библиотеки в электронном веке
Образовательная система «Лань» при участии Секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации и Интеллектуального центра — научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета продолжают цикл интервью с руководителями университетских библиотек и другими экспертами отрасли, которые инициативно вовлечены в трансформацию своих вузов. Наш сегодняшний спикер — Ирина Котова, директор Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета.
Томский Политех — один из сильнейших вузов страны, к тому же расположенный в окружении таких же мощных университетов региона. Это накладывает на библиотеку особые обязательства: надо не просто соответствовать, но и самой меняться по требованиям времени. О том, как это сделать, мы поговорили с директором Научно-технической библиотеки ТПУ Ириной Котовой.
Свои вопросы ей задавали Светлана Тюкина, заместитель директора по развитию и проектной деятельности Интеллектуального центра — научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета, эксперт программы «Приоритет 2030» (интервью со Светланой Тюкиной), и Александр Никифоров, директор Образовательной системы «Лань», соорганизатор Всероссийского конкурса вузовских библиотекарей «Лаборатория лидерства».
Вместо роботов — библиотека
Александр Никифоров (далее — А. Н.): Ирина, мы всех своих героев спрашиваем, как они пришли работать в библиотеку. У Вас, пожалуй, самый нестандартный путь. Расскажите, как выпускница факультета автоматики и вычислительной техники Томского политехнического университета стала библиотекарем?
— Я закончила университет по специальности «Роботы и робототехнические системы». Во времена моей учебы на это направление был настоящий бум: все думали, что к моменту нашего выпуска всё вокруг роботизируется. Но, как видим, тотальной роботизации до сих пор не случилось.
После окончания университета моя одногруппница подсказала мне, что библиотека ищет специалиста в отдел автоматизации. Туда я и устроилась. Занималась автоматизацией библиотечных процессов, то есть фактически работала по специальности, поэтому с самого начала мне всё было интересно.
Спустя год заместитель директора библиотеки Наталья Ивановна Размарилова, которую я считаю своим учителем, сказала мне, что для успешной работы в библиотеке мне понадобится профильное образование, и я пошла учиться в Томский областной колледж культуры и искусств на библиотечное отделение.
Светлана Тюкина (далее — С. Т.): Это было обязательное требование руководителя, условие для дальнейшей работы?
— Это была рекомендация. Если я хочу глубоко разбираться в процессах, которые надо автоматизировать, мне не помешает еще и профильное образование. Нисколько не жалею, что приняла это решение, потому что долгие годы, пока я работала в отделе автоматизации, а потом информатизации, оба этих образования мне пригодились.
Важно подчеркнуть, что профильное образование я получала давно и бесплатно, это было практическое обучение не для галочки. Я начала понимать библиотеку как систему. Сейчас в роли руководителя мне это очень помогает. Когда ко мне приходят с вопросами сотрудники, я разговариваю с ними на равных, на одном профессиональном языке.
С. Т.: А для Вас наличие профильного образования у коллег важно? Если у кого-то его нет, рекомендуете ли тоже идти учиться?
— Сегодня работа библиотеки настолько разнопланова, что одного профильного образования, к сожалению, уже недостаточно. Я высоко ценю профессионалов и те знания, которые даются в рамках профессионального обучения, но сегодня в библиотеках требуются и IT-специалисты, и контент-менеджеры, и руководители проектов. При приеме на работу новых сотрудников профильное образование для меня является важным критерием, но не единственным.
Сотрудники без профильного образования занимаются определенным фронтом работ при поддержке опытных наставников. Нужным компетенциям они учатся в процессе: это может быть обслуживание читателей, работа с фондами, наукометрия и прочее.
Большое внимание мы уделяем повышению квалификации и стараемся находить возможности прохождения таких курсов. В отличие от того времени, когда училась я, сегодня дополнительное образование платное, и это тоже причина того, почему не настаиваю, чтобы у сотрудника обязательно было профильное образование.
«Если стоишь на месте, значит, ты уже отстаешь»
А. Н.: Томский Политех — мощный, продвинутый вуз во главе с молодым руководством. Насколько библиотека соответствует его запросам и требованиям, как Вы считаете? Понятны ли они Вам и как научиться их понимать?
— В сфере технологий всё настолько быстро меняется, что даже если стоишь на месте, то, как в Зазеркалье, ты уже отстаешь. Поэтому, чтобы соответствовать современным требованиям и руководства, и читателей, и времени, надо постоянно прилагать максимум усилий.
Библиотека должна меняться в лучшую сторону не потому, что она недостаточно хороша, а потому, что задачи, которые сегодня выдвигает нам университет, требуют оперативных решений.
