Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Эпоха цифрового учебного контента. Как издательства адаптируются к новым вызовам

Интервью с директором издательства учебной литературы «Лань» Сергеем Дарием.

Издательство учебной литературы «Лань» в 2023 году отметило свое 30-летие. Сегодня это один из ведущих издательских домов в сегменте высшего и среднего профессионального образования в России. Мы поговорили с директором издательства Сергеем Геннадьевичем Дарием о том, как развивается образовательное издательское дело сегодня и какие у него перспективы, как меняется учебное книгоиздание и роль самого издателя, какие угрозы и вызовы существуют для авторов учебной литературы и издательств. 

Сергей Геннадьевич, какую роль сегодня играет в целом любое издательство учебной литературы? Какие тенденции в образовательном издательском деле Вы бы назвали ключевыми?

Основная тенденция в нашей отрасли сегодня — это цифровизация. Если раньше издательства были поставщиками бумажной учебной литературы, то сейчас мы поставляем преимущественно электронный учебный контент. 

Печатные учебники по-прежнему выпускаются, но ключевую роль в обучении теперь играют цифровые формы образовательного контента в различных видах: электронные книги, учебные курсы. 

В целом издательства учебной литературы — по-прежнему неотъемлемая часть образовательного процесса. То, что мы делаем, может быть, не сильно заметно, но это как воздух, которым мы дышим, не задумываясь о нем, не замечая его жизненной необходимости. 

Свои традиционные функции учебные издательства, несомненно, сохранили. Но разве их роль осталась прежней? Кажется, что важность самой этой институции и ее восприятие прежде всего преподавательской авторской аудиторией в последние десятилетия явно снизились.

Дело в том, что раньше издание учебника требовало огромного труда, которому препятствовало множество трудностей. Издаться можно было только в определенном издательстве, а их было немного. Книга выпускалась на всю страну, и от того значение издательства было колоссальным, без него автор вообще не мог ничего сделать со своей рукописью. 

Потом появились коммерческие издательства, которые гораздо свободнее и гибче выстраивали свою редакционную политику, выпускали и распространяли учебники по качеству не хуже, чем было до этого. А сегодня автору вообще ничто не мешает самостоятельно издать свой учебник в электронном виде и заняться его дистрибуцией — для этого существует масса возможностей. 

Так что — да, роль и значимость издательств изменилась, прежде всего для авторов, хотя во многих случаях с их помощью книгу можно выпустить быстрее и качественнее, чем самому заниматься этими вопросами. А главное,  издательство обеспечивает наиболее широкое распространение, продвигает и популяризирует издание, делает его частью учебного процесса многих образовательных организаций. В этом роль издательства по-прежнему незаменима.

А как изменилась стратегия издательства «Лань» в последние годы с учетом цифровизации образования и роста популярности электронных изданий?

Главное изменение связано с тем, что Лань уже не просто издательство, это IT-компания. Наш флагманский цифровой продукт — электронно-библиотечная система Лань, в которой применяются технологии искусственного интеллекта, рекомендательные сервисы и другие современные инструменты работы с учебным контентом. 

Необходимо быстро реагировать на изменения в системе образования, на появление новых дисциплин и направлений подготовки, постоянно оптимизировать бизнес-процессы, использовать новые технологии и подходы как в создании учебного контента, так и в его распространении. Цифровизация образования потребовала цифровизации издательства в самом широком смысле. 

Поговорим об электронном учебном контенте подробнее.  Помните, как диджитал-контент начали сравнивать с телевидением: в интернете всё можно посмотреть когда хочешь, а по телевизору — только в конкретное время по программе передач. И в этом было главное преимущество интернета. С учебным контентом то же самое: выигрывает тот, кто быстрее и удобнее всего предоставляет к нему доступ?  

Так было раньше. Выигрывал тот издатель, кто предоставлял пользователю учебный цифровой контент вместо бумажного. За ним не нужно никуда ходить, не нужно сидеть над учебниками в аудитории или в библиотеке, выискивая нужную информацию среди больших объемов текста, тогда как тебе нужна, может быть, всего пара абзацев из конкретной главы. Цифровой контент позволяет найти нужный отрывок за секунды. 

