Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Встречи с авторами в публичных библиотеках: американский опыт
Литературные встречи укрепляют связи между читателями и библиотекой
Встречи с писателями, лекции и семинары, которые проводят сегодня публичные библиотеки — общемировая тенденция. Журнал Library Journal обратил внимание, что библиотекам приходится конкурировать за внимание как читателей, так и авторов с книжными магазинами и другими культурными центрами. Он дал несколько советов американским библиотекарям, как успешнее организовывать такие литературные мероприятия.
Лиза Пиит
Публичные библиотеки — это, прежде всего, доступ к сервисам, базам данных и книгам. Организовать для публики доступ к любимым писателям — еще одна важная функция. Встречи с авторами укрепляют связь между читателем и книгой. Видеть, как автор читает отрывки из собственной книги, иметь возможность задать ему вопросы или просто услышать ответы — все это открывает новые измерения взаимодействия. Эти встречи укрепляют и позицию библиотеки, превращая ее для читателей в нечто большее, чем простого «книжного советчика».
Панорама литературных событий постоянно меняется. Поскольку бюджеты сократились и гастрольные, и рекламные туры писателей стали проходить реже, даже библиотекам с внушительным послужным списком приходится становиться весьма изобретательными. Встречи с писателями могут принимать различные формы, от двадцатиминутного чтения, сопровождающегося вопросами и ответами, до полноформатного мероприятия, включающего в себя тематические лекции, вручения премий и перерывы на обед. Выбор формата зависит от ресурсов, которыми обладает библиотека, ее местоположения, демографических характеристик публики. Вот несколько зарекомендовавших себя методов, которые помогут библиотекарям создавать интересные и посещаемые мероприятия.
Выбирать фаворитов
Регулярно читать издательские каталоги, посещать конференции и книжные обсуждения — вот основной совет от организаторов литературных встреч, который поможет быть в курсе новинок и приглашать тех авторов, которых желала бы видеть публика. Данные о тиражах также могут послужить хорошими индикаторами читательского интереса — если предыдущая книга автора была популярна, его новая книга, скорее всего, тоже будет хорошо встречена. Библиотекари, которые занимаются непосредственно подбором и выдачей книг, могут стать важным источником информации о том, что сейчас популярно у читателей. Встречи с авторами можно приурочивать к различным церемониям награждения, городским событиям и праздникам, совмещать с другими библиотечными программами. Анализ демографических характеристик библиотечного сообщества, потребностей в пространстве и персонале помогут оценить необходимые затраты. А партнерство с местным книжным магазином может дать доступ к списку адресов электронной рассылки.
Авторов-дебютантов, как правило, представлять несколько сложнее, но многое здесь зависит от публики. В небольших библиотеках и филиалах часто пользуются популярностью встречи с местными писателями, в том числе с самиздатовскими авторами.
Составить деловое предложение
Разработать сильную программу литературных мероприятий и уметь составить весомое предложение для издательства — все это важные навыки для библиотекаря. Библиотекари должны понимать, говорит Алан Уолкер, заместитель главы отдела библиотечного маркетинга в Penguin Group USA, что они конкурируют с книжными магазинами за ограниченное время гастрольного тура писателя.
Большинство библиотек не обладают достаточными бюджетами, чтобы платить гонорары за выступление, поэтому в основном полагаются на тех писателей, которые в данный момент рекламируют свою новую книгу (или переиздание). Надежный послужной список при обращении к издателю может сделать библиотеку желаемым местом для проведения встречи с читателями.
«Вы должны сделать свое обращение как можно более привлекательным. Что автор будет делать в библиотеке, что включает в себя мероприятие, как библиотека собирается его рекламировать, сколько посетителей ожидается». Большинство издателей хотели бы получить представление, как много книг можно будет продать на мероприятии.
Искать партнеров
Для небольших библиотек, находящихся за пределами традиционных промо-маршрутов, дополнительные источники финансирования могли бы многое изменить. Библиотечная сеть штата Айова, объединившая библиотеки городов Сидар-Рапидс, Марион и Гайваты, заключила договор с фондом GiacolettoFoundation, который выдает гранты для поддержки образовательных учреждений и библиотек. Со слов менеджера библиотеки Сидар-Рапидс, фонд предложил им самостоятельно решить, как именно распорядиться выделенными средствами: «По сути, это звучало так: у нас есть некоторая сумма денег и мы хотели бы дать ее вам, и мы хотим, чтобы вы сделали нечто удивительное с ними. Каждая библиотека мечтает о таком, не правда ли?» Директора библиотек решили, что хотели бы пригласить знаменитых авторов на территорию восточной Айовы, которая находится в четырех часах от главных городских узлов, таких как Чикаго и Миннеаполис.