Еще всегда необходимо помнить, что университетская библиотека работает в первую очередь для студентов, которые всегда молоды. С ними надо уметь разговаривать на одном языке и учитывать тот факт, что это люди, которые «родились с гаджетами в руках».
Чтобы лучше понимать запросы своего университета, мы пошли по пути выстраивания взаимодействия с разными подразделениями и управлениями. Это помогает не оставаться в стороне, быть в гуще вузовских событий и знать, где нам, как библиотеке, нужно подключаться.
Кроме того, нам помогает тот факт, что, как Вы верно отметили, у нас в вузе молодое руководство, и мне очень импонирует, что это поколение не боится ошибаться. Один из моих руководителей однажды сказал мне: «Мы исследовательский вуз, а в исследованиях совершенно нормально, когда выбираешь один путь, одну гипотезу и получаешь не тот результат, на который рассчитывал. Это лишь означает, что надо выбрать другой путь или гипотезу и двигаться дальше».
Мне такой подход кажется разумным, потому что, действительно, мы можем искать решения путем проб и ошибок.
А. Н.: Какие сейчас самые главные проблемы есть в Вашей библиотеке? И какие наиболее сложные задачи планируете решать в ближайшей перспективе?
— Одна из главных задач — это максимальная интеграция в процессы университета.
Я много размышляла над тем, почему так получилось, что библиотека в какой-то момент стала развиваться параллельно вузу. Думаю, это произошло из-за того, что 20 лет назад мы по некоторым проектам опережали потребности университета и какие-то процессы организовывали раньше, чем это было нужно. Например, внедряли научные базы данных, которые в те времена только начали завоевывать российского читателя, или АБИС, которую мы настраивали самостоятельно, без помощи соответствующих технических служб университета. В итоге получилось, что вузовская информационная система и библиотечная система выстроились отдельно друг от друга. Это было неправильно.
Всё-таки основная задача библиотеки — обеспечивать пользователей информационными ресурсами. Все сервисы библиотеки должны быть представлены в общей системе университета, они должны быть рядом со студентом, с аспирантом, с преподавателем, в непосредственном доступе в личном кабинете. Грань между университетом и библиотекой в наших системах должна исчезнуть. Это длинный путь, и мы продолжаем по нему идти.
Несмотря на возникающие трудности, библиотека должна обеспечивать пользователей необходимой информацией. Некоторые ресурсы сегодня становятся недоступны в силу ряда причин. Задача библиотеки — найти им полноценную замену, чтобы студенты и сотрудники не испытывали никаких сложностей в научно-образовательном процессе.
Проактивная библиотека — это про что?
С. Т.: Томский Политех ориентируется на большую роль практической, проектной подготовки студентов. Сказывается ли это на запросах к библиотеке?
— Требования к библиотеке существенно усилились в период пандемии, когда нам надо было обеспечить информационное сопровождение учебного процесса в дистанционном формате.
Сегодня нашим читателям нужны не только электронные учебники, но и онлайн-курсы, виртуальные лаборатории, тренажеры. Иными словами, у нас должен быть широкий спектр ресурсов для учебной и научно-исследовательской деятельности, и мы, конечно, стараемся удовлетворять эти запросы. Например, в 2021 г. библиотека включилась в процесс сопровождения обучения студентов на образовательных платформах.
Мы рассматриваем вариант привлечения студентов своего университета к работе в библиотеке для выполнения проектной части диплома. Уже не первый год к нам приходят на практику выпускники и студенты последнего курса техникума информационных технологий. Этот опыт мы планируем распространить на своих политехников.
С. Т.: Как Вы считаете, какое влияние университетская библиотека может или должна оказывать на качество образования? Мы лишь предлагаем студентам ссылки на ЭБС и говорим, что там они найдут все нужные учебники? Или же занимаем проактивную позицию и говорим: «Учебники, ЭБС — это если вам достаточно четверки-тройки. Если вы хотите учиться на “отлично”, то вот вам еще и научная литература, в том числе на иностранных языках, базы данных и публикации продвинутых исследователей»?
— Конечно, библиотека должна занимать самую активную позицию в этом вопросе, начиная от комплектования фонда широким спектром ресурсов, заканчивая удобными сервисами. Мы регулярно готовим и предлагаем на нашем сайте и в социальных сетях подборку ресурсов по направлениям обучения — электронные книжные полки, проводим обучение по работе с новыми БД, осуществляем информационное сопровождение научных мероприятий, конференций, симпозиумов, которые проходят в вузе.
С другой стороны, то, о чем вы говорите, зависит не только от библиотеки, но и от преподавателей. Большинству преподавателей недостаточно «программы минимум». Мы всегда подключаемся и рассказываем, что у нас есть и печатные, и электронные учебники, а также базы данных периодических изданий, патентов, диссертаций и многое другое.
