Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Библиотекари на пьедестале: итоги и новые вызовы всероссийского конкурса профмастерства

Итоги трех прошедших сезонов Всероссийского конкурса «Лаборатория лидерства: лучший университетский библиотекарь» и планы на будущее мы обсуждаем в интервью с председателем жюри Конкурса Нателой Нодарьевной Квелидзе-Кузнецовой.

Справка: 

Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова — исполнительный директор АППОЭР — Ассоциации производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов, директор Фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, председатель жюри Всероссийского конкурса «Лаборатория лидерства: лучший университетский библиотекарь», который проводится с 2021 г. 

Натела Нодарьевна, в профессиональном сообществе всероссийский конкурс вузовских библиотекарей стал явлением, ведь до этого состязаний профмастерства исключительно для университетских библиотек в России не проводилось. Накануне нового сезона предлагаем подвести некоторые итоги прошедших трех лет. А еще рассчитываем, что Вы поделитесь планами, чего ждать в Конкурсе 2025 года.

Спасибо за приглашение. С момента запуска Конкурса мы сразу увидели большой интерес к нему со стороны разных категорий специалистов университетских библиотек, и на сегодняшний день нам действительно есть, чем поделиться с профессиональной аудиторией. 

Было ли что-то за прошедшие три сезона, что пошло не по плану и оказалось даже ценнее, чем предполагалось изначально?

Второй и третий год неожиданно выявили конкурсантов, которые последовательно участвовали в двух и даже трех сезонах, и практически все неизменно, раз за разом, улучшали свои результаты. Конечно, мы не могли заранее спланировать такое развитие событий, зато это укрепило нашу робкую мысль о жажде самосовершенствования у библиотекарей. Теперь же очевидно: «Лаборатория лидерства» — это своего рода программа повышения квалификации, в которой абсолютно бесплатно может участвовать любой сотрудник вузовской библиотеки (кроме директора или заведующего библиотекой — Прим. ред.). 

Другой позитивный результат, который сложно было прогнозировать, — это то, что и победители, и призеры, и многие другие конкурсанты всех трех сезонов продолжают быть на виду благодаря своему активному участию в отраслевых мероприятиях, конференциях, форумах в качестве организаторов, экспертов, спикеров. 

Менялась ли концепция Конкурса с момента его запуска? Были ли изменения в его идейном содержании?

Кардинально концепция не менялась, а вот содержание Конкурса, состав экспертов, жюри, тематики этапов обновляются каждый год. Задания формируются максимально приближенно к старту состязания, под влиянием тех событий, потребностей и веяний, которые существуют в нашей деятельности прямо сейчас. 

Главная идея осталась незыблемой: возбудить интерес к профессии, сплотить наше сообщество, показать, что мы, библиотечные специалисты, достойны своих дел и признания своих достижений.

Как председатель жюри с первого сезона расскажите, пожалуйста, как формировался состав жюри, по каким критериям выбирали его участников? 

В состав жюри с самого начала приглашались люди, зарекомендовавшие себя как профессионалы высокого уровня в библиотечном деле. Потом к ним присоединились наши партнеры из смежных сфер, которые успешно работают с библиотеками вузов не один год. Неизменно и те и другие —  признанные, достойные во всех смыслах эксперты. 

К обязательным качествам члена жюри мы относим честность, объективность, самоорганизованность, умение оперативно реагировать на вызовы, распределять временные затраты и координировать свои действия с другими коллегами. И, конечно, важна доброжелательность, порядочность как по отношению к конкурсантам, так и к жюри.

Важно ли для Вас концептуальное разнообразие жюри, чтобы в его составе были специалисты с разными позициями и подходами в вопросах развития библиотечной отрасли?

Мы единомышленники, но это не значит, что абсолютно у всех мнения сходятся. У каждого профессионала свое видение, свои критерии, поэтому жюри бывает сложно оценить ответы конкурсантов: у всех разные взгляды на одну и ту же работу. Однозначно, все эксперты всегда сходятся в том, что мы оцениваем прежде всего библиотечную деятельность и то, как ее в своей работе представил конкурсант.

Будет ли в новом сезоне кто-то неожиданный в составе жюри? 

Новые лица будут. В этом Конкурсе в принципе нет затвердевших форм. В следующем сезоне изменится тематика этапов, и вслед за этим сформируется состав жюри. 

Вы отметили, что при оценке работ участников могут возникать сложности из-за разницы в подходах и критериях со стороны жюри. А были ли моменты, когда выбор победителя на каком-то из этапов или по итогам всего Конкурса был особенно трудным? Спорили по поводу баллов?

Все перечисленное было. Но начнем с объективных сложностей, к которым относится неравномерная по срокам подача ответов. Большая их часть накапливается ближе к концу этапа, и в этот период жюри работает, невзирая на время суток. 

Второй момент, как вы верно заметили, связан с выбором победителя, который всегда сложен. При подведении итогов всего конкурса в ход идут двукратные, иногда даже трехкратные проверки работ, и решающее значение приобретают десятые и сотые доли баллов. С одной стороны, радует, когда в Конкурсе несколько претендентов на высший результат, а с другой — жаль, что невозможно присудить большее количество призовых мест. 

