библиотеки в электронном веке
Идея учреждения ассоциации, координирующей проекты ЭБС и устанавливающей общие правила поведения на рынке и взаимодействия с государственными органами, возникла в 2010 г. Дальше разговоров дело тогда не пошло, однако законодательные инициативы последнего времени заставили участников рынка вновь вернуться к теме её создания. При этом всё чаще высказывалась мысль о том, что ассоциация будет действенной и жизнеспособной лишь в том случае, если объединит не только агрегаторов и издателей, но и библиотеки вузов.
В апреле 2015 г. ассоциация производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов (АППОЭР) была зарегистрирована в качестве юридического лица. Об основных задачах и направлениях её деятельности журнал «Университетская Книга» беседует с исполнительным директором АППОЭР, директором Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена Нателой КВЕЛИДЗЕ-КУЗНЕЦОВОЙ.
— Натела Нодарьевна, Вы один из наиболее активных и авторитетных экспертов вузовского библиотечного сообщества в области внедрения и использования электронных ресурсов в библиотеках. Как охарактеризуете сегодняшнее состояние дел в этом сегменте? Как оцениваете сильные и слабые стороны процессов внедрения ЭБС в вузах, перспективы их развития?
— На современном этапе развития образования деятельность по созданию единой информационной образовательной среды (электронной образовательной среды) является основополагающим элементом как каждого образовательного учреждения в отдельности, так и всей системы российского образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесёнными в июле 2014 г.) включает электронные образовательные и информационные ресурсы в перечень основных понятий. Эти средства обеспечения образовательного процесса регулируются п. 1 ст. 18 данного Закона: «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)».
Необходимо отметить, что электронным образовательным ресурсам отведена надлежащая роль и в современных стандартах высшего образования. В ряде разделов общее понятие заменяется конкретным обозначением определённого рода ресурсов — электронно-библиотечных систем. Статья 7 ФГОС: «Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории организации, так и вне её (...) Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам), содержащим все обязательные и дополнительные издания учебной, учебно-методической и иной литературы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик». Значительное место отведено электронно-образовательным ресурсам в разделах электронного обучения и дистанционного образования. Эти положения нашли отражение в стандартах подготовки как бакалавров и магистров, так и кадров высшей квалификации.
ЭБС проходили этап становления в условиях жёстких требований, предъявляемых Рособрнадзором к техническим параметрам, количественным и качественным характеристикам содержимого платформ агрегаторов (Приказ от 5 сентября 2011 г. № 1953), с одной стороны, и обоснованных требований по расширению репертуара изданий в соответствии с основными образовательными программами вузов — с другой. Большинство из действующих нынче ЭБС старательно и разумно совершенствовали сервисы, расширяли спектр предлагаемых коллекций и увеличивали перечень отдельных произведений согласно запросам пользователей. В пользу внедрения ЭБС говорят положения ФГОС ВПО третьего поколения, а также частично утверждённые ФГОС ВО 3+. Однако в действующих ФГОС 3+ отсутствуют конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению. Это не расширяет спрос на контент ЭБС и соответственно, ограничивает его предложение.
— На последней конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование и использование» было официально объявлено о регистрации АППОЭР в качестве юридического лица. Вы стали её исполнительным директором. Расскажите, кто был учредителем Ассоциации, для реализации каких целей она была создана, кого планируется привлекать в качестве членов.
— Целью данной Ассоциации является выработка общих правил поведения на рынке электронных образовательных ресурсов, координация работ по созданию, распространению и использованию единой информационно-образовательной среды в интересах образовательных и научных организаций, библиотек (следуя духу и букве актуальной редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Одной из задач является совершенствование российского законодательства в обозначенном сегменте во взаимодействии с соответствующими государственными органами и организациями.
Учредителями Ассоциации стали ЭБС «Университетская библиотека онлайн» (ООО «Директ-Медиа»), ЭБС издательства «Лань», ЭБС Znanium.com (Научно-издательский центр «ИНФРА-М»), ЭБС «Консультант студента» (ООО «ПОЛИТЕХ-РЕСУРС»). В АППОЭР могут вступать любые юридические лица, заинтересованные в деятельности Ассоциации и подчиняющиеся уставным правилам: коммерческие организации, некоммерческие партнёрства — производители и агрегаторы электронных образовательных ресурсов, а также пользователи этого продукта — образовательные и научные организации, библиотеки.
