресуют библиотеке? 

А при чем здесь библиотека? Звучит, возможно, провокационно, но я поясню. Задача библиотеки — обеспечить читателей необходимой качественной литературой и доступом к базам данных, учебному и научному контенту. Ни в доцифровые времена, ни сегодня библиотека не отвечала и не отвечает за то, прочитали студенты доступные им в фонде книги или не прочитали, хорошо они из-за этого сдали сессию или плохо. Это никогда не было и не является зоной ответственности библиотеки. Она должна выбрать нужные ресурсы, приобрести их и научить своих читателей с ними работать. 

Но вот если ректор посчитает, что индекс читательской активности важен как критерий и поставит своей команде задачу увеличить этот показатель, библиотеку, безусловно, необходимо будет подключать к этой работе, потому что она может здесь серьезно помочь. Но за величину индекса чтения в вузе библиотека совершенно точно не отвечает, ее роль — обеспечивать, поддерживать и сопровождать образовательный процесс и науку в университете. 

И все же мы понимаем, что руководителю, получившему результаты своей организации, нужно будет найти в коллективе ответственного человека, с которого и будет спрос: «Почему именно такой индекс, что мы делаем, чтобы он стал выше»?  

Мне кажется, если ректор посчитает этот показатель важным, полезным, интересным, то работа над ним должна стать, скорее, задачей для всей команды. Наверное, сначала стоит обсудить причины, почему студенты недостаточно активно читают учебную литературу. Рекомендуют ли преподаватели списки источников для изучения, сформирована ли в вузе культура чтения и самостоятельной работы с материалами? Нужно понять причины того или иного показателя и подумать, как их исправить, подходить к этому системно, с привлечением разных подразделений. 

Индекс читательской активности, особенно если он не устраивает сам вуз, может и, на мой взгляд, должен стать триггером изменений в образовательном процессе, маркером, позволяющим влиять на какие-то внутренние процессы в университете. К тому же не исключено, что в будущем индекс чтения сможет стать частью комплексных вузовских рейтингов в их образовательном блоке.  

То есть вы готовы включиться в глобальный рейтинг вузов в перспективе?

Не то чтобы мы готовы включиться в некий большой рейтинг, просто если показатель активности чтения окажется востребован составителями рейтингов, потому что это измеримый и объективный элемент оценки, а такие всегда в дефиците, — будет здорово. Будет ли это конкретно наш индекс, или эффективность чтения вузов сама по себе станет элементом оценки их деятельности — для нас не столь важно. Это независимый показатель, который никак не завязан на коммерческих подписках и отражает объективную картину в вузе. 

Мы никогда даже не думали ни о каких рейтингах и индексах, пока наш проект «Консорциум СЭБ» не дозрел до того объема и масштаба, когда стало очевидно, что его фонд включает контент, обеспечивающий нужды любого вуза, независимо от его отраслевой принадлежности.

Планируете ли вы на своей платформе развивать аналитику по конкретным дисциплинам и областям знаний, по которым студенты читают литературу? Например, чтобы видеть, в каких вузах больше всего читают учебный контент по математике, а в каких — по психологии?

Это очень близко к предметным рейтингами вузов и, мне кажется, может быть интересно в перспективе. Технически сейчас это у нас не реализовано, но это можно сделать. 

Не могу не задать Вам вопрос как эксперту в сфере образовательных ресурсов: какой Вы видите «экосистему чтения» в университете через 3–5 лет?

Думаю, она будет основана на том неожиданном для многих факте, что нынешнее поколение студентов на самом деле с каждым годом читает все больше. Об этом говорит статистика. Читают по-другому, не так, как это делали прошлые поколения: сейчас обращаются к большему количеству источников, но при этом прочитывают их менее глубоко, часто даже поверхностно, зато сразу же находят в них нужную информацию. 

Ожидания современного читателя от учебной литературы сводятся к тому, что его уже не интересует вся книга целиком. Никто не станет сегодня штудировать учебник от корки до корки, все хотят быстро найти ответ на свой вопрос, причем хорошо бы в проверенном, надежном, верифицированном источнике. Поэтому когда мы говорим о том, что у нас в фонде Консорциума СЭБ содержится 87 000 наименований контента, мы понимаем, что сами по себе отдельные книжные единицы вряд ли нужны читателям для подробного изучения. Для них важно и ценно их содержание и огромный ассортимент по всем областям знаний, по любым дисциплинам, собранным на единой платформе. 

Для нас как разработчиков образовательных решений это означает, что необходимо продолжать развивать технологии, которые помогают студенту быстро находить конкретный готовый ответ на свой запрос, а лучше — сразу несколько вариантов ответа из разных источников, нужный параграф или абзац из всего этого огромного массива знаний. Также очевидно, что на всю эту картину сильно повлияют искусственный интеллект и GPT-технологии. 

А еще стоит учесть тренд на усиление практикоориентированности  профессионального образования. Когда студент все больше времени начнет проводить на практике, на стажировках, в условиях реального производства, ему точно понадобятся источники информации — прямо в телефоне, где через мобильное приложение в любой момент можно зайти в электронную базу знаний и быстро найти ответ на свой точечный вопрос.   

Знаете, я признаюсь, что в начале нашего разговора у меня были некоторые сомнения в том, будет ли чтение учебной литературы в будущем по-прежнему восприниматься как важнейший элемент обучения. В свое время было много споров о том, что сегодня всю информацию можно загуглить в интернете, посмотреть в презентациях, видеороликах, почитать в саммари книг и к источникам из библиотечных фондов скоро будут обращаться в основном одни исследователи, ученые… Но теперь никаких сомнений не осталось: качественного образования без чтения, без умения работать с академическими источниками быть не может.

Вот вам еще одно доказательство — посмотрите на опыт Сбера, крупнейшей технологической компании, где чтение литературы, по инициативе ее руководителя Германа Грефа, стало частью корпоративной культуры. «Библиотека Сбера», в которую включены мировые бестселлеры об инновациях, бизнесе, успехе и лидерстве, стоит на полках у множества руководителей и в корпоративных библиотеках самых разных организаций. И это не дань моде, не попытка следовать примеру известного, успешного, образованного человека, это подтверждение тому, что чтение качественной литературы — это базовый способ обретения и постоянного совершенствования знаний, неотъемлемая часть обучения длиною в жизнь и, как следствие, — успеха в карьере, в жизни. 

Чтобы стать топ-менеджером, управлять большими серьезными процессами и огромными коллективами, надо много читать. Чтобы стать хорошим востребованным специалистом на выходе из университета, надо много читать. Мне бы очень хотелось, чтобы об этом в общем-то и так хорошо известном факте помнили все, кто так или иначе является частью системы образования.

 

Текст: Екатерина Позднякова