Но сегодня, когда практически всё издается в цифре, выигрывает тот издатель, кто размещает контент на наиболее развитой электронной платформе, оснащенной множеством удобных сервисов, в том числе для поиска информации в каталоге, кто продвигает литературу по разным каналам, чтобы сделать ее широко доступной, на различных маркетплейсах. Всем этим вопросам издатели уделяют самое серьезное внимание и определяют в качестве основной стратегии будущего.

Как Вы думаете, студенты, которые будут учиться в колледжах и университетах через 5–7 лет, будут брать в руки бумажный учебник?

Я много размышляю на эту тему и часто провожу аналогию с художественной литературой, которую я сам в последние годы читаю в основном в ридере, в электронном виде. Некоторые книги, которые мне особенно нравятся, я покупаю в бумаге, но делаю это всё реже. С учебниками происходит та же ситуация. 

Не думаю, что печатные учебники совсем исчезнут из образовательного процесса. На некоторых направлениях подготовки по-прежнему гораздо удобнее работать с бумажными учебными пособиями. Но их доля и роль будут значительно меньше.

Современные студенты не склонны обрабатывать огромные объемы текстов, чтобы добыть в них нужные смыслы. Они привыкли получать информацию четко, быстро, в упакованном виде, поэтому, очевидно, что роль цифровых учебных материалов будет только возрастать. И речь больше не про электронные учебники, а про электронные курсы, где весь материал уже нарезан и представлен фрагментарно. Преподаватель при подготовке онлайн-курса сам определяет, какое количество текста из учебника необходимо его студентам для решения учебных задач. 

У нас в Школе Лани, курсах повышения квалификации для преподавателей и сотрудников вузовских библиотек, один из выступавших экспертов — филолог Денис Николаевич Ахапкин из СПбГУ приводил результаты зарубежного исследования, в ходе которого сравнивали, как студенты воспринимают информацию на бумаге и с экрана. Исследование проводилось давно, около 10 лет назад, но его данные заставляют задуматься: тогда опыты показали, что короткие фрагменты информации воспринимаются и запоминаются в цифре и на бумаге практически одинаково. Но как только необходимо прочитать и запомнить большой фрагмент текста, выигрывает бумажный носитель. То есть усвоение информации «с листа» происходит более качественно.

То же самое будет происходить и с учебной литературой: в большинстве своем  будут побеждать фрагментарность и небольшие объемы информации, которую можно быстро прочитать и усвоить.

Вы упомянули интересное исследование, но всё же надо учитывать, что оно проводилось с тем поколением студентов, которые в детстве еще читали бумажные книги. А это важное условие — кто на какой литературе вырос. Если же проводить такие эксперименты каждый год с участием людей одного и того же возраста, — к примеру, пусть каждый раз это будут 20-летние студенты, то данные, скорее всего, будут меняться. 

Соглашусь с вами, потому что раньше я тоже плохо воспринимал информацию с экрана, а сейчас практически не вижу отличий от бумажных носителей, хотя принадлежу к поколению людей, выросших на печатных книгах. 

Приведем еще одно сравнение не из сферы образования, но актуальное и для нее тоже. Когда на всевозможных развлекательных платформах стал популярен короткий формат контента — видеоролики на несколько секунд, было много разговоров о том, что теперь никто не будет смотреть длинные видео. Но прошло время, и оказалось, что видео продолжительностью 1,5–2 часа тоже набирают миллионные просмотры. Не получится ли так, что в сфере образования все тоже перейдут на формат короткого нарезанного учебного контента, а потом выяснится, что большие форматы тоже востребованы среди студентов?

Если мы говорим о получении знаний по определенному курсу, о подготовке к экзаменам, то не обойтись без объемного учебника. Просто его не изучают сразу целиком, а разбивают по темам. А если нужно быстро ответить на поставленный преподавателем вопрос, то достаточно прочитать фрагмент. Всё зависит от того, какая учебная задача стоит перед студентом. 

В любом случае, та традиция, в которой учились старшие поколения, когда приходилось долго штудировать толстые учебники, уходит в прошлое. Объем доступной информации возрос многократно, и потреблять его большими частями сложно и неудобно, гораздо эффективнее делать это в коротких форматах. 

Может ли издательство как-то помочь авторам адаптировать учебники и учебные пособия под требования современных студентов и преподавателей?

