Образование и библиотеки через 10 лет: обзор исследований
Какие изменения ожидают нас в сферах образования и библиотечного дела в ближайшие годы? Прогнозы от зарубежных научных организаций.
Организаторы ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации — 2015 явно недооценили, как много людей захотят принять участие в проекте «Взгляд в Хрустальный шар: тенденции в развитии высшего образования и вузовских библиотек». Не только стулья, но и все места на полу были заняты желающими услышать, какое же будущее может ожидать университетские библиотеки.
Лиза Пит (Lisa Peet)
Выступающие: Крис Бург (Chris Bourg) — директор библиотек Массачусетского технологического института; Дженис Ягушевски (Janice Jaguszewski) — директор библиотеки и библиотекарь в области медицинских наук Университета Миннесота; Диана Маркум (Deanna Marcum) — управляющий директор некоммерческого исследовательского центра Ithaka S+R; Митчел Стивенс (Mitchell Stevens) — доцент кафедры педагогики и социологии Стэнфордского университета — представляли различные организации.
И хотя все они согласились, что вузовские библиотеки входят в эпоху перемен, и необходимо быть внимательным к тому, что появляется на горизонте, у каждого оказался собственный взгляд, как именно это делать.
Митчел Стивенс (Mitchell Stevens) считает, что вузовские библиотеки стоят на границе «массового расширения своих возможностей», отметив, что «вовсе не имеет в виду открытые курсы МООК». Скорее, он предвещает появление мультиплатформенных площадок для образования и исследований, которые трансформируют высшее образование так же, как цифровые медиа уже изменили более коммерциализированные области нашей жизни, такие как шопинг и знакомства.
Также М. Стивенс отметил, что с ростом стоимости высшего образования будет расти и спрос на высшее образование на протяжении всей жизни (lifelong learning). «Мы должны суметь встроить высшее образование в жизнь взрослого человека, вместо того, чтобы встраивать взрослого в высшее образование». Библиотеки могут сыграть главную роль в том, чтобы посредством онлайн-технологий встречать студентов там, где они физически находятся. Мы входим в мир с все увеличивающимся доступом к информации, поэтому людям нужны порталы, которым они могут доверять; управление информацией, которое осуществляют библиотеки, станет ключом в преобразовании общедоступности информации в качество образования.
Диана Маркум (Deanna Marcum) начала свое выступление с оговорки: «Я не являюсь экспертом в области высшего образования, я не футуролог. Я библиотекарь, который глубоко озабочен тем, что происходит с высшим образованием». Она процитировала два недавних исследования университета Итака. Первое было посвящено насыщенному технологиями образовательному процессу в десяти ведущих университетах США, второе — онлайн-обучению в двадцати небольших гуманитарных колледжах. Важнейшими вопросами для всех учебных учреждений оказались: низкие показатели комплектации; потребность в педагогических методиках, необходимых для обучения все более разнородного студенческого состава; разные уровни подготовленности студентов.
Оба типа вузов отметили, что развитие онлайн-обучения имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, оно позволяет государственным университетам увеличить доступ к образованию без необходимости физического присутствия — это важная деталь в условиях снижения государственной поддержки. Частным колледжам онлайн-обучение тоже позволяет оставаться на плаву, несмотря на то, что размеры классов уменьшаются. С другой стороны, перемещение образовательного процесса в онлайн-среду вызывает определенное противостояние между администрациями, которые ищут пути увеличения численных показателей деятельности вуза без создания дополнительной инфраструктуры, и преподавателями, которые считают, что новые методы обучения отвлекают от исследовательской работы, которая для них не менее важна. Библиотеки обладают хорошими возможностями, чтобы помочь обеим сторонам: предоставить технологии, информацию об открытых образовательных ресурсах и помощь в оценке учебных материалов.
Дженис Ягушевски (Janice Jaguszewski), большая часть карьеры которой состоялась в области науки, считает, что главный вопрос, который вузовские библиотеки должны себе задать, звучит так: «Что необходимо пользователям, чтобы библиотека была в состоянии предоставить?» «Мы настоящие бизнес-аналитики, — говорит она, — ищущие возможности и решения, многие из которых находятся в стороне от традиционных прямолинейных путей научного сообщества». Она привела в пример несколько начинаний Университета Миннесоты, которые поощряют студенческие междисциплинарные исследования в поиске решений «ключевых проблем современности», таких как бедность, изменения климата и голод; а также знаменитую интернет-платформу гражданской науки Zooniverse, обладающую многолетним опытом работы с большими массами людей и огромными массивами данных, и их гуманитарный проект Zoomanities, который поддерживает краудсофтинговое оцифровывание документов в области гуманитарных наук; и Репозиторий данных в Университете Миннесота, представляющий часть сложного комплекса сервисов управления данными.
Инновациям в Университете Миннесоты во многом способствует спрос на то, что она назвала «радикальным сотрудничеством» — привлечение специалистов отовсюду. Д. Ягушевски отметила, что «значительная часть успехов студентов происходит за пределами учебных классов», добавив, что «творчество — это много больше, чем трудовое место». Технологии — это инструмент, и они должны быть направляемы образовательными приоритетами, но не управлять ими.
«Хрустального шара не существует, — заявила Крис Борг (Chris Bourg), — будущее непредсказуемо и не линейно». По словам К. Борг, ее в меньшей степени интересует, как библиотеки будут отвечать на изменения, — важнее то, как они будут создавать изменения. Хотя управление информацией, ее коллекционирование и каталогизация, которой занимаются библиотеки, имеет огромное значение, и библиотекари помогают студентам осмысливать большие объемы информации. Борг считает, что было бы полезно создавать поисковые среды, которые передали бы инструменты коллекционирования и отбора информации в руки пользователей. То есть создавать не только образовательные порталы, которым они могли бы доверять, но и порталы, которые они могли бы контролировать.
Библиотеки также должны будут взять на себя ответственность за информационную грамотность. Борг хотела бы, чтобы они присоединились к преподавателям в обучении навыкам критического мышления и развития сознания. «Думаю, главный вклад, который библиотекари сделают в наше будущее, — это то, что они снабдят наши сообщества данными и контекстом для их понимания, это позволит решить основные проблемы нашего времени, такие как расовая и этническая несправедливость, изменения климата, мировая бедность, растущее неравенство в доходах». Библиотекари могут использовать свои знания и опыт, которые позволят им идти значительно дальше, чем поддержка и консультирование преподавателей, они могут стать проводниками тех перемен, которые мы хотим видеть в библиотечном мире, в высшем образовании и во всем обществе.
Какие изменения ожидают нас в сферах образования и библиотечного дела в ближайшие годы? Прогнозы от зарубежных научных организаций.
Глава компании Publishing Technology, международного поставщика решений для издательской отрасли, назвал пять основных тенденций, которые ожидают книгоиздание в ближайшее время. По его мнению, в числе главных трендов — «гибридные» издательства, мобильное чтение и электронная подписка.
На экспертной площадке «ЭБС в новых экономических условиях» прошедшей конференции были подняты вопросы дальнейшего развития электронно-библиотечных систем в условиях сокращения финансирования и перемен в законодательстве. Стало понятно, что отрасль уже достигла того уровня развития, когда можно с уверенностью сказать: ЭБС быть. И библиотеки подтвердили, что электронные системы стали неотъемлемой частью их работы.