библиотеки в электронном веке
Младший библиотекарь Темпльского университета Филадельфии Стивен Белл рассуждает, как изменятся образовательные программы, какие альтернативы есть у традиционного обучения.
Когда мы слышим, что президент колледжа собирает средства, мы представляем себе визиты к обеспеченным выпускникам и филантропам, которые хотят учредить стипендии своего имени или увидеть свою фамилию на здании. Но бывает и по-другому. Президент публичного университета Лок-Хейвен Роб Пиньятелло играет на гитаре и поёт в местном пабе по выходным, пока посетители кидают деньги в банку для чаевых. В прошлом году Пиньятелло удалось собрать 50 тысяч долларов. Эта сумма пойдёт на оплату обучения некоторым студентам вуза.
Это хорошая история, которая, однако, не даёт забыть о будущем, ожидающем региональные университеты и небольшие колледжи, не пользующиеся особенной популярностью. Так, за последнее десятилетие число учащихся в Лок-Хейвене сократилось на 42 %. В 2018 году средний долг по кредиту студента из Пенсильвании составлял 37 тысяч долларов, что значительно выше среднего показателя по стране — 29 тысяч долларов. Все это связано с тем, что Пенсильвания занимает 47-е место по показателю государственного финансирования высшего образования. Лок-Хейвен, его президент и студенты едва ли одиноки в этом затруднительном положении.
Какие есть причины для беспокойства
Учёные мужи из высших учебных заведений собрали длинный список слабых мест высшего образования и методов их устранения. Вот шесть приоритетных проблем, по мнению 500 опрошенных руководителей колледжей.
1. Конкуренция. У высшего образования появляются альтернативы, которые стремятся получить долю рынка и привлекают студентов.
2. Демографическая проблема. Потенциальных студентов становится меньше, что лишь подстёгивает конкуренцию за каждого из них.
3. Увеличение нетрадиционного студенческого контингента. Речь о взрослых людях с профессией, которые хотят получить диплом или сменить специальность.
4. Сокращение федеральной и государственной поддержки. Библиотекари в колледжах и университетах хорошо понимают, о чём речь, поскольку их уже просят сократить расходы.
5. Снижение ценности высшего образования в глазах общественности. Не все видят смысл в том, чтобы залезать в долги ради знаний, которые могут не принести особенной пользы.
6. Геополитическая неопределённость, влияющая на иностранных студентов. Без граждан других стран, которые полностью оплачивают своё образование, денежные потоки снижаются.
Библиотекари, вероятно, не найдут в этом списке откровений, но он содержит наиболее существенные проблемы, стоящие перед высшими учебными заведениями. Опосредованно каждая из них может иметь значительные негативные последствия и для деятельности академических библиотек. Разумеется, высокорейтинговые вузы это не коснётся.
Какие есть альтернативы высшему образованию
В течение десятилетий я вижу одну постоянно развивающуюся модель, которая имеет, на мой взгляд, наибольший смысл для решения широкого круга проблем высшего образования. Она возникла, когда кризис студенческого долга впервые привлёк внимание всей страны. «Почему студенты должны иметь огромные долги?», спрашивали те, кто экспериментировал с альтернативными моделями высшего образования? Ведь они не получают никаких гарантий, что найдут работу, которая позволит им погасить заём и при этом жить нормально. Массовые открытые онлайн-курсы были ранней попыткой freemium — формата маркетинговой модели, при которой доля качественного контента доступна бесплатно, что провоцирует интерес к его основному массиву. Некоторые колледжи экспериментируют с партнёрскими программами учебных лагерей, чтобы предложить профессиональное образование в любой момент.
Эти и другие подходы основаны на предпосылке, что студенты получают достаточное высшее образование, чтобы обеспечить себе достойную оплачиваемую работу, а затем возвращаются в колледж за дополнительными степенями, а также навыками и знаниями, чтобы восполнить пробелы. И до тех пор, пока государственное финансирование высшего образования не сделает его доступным для всех, как это и должно быть, все альтернативные подходы, направленные на сокращение задолженности, обеспечение основ гуманитарного образования и привлечение людей к трудовой деятельности, вероятно, будут привлекать всё больше людей.
Что нас ждёт на неизведанной территории
Модель краткосрочного стартового образования с последующим доучиванием была подробно изложена в докладе Stanford 2025 в 2014 году. Она называется Open Loop University и предполагает следующий подход: студент не посещает вуз непрерывно четыре года после окончания школы, ему предлагается шесть лет суммарного обучения в течение всей жизни.
Этот вариант альтернативного образования менее губителен для стандартной системы, так как опирается на традиционные программы обучения. В Stanford 2025 Revisited: Uncharted Territory — обновлённой версии доклада с подзаголовком «Неизведанная территория» — рассматриваются 12 учреждений, как традиционных, так и нет, которые пытаются переосмыслить подход к высшему образованию. А эксперименты, как следует из публикации, — лучший подход для этих целей.
Африканский университет лидерства использует технологии для взаимного обучения студентов, колледж округа Индиан-Ривер разрабатывает программы, ориентированные на успех и завершение студентами обучения. Make School — образовательный стартап — является примером проектной модели с открытым циклом для получения степени бакалавра альтернативным путём.
Быстро решить проблему не получится, но подобный подход позволяет вузам развиваться, чтобы их президенты не играли в барах за чаевые.
Почему надежда всё равно остаётся
Несмотря на эти и другие проблемы, нет причин для излишнего пессимизма в отношении высшего образования и роли библиотек в его поддержке. В то же время стоит понимать, что впереди сложные времена, а будущее не определено. Мы должны быть уверены в том, что библиотеки продолжат оказывать важное, существенное влияние на студентов, преподавателей и исследователей. Нужно просто быть внимательным к тому, что происходит внутри и за пределами вашего собственного учреждения.
Что тревожит студентов и преподавателей? В чём они нуждаются? Понимая это, академические библиотеки должны заполнить пробелы в учебном и исследовательском процессе. Используя все возможности, эти учреждения смогут внести незаменимый вклад в долгосрочный успех вуза, а не стать устаревшим придатком, который просто предоставляет контент.