Сейчас, к примеру, очень актуально создание собственных онлайн-курсов, и наша задача сделать так, чтобы преподаватели понимали, что библиотека предоставляет ресурсы, которые отлично встраиваются в курсы, и они у нас есть в большом количестве. Надеюсь, это направление мы развернем, и у нас получится хороший тандем онлайн-курсов и электронных учебников.
А. Н.: Ваш ближайший сосед, Томский государственный университет, — один из самых сильных и заметных участников вузовского библиомира. Что это для Вас: ресурс, вызов, помощь, раздражающий фактор?
— Я нисколько не лукавлю, когда говорю о том, что томское библиотечное сообщество — это сообщество партнеров. Эти отношения сложились давно, у нас всегда было налажено взаимодействие по обмену опытом, повышению квалификации, мы всегда делились друг с другом наработками.
Для меня как руководителя это прежде всего ресурс и взаимовыгодное сотрудничество, потому что я прекрасно понимаю: вместе мы можем сделать больше, чем параллельно.
Например, сейчас у нас запущен совместный проект «Большая библиотека для Большого Томского университета», в котором реализуются несколько направлений взаимодействия в образовательной и социокультурной деятельности, в цифровых сервисах. Так что у нас и здоровая конкуренция, и плодотворное сотрудничество.
А. Н.: Что в Вашей библиотеке особенно востребовано студентами и преподавателями?
— Начался новый учебный год, и меня очень радует картина, что у нас полные залы, хорошая посещаемость, практически каждый компьютер занят. Многие студенты приходят со своими ноутбуками. Библиотека должна быть тем местом, куда можно прийти и получить всё необходимое для учебы: книгу, компьютер, видеокамеру, доступ в интернет, комфортную среду.
Библиотечное пространство активно используется и для коммуникаций. Наши студенты приходят к нам на игротеки, проводят встречи клубов, иногда превращают библиотеку в кинотеатр.
Конечно, существует большой спрос на электронные ресурсы, и желательно, чтобы доступ к ним был не только в стенах библиотеки. С этим вопросом возникли трудности. Летом нам стала недоступна зарубежная программа для предоставления удаленного доступа. Это очень востребованный сервис, и сейчас мы ищем ему замену.
Если перестали жаловаться, значит, пора меняться
А. Н.: Ирина, в завершение разговора несколько вопросов, которые мы задаем всем нашим спикерам. Как библиотеке понять, что ей пора меняться? С чего начать изменения?
— Изменения, на мой взгляд, надо начинать с команды. Ядро коллектива должны составлять единомышленники, и у них должна быть общая цель. Коллектив надо заряжать своим энтузиазмом, верой, энергией, убеждать. Мне в этом вопросе повезло. Команда сложилась отличная, и мы уверенно решаем поставленные задачи.
Ну а если при технических сбоях и неполадках мы перестанем получать вопросы и жалобы, это станет сигналом к тому, что пора меняться.
А. Н.: А как Вы понимаете, что кто-то из сотрудников не тянет в профессиональном плане?
— Узнать об этом легко (улыбка). Сложнее звучит классический вопрос: что делать? Я исхожу из того, что все не идеальны, у всех есть слабые и сильные стороны, и для руководителя самое главное — уметь увидеть именно сильные стороны сотрудника и подобрать для него подходящее место в библиотеке, поставить на тот участок работы, где он сможет применять свои знания и компетенции.
Плюс, конечно же, обучение. Если нам надо внедрять новые технологии, дополнительные сервисы, а кто-то из сотрудников не знает, как это делать, учим. Главное, чтобы было желание учиться.
С. Т.: Университетская библиотека сегодня — что это?
— Библиотека должна быть живым организмом и в идеале — любимым подразделением в университете, где можно найти ответы на многие вопросы и в плане образования, и в плане науки, местом для встреч и отдыха, центром притяжения.
С. Т.: В какую библиотеку Вам самой хотелось бы пойти?
— В такую библиотеку я и так с удовольствием хожу каждый день на работу.
Как пользователь я бы хотела прийти в дружелюбную библиотеку, чтобы там не было вахтеров с вопросами: «Вы куда? А зачем?». Чтобы могла провести там время в приятной обстановке, выпить чашечку кофе, почитать любимую книгу, встретиться с друзьями и получить ответ на все мои информационные запросы. Думаю, это вполне достижимый идеал для современной библиотеки.
При желании вы можете поделиться обратной связью, задать вопросы спикерам, на которые сможете получить ответы в итоговом материале проекта, по адресу: info@libinform.ru.