Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Александр Никифоров: Сервисы для незрячих — важная часть технологической составляющей в ЭБС
Александр Никифоров, директор издательства «Лань»
Презентация новой электронно-библиотечной платформы издательства «Лань», сопровождавшаяся онлайн-трансляцией на всю страну, вызвала значительный резонанс в профессиональном сообществе. Обновленная система соединила в себе самые актуальные тенденции в библиотечной области, включая главную инновацию — сервис для незрячих студентов. Мы расспросили директора издательства «Лань» Александра Никифорова о возможностях новой платформы и планах по ее развитию.
— Александр Владимирович, можно поздравить?
Спасибо, конечно. Но пока все-таки рано. Вот запустимся, увидим стабильность работы системы, тогда можно будет и поздравлять.
— И когда же это произойдет? Дату назовете?
Да, теперь назову. 1 октября. Запустим все вместе — и новую платформу, и приложения для iOS и Android. Пока все по плану, так что надеюсь, сдвигов не будет.
— Почему выбран такой формат презентации? Не дают покоя слава знаменитых американских IT-гигантов? По-моему, в нашей сфере ничего подобного не происходило?
Слава — конечно, ключевой движущий фактор, тем более что у нас в отрасли, действительно, подобного не проводилось. А если серьезно, объяснение простое. Проведение такого мероприятия вместе с онлайн-трансляцией позволяет проинформировать максимально широкую целевую аудиторию единовременно. А если проводить что-то подобное, то нужно это сделать эффектно и празднично. И, судя по отзывам наших партнеров, нам это удалось.
— И все-таки, зачем создавать и запускать новую платформу, если и текущая соответствует заявленным требованиям — производительность, отказоустойчивость, скорость, надежность?
Если коротко, то для того, чтобы и дальше соответствовать этим требованиям. А если развернуто, то основные причины — рост количества единиц хранения, личных кабинетов, статистики использования. Рано или поздно это сказалось бы на производительности и надежности. Потому что, когда создавали нынешнюю систему, не предполагали таких цифр.
Еще необходимо учитывать такие факторы, как скорость развития отрасли и, соответственно, скорость появления новых требований, запросов и изменений в целом. Поэтому такие принципы, как открытость (разработка API) и гибкость, заложенные в основу новой системы, без преувеличения очень и очень важны на сегодняшний день. Во-первых, это позволяет интегрироваться с другими системами, а сейчас такая способность системы может стать очень важным фактором... Во-вторых, легко видоизменяться, потому что система построена по принципу конструктора... Иначе через какое-то время мы бы обязательно встретились с проблемой невозможности дальнейшей модернизации системы.
Давно говорил, что технологическая составляющая — по мере «выравнивания» различных ЭБС в части контента — через какое-то время может стать ключевой. Мы на протяжении всех этих лет очень активно вкладываемся в развитие своей платформы. А сейчас — просто качественный скачок.
— Все ли пожелания пользователей удалось учесть?
Пожелания пользователей мы получаем от библиотек, которые тоже являются пользователями — только пользователями-администраторами — и у которых и своих пожеланий хватает. Все ли пожелания учли — вряд ли смогу ответить на этот вопрос однозначно. Бóльшую часть — точно. Это авторизация через социальные сети, внедрение отчета Counter, детализация информации о читателях, управление разделом Избранное.
О некоторых сервисах нас никто не просил, но мы посчитали их важными и потенциально востребованными у читателей, поэтому внедрили. Прежде всего, это касается новых возможностей работы с документами — заметки прямо в тексте книги (статьи), подчеркивания, заливки разным цветом прямо частей текста, т. е. создание (условных) иллюстративных конспектов.
— Сервисы для незрячих, по отзывам гостей и зрителей трансляции, произвели сильное впечатление. По мнению некоторых участников отрасли, это настоящий прорыв.
Может, и прорыв. Мы были заняты, даже поглощены, работой по созданию этих сервисов, поэтому просто не задавались вопросом масштаба внедрения.
Здесь важно другое. Во-первых, дальнейшее совершенствование и развитие возможностей сервиса для незрячих, потому что из начальных задумок реализованы далеко не все. При этом все из них реалистичны.
Во-вторых, предстоит огромная работа в части подготовки текстов. Чтобы незрячим было удобно работать с документами, интерактивное оглавление, переход по предложениям, абзацам или главам, отсутствие рваных строк — все это нужно делать. Сейчас из нескольких тысяч книг, которые можно слушать, используя синтезатор, только немногие надлежащим образом подготовлены.