Обычно к финалу обозначается небольшая плотная группа лидеров, и все идут с минимальным отрывом друг от друга. Вот здесь как раз сталкиваются мнения членов жюри, каждый отстаивает свою оценку и позицию. В таких случаях особенно важна сдержанность, ответственность за свои решения и деликатность экспертов.  

Вам как председателю жюри, очевидно, приходилось заниматься дипломатией?  

Да, приходилось. Были ситуации, когда требовалось сделать шаг назад и дать принять окончательное и объективное решение членам жюри. 

Какие тенденции Вы заметили среди участников за три сезона? Есть ли среди них те, что Вас особенно впечатлили?

Во-первых, в Конкурс стали активнее вовлекаться вузы разной ведомственной принадлежности. В первом сезоне участвовали в основном классические, педагогические, аграрные университеты. Вузы, подведомственные МВД, МЧС и другим силовым структурам, внимательно следили за Конкурсом, но к участию не заявлялись, — вероятно, из-за своей закрытости. В сезонах 2022–2023 гг. некоторые из них уже участвовали. 

Во-вторых, наметилась тенденция, когда один и тот же конкурсант участвует в нескольких сезонах. Конкурс стал площадкой для повышения квалификации и самосовершенствования в профессии, потому что, как мне кажется, участие в нем повторяет модель проектной деятельности библиотеки. Вести проект в данном случае — значит преодолеть этапы, ответить на все вопросы, попытаться оказаться лучше других и обратить внимание на себя и свою библиотеку, соблюдая требования Конкурса. 

Библиотека, которая оказалась в пуле 20–30 лучших на всех этапах, — уже лидер, и все ее сотрудники, задействованные в этом проекте, прошли, по сути, программу повышения квалификации. 

Очень важен, на мой взгляд, послеконкурсный период анализа: что остается у библиотеки после участия в Конкурсе. Если подходить к этому серьезно, то по итогам готовится отчет о самообследовании, который дает возможность планировать дальнейшие действия по развитию библиотеки, пересматривать компетенции сотрудников, распределение их должностей и функций. Конкурс мотивирует обратить внимание на то, чего у библиотеки раньше не было, до чего они раньше не додумались, почему что-то не сделали и как это работает у других. 

Участвовать в Конкурсе ради конкурса бессмысленно. Этот опыт должен дать импульс к последующему развитию библиотеки. 

Я вот прямо сейчас, в ходе нашей беседы, подумала о еще одной тенденции. В основном в Конкурсе участвует перспективный средний класс библиотекарей: заведующие отделами, заведующие секторами, главные специалисты по различным направлениям, то есть те, кто работает «на вырост». Во-первых, им интересно попробовать свои силы. Во-вторых, есть куда расти. И в-третьих, у них уже достаточно опыта, который можно передавать начинающим библиотекарям, а для этого надо быть, в хорошем смысле, на виду в профессиональном сообществе. 

А еще, возможно, тот самый средний класс специалистов, о котором Вы говорите, — это люди, подошедшие к периоду профессиональной рефлексии. Они понимают, что уже многое знают и умеют в профессии, и хотят увидеть дальнейшие перспективы, и Конкурс им в этом помогает.

Так и есть. 

Знакомы ли Вам истории, когда участники после Конкурса добивались карьерных успехов?

Я не буду перечислять все фамилии, чтобы никого не забыть, но назову прежде всего победителя первого Конкурса 2021 года. Евгения Ускова из Марийского государственного университета получила признание не только внутри своей основной деятельности в библиотеке, но и вовне — ее пригласили возглавить шахматный клуб. 

Знаю примеры конкурсантов, которые получили приглашение стать заведующими библиотекой. Многие перешли на позицию преподавания отдельных дисциплин для студентов, причем даже не библиотечных, возглавили новое направление по наукометрии  в вузе, ведут занятия с преподавателями, кто-то стал помощником-референтом ректора. Думаю, есть и другие примеры, просто мы не обо всех знаем.

Все конкурсанты, с которыми я общалась уже после завершения соревнования, подчеркивали, что для них это опыт преодоления себя. Люди решились предъявить себя отраслевому сообществу, коллегам-профессионалам, и у них это получилось. А если получилось не так, как хотелось, то они участвуют второй, третий раз, этап за этапом улучшая свои результаты.

Может быть, это говорит еще и о том, что, заходя в Конкурс, не каждый участник до конца осознает свой потенциал — на что он реально способен и куда может дальше расти? 

Понимаете, чтобы в участвовать во всероссийском конкурсе, нужна смелость, желание доказать себе и кому-то еще, что «вы меня до конца не оценили, а я — вот такой, я многое знаю и умею».

А еще, если в ходе участия в Конкурсе одного сотрудника в библиотеке начинается командная работа, это становится благодатной почвой для взаимообогащения. Еще вчера конкурсант не знал, чем занимаются его коллеги в соседнем отделе, а сегодня они все вместе вовлечены в один большой проект. 