Издательство делает учебный контент доступнее для большей аудитории благодаря тому, что переводит его в цифровой формат, размещает в электронных библиотеках, распространяет на маркетплейсах и тем самым помогает донести его до пользователей в том виде, в котором они склонны потреблять эти знания. 

Изменилось ли содержание учебников за последнее время? Может быть, в них стало больше визуальной информации: таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, потому как она воспринимается быстрее и проще. 

Учебники и раньше было удобнее и приятнее читать, когда в них есть иллюстрации, а не один сплошной текст. В этом смысле мало что изменилось. Зато теперь цифровые форматы позволяют добавлять к книгам в электронной библиотеке рекомендательные сервисы. В ЭБС Лань нейросеть подбирает видеоролики с образовательных каналов по теме содержания открытой книги и таким образом помогает студентам дополнительно расширить кругозор по тому предмету, который они изучают в учебнике.

Еще одно изменение произошло в объеме — учебники стали заметно тоньше. 600-страничное пособие сейчас — это редкость, хотя раньше их было гораздо больше. 

Как вы находите и выбираете авторов? Какие критерии для вас самые важные?

Главное условие для выбора автора нашим издательством — он должен быть специалистом в своем деле, готовым поделиться знаниями и опытом с аудиторией и способным изложить всё это в тексте. 

В основном мы работаем с преподавателями вузов и колледжей. Это люди, которые уже прошли определенный профессиональный отбор: их приняла на работу образовательная организация, у них есть опыт передачи знаний на большую аудиторию, многие из них олицетворяют крупные научные школы. 

Надо отметить, что лет 20 назад ключевую роль в учебных издательствах играли громкие, известные имена авторов. Учебников, как и изучаемых курсов и дисциплин, тогда было в разы меньше. Сегодня любой талантливый молодой преподаватель вполне может подготовить и издать качественное учебное пособие или учебник, который будет востребован аудиторией. Раньше это было практически невозможно. 

Интересно, как сегодня на кафедрах воспринимают, что их молодые преподаватели уже выпускают свои учебники… 

В моей профессиональной деятельности 15 лет назад был случай, когда молодые преподаватели крупного российского вуза подготовили свой учебник и хотели его издать. Кафедра, на которой они работали, заняла жесткую позицию «против» этой публикации, заявив, что они еще слишком молоды, чтобы выпускать собственные учебники, хотя, на мой взгляд, это был очень интересный, во многом новаторский материал. 

Какую реакцию в коллективах сегодня вызывает публикация молодыми преподавателями учебников, лучше спросить у самих авторов. 

А само издательство может отказать автору в публикации, несмотря на его академические заслуги? 

Конечно, может.

По какой причине? 

Мы дорожим своим именем и не можем выпустить под своим брендом некачественную работу. Любая рукопись проходит первичную содержательную приемку, неважно, кто ее написал: именитый преподаватель или молодой автор, проверку на наличие плагиата. Потом с материалом работают редактор, корректор и другие специалисты. На любом из этих этапов мы можем отказаться от рукописи, если она не удовлетворяет нашим внутренним критериям качества. 

Есть еще один важный момент, почему мы можем отказать автору. Издательство «Лань» на рынке уже более 30 лет, за эти годы сформировались определенные направления, в которых мы занимаем лидерские позиции. Ассортимент изданий в этих направлениях у нас очень разносторонний, поэтому зачем нам выпускать, условно говоря, десятое наименование учебника по дифференциальным уравнениям, когда у нас изданы все классические и целый ряд новаторских задачников, учебников, практикумов по этой теме. Если пул лучших учебников по данной дисциплине у нас уже сформирован, мы не будем издавать еще один, только если он не содержит что-то уникальное в самом материале или в подходе к его изложению. 

Выпускаете ли вы сейчас серии книг, или такой формат уже не популярен?

Серия — достаточно условный термин в издательском деле. Он применим к ассортименту литературы, которую издатель хочет отдельно выделить, обратить на нее особое внимание читателей. 

Например, мы сделали серию «Библиотека обязательной литературы», куда включили художественные произведения русских классиков: Пушкина, Чехова, Толстого. Эти книги не относятся к категории учебников, но необходимы для образовательного процесса. 

Ещё мы разделили серии учебной литературы для высшего и среднего профессионального образования, поскольку это довольно разные аудитории. Выделение каких-либо ещё серий, исходя из тематики или направления, в цифровую эпоху теряет всякий смысл.