Поэтому я во время презентации отметил важную роль волонтеров. В первую очередь потому, что это позволит не повышать цену на подписку — оставить ее прежней, но при этом еще и добавить такой сервис, как синтезатор речи для незрячих. Уже ряд университетов проявили интерес к этому проекту, поэтому процесс идет.
— Когда создается что-то социально значимое, часто говорят о необходимости государственной поддержки. Об этом говорили гости в кулуарах после презентации. Рассчитываете ли Вы на ее получение?
Как правило, говоря о господдержке, подразумевают прежде всего финансирование. Конечно, мы бы не отказались от такого рода помощи — глупо отказываться от денег. И все-таки есть одно «но». Представим, что мы получили эти деньги, существенным образом усовершенствовали сервис для незрячих, подготовили массу книг для синтезатора. Здорово. Но конкуренты окажутся в заведомо проигрышном положении — догнать нас будет очень сложно, если вообще возможно. В таком же положении окажемся и мы, если кого-то профинансируют. В общем, это может серьезно ударить по конкуренции, а значит, и по развитию отрасли.
Поэтому, на мой взгляд, господдержка должна сводиться к следующему: четкая позиция относительно необходимости развития инклюзивного образования, финансирование не производителей продуктов, а потребителей — в данном случае вузов и библиотек, и формулирование ясных и понятных требований к продуктам.
Первое условие выполнено — государство обозначило позицию, вузы начали создавать условия для студентов с ограниченными возможностями, мы, представители бизнеса, взялись разрабатывать продукты и предлагать различные решения.
С выполнением второго условия — финансирования потребителей — все, конечно, непросто: кризис, сокращение выделяемых бюджетов... Мы можем только надеяться, что государство справится и с этим.
А вот третье условие — формирование требований к продуктам и их использованию... На мой взгляд, при той скорости развития, что есть в отрасли, регулировать ее, принимать документы, регламентирующие ее деятельность, без привлечения к обсуждению экспертов — университетских библиотек, издателей и агрегаторов — не вполне правильно. Поэтому наладить взаимодействие участников отрасли с соответствующим департаментом Министерства образования и науки было бы хорошо и правильно. А привлечь к обсуждению можно как отдельных участников, так и, что еще лучше, созданную ими Ассоциацию производителей и потребителей образовательных электронных ресурсов. Иначе мы рискуем столкнуться с ситуацией «журнала регистрации читателей», знакомой библиотекарям, когда устаревшие требования ограничивают развитие отрасли.
— Приложения к ЭБС — не излишняя ли роскошь?
Я и сам много раз ставил под сомнение целесообразность приложений к ЭБС. Основная причина этих сомнений — формат. Практически все фонды во всех ЭБС — в формате PDF. Читать документы в таком формате на смартфоне крайне неудобно: страницу нужно двигать не только вверх-вниз, но и вбок, т. е. по горизонтали. Сыграли свою роль и опыт одной из ЭБС, уже внедрившей приложение, и мнение библиотек, что возможность работать с документами в режиме оффлайн все-таки необходима.
— Каковы ближайшие планы по развитию платформы и сервисов?
Запуск новой платформы — дело очень ответственное, которое влечет за собой много потенциальных рисков. Потому сейчас главная задача — запуститься и обеспечить стабильную работу системы. Затем, как всегда, бесконечный процесс ее модернизации — новые возможности, новые сервисы, отчеты. Могу поделиться конкретными планами по развитию приложения — собираемся синхронизировать его с веб-версией и создать «книжную полку», т. е. сервисы закладок и Избранного.
После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.
Оксана Ахметова, сказкотерапевт, ассистент Международного Института Комплексной Сказкотерапии, Санкт-Петербург
Чтение — часть психологической культуры. Цифровые технологии радикально изменили нашу культуру чтения. На смену глубокому чтению-погружению в текст печатной книги пришла привычка к интернет-серфингу, простому считыванию слов с экрана. Задумывались ли мы, что по своей природе эти состояния глубоко различны?
Промо-туры, в рамках которых писатель путешествует по городам, встречается с читателями и продает подписанные им издания, — популярный способ продвижения книг на Западе. Имеет ли он шансы на успех в России? Писатель-фантаст Никита Аверин первым совершил книжный тур по нашей стране и поделился своим опытом.