— Каковы условия вступления в Ассоциацию для коммерческих организаций и учреждений образования? Как предполагается выстраивать работу в рамках основных направлений? Каким образом будут приниматься консолидированные решения, учитывая то, что учредители и члены фактически конкуренты на рынке?
— Юридическое лицо, изъявившее желание вступить в Ассоциацию, обязано представить заявление на имя исполнительного директора о приёме, решение своего органа управления о вступлении в Ассоциацию, копии учредительных документов, а также рекомендации не менее двух членов АППОЭР. Приём нового члена утверждается простым большинством голосов членов Координационного совета, присутствующих на заседании.
В Ассоциации устанавливаются следующие виды взносов: регулярные (ежегодные), единовременные целевые, добровольные. Допускается внесение взноса в неденежной форме (имущественные права, нематериальные активы, интеллектуальная собственность и т.д.). Этот вид взносов распространяется на организации и учреждения образовательного, научного характера и библиотеки. Это принципиальная позиция учредителей.
Устав АППОЭР определяет такие основные виды деятельности, как информационное, экспертное, юридическое и консультационное обеспечение членов Ассоциации в области развития информационно-образовательной среды; проведение совместных мероприятий по выявлению и устранению контрафактных произведений, интеллектуальные права на которые принадлежат членам Ассоциации; разработка и внедрение необходимых критериев, содержательных и технических стандартов информационного обслуживания пользователей.
Возникновение Ассоциации — отраслевой общественной организации, координирующей и поддерживающей деятельность по развитию отечественных электронных образовательных ресурсов на принципах общественного самоуправления, является важным признаком зрелости ЭБС в России. И это объясняет желание производителей и агрегаторов консолидировать усилия по созданию единой информационной образовательной среды с пользователями, для которых упомянутая среда — профессиональная необходимость.
— В книжной и библиотечной отраслях существует немало общественных организаций, партнёрств, консорциумов. Почему было принято решение о регистрации независимого юридического лица, а не о создании отдельного проекта, например в рамках РБА, НП «ЭЛБИ» и пр.?
— Каждое объединение кроме общегуманитарной, просветительской миссии реализует цели, поставленные на момент создания этого объединения. За последние годы ЭБС сформировали самостоятельную отрасль информационно-образовательных ресурсов, необходимых в деятельности каждого университета, а в будущем, вероятно, любого образовательного учреждения. Возник круг вопросов, для решения которых представляется наиболее эффективным создание независимой ассоциации, нацеленной на конкретные дела по созданию, распространению и использованию единой информационно-образовательной среды в интересах образовательных и научных организаций, библиотек.
— Планируется ли штатный персонал, исполнительная дирекция Ассоциации?
— Согласно Уставу управление АППОЭР осуществляется Общим собранием членов Ассоциации (высшим органом управления), Координационным советом (коллегиальным органом), исполнительным директором Ассоциации. Кроме этого, в штатном расписании предусмотрены позиции бухгалтера, помощника исполнительного директора, администратора сайта.
— Каким образом Ассоциация намерена выстраивать работу с профильными ведомствами и отраслевыми сообществами?
— Прежде всего мы будем участвовать в общественной экспертизе законопроектов и государственных документов, касающихся информационного обеспечения образовательной и научной деятельности, а также в общественном контроле за исполнением законодательства в этом сегменте. Планируются разработка и представление в соответствующие государственные органы предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные и подзаконные акты, а также проектов новых нормативных правовых актов в области информационно-библиотечного обеспечения образовательной и научной деятельности.
— Каковы первоочередные задачи, что, на Ваш взгляд, требует скорейшего обсуждения и выработки консолидированной позиции?
— Сейчас нас всех волнуют ФГОС ВО 3+, многие из которых ещё не утверждены, отсутствие примерных основных образовательных программ, аккредитационных требований. Отсутствуют также конкретные требования технического и содержательного характера к контенту электронных образовательных ресурсов. От этих нормативов будет зависеть и дальнейшее развитие ЭБС. Наша задача — предвосхитить появление «неожиданных» требований путём согласования мнений отраслевого сообщества с инициативами государственных структур. Мы хотим, чтобы логике и смыслу существования Ассоциации соответствовал короткий, но ёмкий слоган «АППОЭР — опора науки и образования».