Умело построенное командное взаимодействие иногда зависит от руководства библиотеки, иногда оно возникает само собой. Важно одно: библиотека в это время существует как команда, которая вряд ли уже распадётся. Даже если они не будут в таком же составе участвовать в других совместных мероприятиях, они всё равно уже больше и лучше знают друг о друге. 

Я убеждена, что всякий библиотекарь должен понимать всю цепочку деятельности своего подразделения, видеть конечную цель и знать, что именно зависит от его работы, а не думать, что главное — сделать свою часть работы, остальное — не его обязанность и забота. При командной работе всё это быстро выявляется.

Если оценивать Конкурс еще шире: в чем Вы видите его вклад в укрепление профессионального сообщества?

Конкурс привлекает всё больше внимания не только персонально к участникам, победителям, но к самой профессии библиотекаря, к нуждам нашего сообщества. Прежде всего, за счет того, что каждый сезон в нем участвуют специалисты со всей страны.  

Не устаю повторять, что профессиональный конкурс — это чрезвычайно перспективная площадка для повышения квалификации. Конкурсанты получают новые компетенции, осваивают актуальные виды библиотечной деятельности, вырабатывают перспективы саморазвития и совершенствования своей библиотеки. Всё это помогает подсветить свои лучшие, сильные качества, на которые впоследствии можно опираться, акцентировать внимание и за счет этого становиться еще более заметной структурой вуза. 

Как Вы полагаете, уже можно говорить о том, что внимание к Конкурсу, в том числе через его освещение в средствах массовой информации, через участие победителей в крупных мероприятиях, помогает вузовским библиотекам переосмыслить свою роль в развитии университета, в повышении качества образования в целом?

Думаю, да. Я вообще считаю, что признание может прийти только тогда, когда библиотека будет считать себя неотъемлемой частью команды вуза, ориентированной на развитие, не по букве закона, не по документам, а по духу. Необходимо прежде всего самим это осознать, и тогда библиотека тоже будет участвовать в перспективном плане развития университета. 

Если мы говорим, что роль и миссия библиотеки не меняются, и это по-прежнему обслуживание читателей, а также реализация образовательных программ и научных исследований университета, то вслед за этими направлениями работы должны меняться и библиотекари, которые обеспечивают их содержание. Задания Конкурса как раз взращивают те самые новые компетенции, необходимые для выполнения актуальных функций. А еще благодаря Конкурсу библиотекари привыкают быть на виду, не боятся профессионального соперничества и стремятся показать свои наилучшие результаты. 

Вопрос Вам не только как к председателю жюри, но и директору библиотеки, исполнительному директору АППОЭР. Вы не раз отмечали, что инициатором Конкурса стала компания Лань, то есть представители бизнес-среды. Зачем это нужно бизнесу? Какова, на Ваш взгляд, его роль, ответственность, а может, и обязанность в поддержке и укреплении библиотечной институции, в том числе через Конкурс? 

Партнеры, поставщики образовательных электронных ресурсов, взаимодействуют с вузами именно через их библиотеки; они — их главные контрагенты, поэтому чем больше вес, влияние и авторитет у библиотеки в структуре вуза, чем она сильнее, тем эффективнее будет партнерство с университетом. В интересах бизнеса запускать и поддерживать подобные инициативы, которые нацелены на развитие данной институции, — от этого зависят его собственные, в том числе коммерческие цели и амбиции.  

Теперь Конкурс проводится раз в два года. Как это отразится на его подготовке?

Стоит отметить, что для всех сторон, задействованных в Конкурсе, это работа в свободное от их основной деятельности время. Для участников, организаторов, членов жюри и партнеров три прошедших сезона были очень напряженными. 

Когда мы обсуждали перспективы Конкурса, большинство библиотек высказались за возможность большего периода подготовки следующего кандидата-участника в этом соревновании. Всё-таки выдавать каждый год на-гора конкурсанта всероссийского уровня сложно для любой библиотеки.

Годовой перерыв поможет более эффективно распределять время на организацию и подготовку, формировать этапы по тематикам, которые отвечают сегодняшнему времени и актуальны здесь и сейчас. 

Что бы Вы хотели видеть в качестве основного достижения Конкурса в будущем? Какие цели и мечты у Вас как председателя жюри?

В первую очередь это признание, в том числе от тех, от кого зависит библиотечная деятельность, условия нашего труда. Позитивная реакция нужна для всего нашего сообщества как неотъемлемой части образовательного процесса, на который мы тоже влияем. Моя мечта — обратить внимание всех заинтересованных лиц на то, что наша профессия развивается, и самосовершенствование играет в ней важную роль.

Еще мечтаю, чтобы география Конкурса расширилась. Все три сезона мы получали предложения об участии от вузовских библиотекарей из Республики Беларусь, и в 2025 году впервые мы предоставим им возможность заявляться на Конкурс. Думаю, будет очень любопытно ознакомиться с опытом наших белорусских коллег. 

Новый сезон точно не будет прежним! 

 

Вопросы: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова

Текст: Екатерина Позднякова