Как вы оцениваете востребованность ваших изданий в различных образовательных учреждениях? Какие издания пользуются наибольшим спросом и почему?

Это вообще очень интересный вопрос, потому что иногда та или иная книга становится востребованной по причинам, которые мы не до конца понимаем. В нашей практике случается, что популярными оказываются учебники по новым обязательным дисциплинам, вроде «Основ финансовой грамотности» или «Основ бережливого производства». Мы были одними из первых, кто издал эти учебники для СПО, и до сих пор колледжи покупают их у нас в большом количестве. 

Широко востребованным может стать даже узкоспециальное учебное пособие по небольшому курсу, просто потому, что качественной литературы в этой области очень мало. Как это предугадать, порой совершенно непонятно. 

Стабильным спросом у нас пользуется классическая учебная литература, по которой многие годы училось не одно поколение студентов. 

Какую инновацию или технологическое решение вы бы хотели внедрить в издательский процесс, но пока не реализовали?

Есть решения, которые хотелось бы реализовать, но к ним пока не готово законодательство. К примеру, чтобы можно было подписывать договоры с авторами дистанционно, без необходимости обмениваться бумажными оригиналами с подписями. Это упростило бы многие процессы. 

В части технологий мы ожидаем, что производство книг ускорится прежде всего за счет оптимизации верстки, корректуры и использования нейросетей. 

Влияют ли на издательскую деятельность изменения в стандартах образования?

Конечно. Мы напрямую зависим от того, что происходит в системе образования. Переход на болонский процесс в свое время потребовал определенных изменений в издательской деятельности: мы начали издавать книги для бакалавров, делать курсы для магистров. Сейчас очевидно, что появится больше учебников для специалитета.

Другая важная тенденция связана с появлением в образовательном процессе большого количества новых дисциплин и курсов, которых раньше не было, их никто не читал, и, соответственно, учебную литературу для них не выпускали. 

Основные вызовы и угрозы для издателя, работающего в направлении высшей школы — на Ваш взгляд? 

Думаю, это искусственный интеллект и развитие его генеративных способностей. Есть прогнозы, что в будущем, возможно, издатели будут не нужны, потому что генерировать контент, в том числе учебные курсы, сможет нейросеть, на основе научных статей, новых открытий и методик. 

Как быстро это может случиться, по Вашим оценкам?

Вполне возможно, в ближайшие 10 лет.

Что тогда будет с авторами?

Для них существует такая же угроза — их может заменить ИИ. Но это вовсе не означает, что та же участь постигнет преподавателя, потому что он не только лишь создатель учебных пособий, это значимая фигура в процессе становления будущего специалиста, исследователя. Возможность взаимодействовать с ним, обмениваться идеями и решениями, создавать совместные проекты, получать наставления — всё это имеет особую ценность лишь в том случае, когда в процессе участвуют люди, а не технологии. 

А как же дипфейки, которые смогут контактировать со студентами, отвечать на их вопросы живым голосом и вообще выглядят как реальные люди?

В таком случае мы можем задаться вопросом: зачем тогда вообще нужны будут люди, если со всем будет прекрасно справляться искусственный интеллект?.. Я убежден, что создание новых знаний все равно останется за человеком, а значит, людей нужно будет и дальше учить тому, как эти знания получать и усваивать.

Какую роль в этих условиях будет исполнять университетская библиотека?

Библиотека может стать главной службой в вузе, которая будет организовывать доступ к технологиям искусственного интеллекта, делать его удобным для информационного сопровождения образовательной и научной деятельности. 

Хочется верить, что искусственный интеллект будет помощником в образовательном процессе, нежели угрозой его участникам. 

Сергей Геннадьевич, благодарим Вас за разносторонний разговор. Поделитесь, пожалуйста, напоследок, что из Вашего личного профессионального опыта в издательском деле Вы считаете самым ценным для управления издательством учебной литературы?

Ключевое качество — не бояться изменений. Все настолько быстро меняется, что любое нововведение необходимо воспринимать как непреложную данность. Это касается любого бизнеса, в том числе издательского. Нужно успевать меняться внутри своей отрасли, когда всё меняется снаружи, и продолжать меняться, даже если снаружи всё не сильно меняется.

 

Вопросы: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова

Текст: Екатерина Позднякова