«Мы видим, что писатели все время приезжают в крупные города, но в наши библиотеки их трудно завлечь. Эти деньги позволили нам пригласить авторов, которых читают наши посетители и чьи имена они узнают». Библиотечная сеть Айовы запустила успешную серию встреч с авторами под названием Out Loud! («Вслух!»), которая идет уже 8-й сезон. Программа представляет трех авторов в год и каждое мероприятие собирает до 500 гостей.
Зрителям предлагается размещать отчеты и фотографии в социальных сетях, используя хэштэг #outloud, но наибольшее внимание привлек видео-конкурс You Out Loud! Поклонники записывают трехминутное видео с «убедительными аргументами», почему именно они могли бы представить одного из писателей на мероприятии, и те, кому удается быть наиболее убедительным, получают эту возможность.
Конкурсы привлекают внимание
Если удастся найти финансирование, организация литературного конкурса с присуждением премии могла бы стать тем «крючком», который приведет в библиотеку авторов. В библиотеке города Тулса проводится Писательская премия им. Пегги Хелмеритч, которая присуждается за «выдающуюся работу в области литературы». Семья Хелмеритч, в честь которой названа эта премия, хорошо известна своей благотворительностью в этом городке. В первый раз премия была вручена в 1985 году (победителю вручили медаль и гонорар в 5 тыс. долл.), сегодня победители конкурса получают хрустальную книгу и 40 тыс. долл., что делает ее одной из самых крупных литературных премий в стране.
Комбинированные модели
Публичная библиотека Огайо проводит как бесплатные мероприятия, так и по входным билетам. Цикл встреч Writers Center Stage («Писатели в центре внимания») пользуется популярностью уже 11-й сезон. Билеты на мероприятие стоят около 30 долл., поэтому организаторы имеют возможность приглашать именитых американских писателей, в библиотеке выступали Фрэнк МакКорт, Александр МакКолл Смит, Джоан Дидион, Мэри Оливер и Шерил Стрэйд. Однако и выступления авторов-дебютантов здесь тоже нередки. Авторские чтения, которые проводятся в филиалах библиотечной сети, бесплатны — но не менее любимы публикой.
Изучать возможности
Понимание всех переменных, входящих в процесс создания литературных мероприятий, особенно в небольших библиотеках, может прийти лишь после ряда проб и ошибок. Прежде чем Эрин Ши приступила к работе в роли куратора в библиотеке Стэмфорда (штат Коннектикут), она четыре года возглавляла отдел планирования мероприятий в библиотеке близлежащего города Дариен. И, несмотря на то, что эти города разделяют всего пять миль, сообщества библиотек имеют поразительно разные потребности в мероприятиях. Например, в Стэмфорде, «мидлист» авторы пользуются вниманием и собирают публику, в то время как аудитория Дариена больше заинтересована в крупных именах. Так, на одну из встреч с писательницей Мэрелин Фергюсон пришли всего три человека.
Эрин Ши организовала множество хорошо посещаемых встреч с авторами — и знает, что встречи с Фергюсон обычно привлекают от 25 до 75 человек — поэтому восприняла этот казус как возможность расширить свое понимание. Стэмфорд — крупный город и здесь приходится бороться за внимание публики по пятницам и выходным. Писательница, добавляет она, поначалу растерялась, но в итоге все решили сдвинуть стулья и превратили вечер в камерную, задушевную беседу.
***
Несмотря на сложности в организации, встречи с писателями в библиотеках с лихвой возвращают все затраты и усилия, независимо от того, кто будет приглашен: лауреат Пулитцеровской премии или местный эксперт. Ведь единственная цель — создать атмосферу воодушевления вокруг чтения, углубить и обогатить опыт читателей, позволить им встретиться с автором, чью книгу они прочитали, а возможно еще нет, но узнали на встрече с ним, что они родственные души.
После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.
Катерина Андрианова, пресс-секретарь МЦБС им. М. Ю. Лермонтова
Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу.
Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.
Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.
Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.