библиотеки в электронном веке
Основатель Parker the Publisher Consulting и Lived Places Publishing Дэвид Паркер рассуждает о новых подходах, которые помогут издателям и распространителям образовательного контента, библиотекам.
Преподаватели всегда обращались к библиотекарям за помощью в разработке учебных программ. Проблемы с доступностью учебников, увеличение количества гибридных и онлайн-курсов и пандемия значительно усилили взаимодействие между ними.
Поставщики библиотек много говорят о своем содействии в образовательных процессах, но на деле больше сосредоточены на поддержке исследований. Конечно, они демонстрируют такие продукты, как EBSCO’s Faculty Select, которые помогают в разработке учебных программ. Но по-прежнему мало внимания уделяется открытым образовательным ресурсам (ООР) и материалам с лицензией Creative Commons для свободного распространения и использования. То, как устроены индексация и поиск на платформах поставщиков, отвечает потребностям исследователя, а не направленности учебного курса. И ни одна платформа пока не решила проблему, как предоставлять библиотекарям и преподавателям единый результат поиска с рекомендациями цифровых учебников и библиотечно-лицензионного контента.
Во время работы в Alexander Street Press, а затем в ProQuest я был в выгодном положении: влиял на кураторство контента и пользовательского опыта с точки зрения конкретных продуктов, над которыми работал. Это были потоковые видео, видео виртуальной реальности и электронные книги. Как менеджер по продукту я сосредоточился на конкретных базах данных и стратегии продукта, а не на платформе. Если бы я мог управлять стратегией платформы, я бы выступал за гораздо большее внимание к поддержке библиотекарей и преподавателей в разработке учебных программ по трем важным направлениям:
1) стратегия открытого доступа;
2) контентная стратегия;
3) фокус на обучении.
Стратегия открытого доступа
Если наша индустрия хочет решить проблему пользователя, который приходит к нам на платформу, то она должна создать одинаковые условия для платного и открытого контента. Я должен иметь равный доступ и к тому, и к другому, чтобы получить наиболее полный и согласованный набор ресурсов. Предлагаю для этого три ключевых принципа.
1. На платформах должны быть полнотекстовые материалы, видеозаписи, аудиокниги и другие единицы контента, платные и открытые, чтобы улучшить метаданные для поиска и взаимодействия с пользователем.
2. На страницах результатов поиска и единиц контента должно четко отображаться, что материалы относятся к ООР и имеют лицензию Creative Commons. Кроме того, необходимы разъяснения, какие права дает та или иная лицензия, чтобы устранить неопределенность при использовании. Например, CCBY-NC 2.0 не разрешает получать от контента коммерческую выгоду.
3. Контент-провайдеры, издатели, дистрибьюторы — жизненная сила платформы. Разработчики вкладывают силы и деньги, чтобы развивать сервисы, но без контента все это бессмысленно. Поэтому мы должны предоставить поставщикам материалов (особенно открытого доступа) надежные данные о том, как они используются. Издатели должны видеть, как и когда пользователь взаимодействует с материалами, как контент влияет на получателей, например на успеваемость учащихся.
Контентная стратегия
Платформы, ориентированные на обучение, должны разработать контентную стратегию, включающую лицензирование, приобретение материалов и их публикацию. Она потребует разработки новых моделей закупок, которые привлекут на платформу больше обучающего контента от издателей, не желающих лицензировать существующие модели доступа с одним-тремя пользователями и неограниченным доступом.
Кроме того, необходимо будет изменить модель доступа с оплачиваемой студентами на институциональную. Потому что контентная стратегия подразумевает целенаправленную публикацию оригинального контента, если он не может быть опубликован или лицензирован в текущих условиях.
Фокус на обучении
Библиотекари и преподаватели начинают поиск учебного контента с учебного плана, программы или списка литературы, руководствуясь образовательными целями, которые часто устанавливаются государственными органами. Преподаватели нередко обращаются за помощью к разработчику учебных материалов или к библиотекарю-предметнику, а сейчас — еще и к библиотекарям открытых образовательных ресурсов и библиотекарям-преподавателям. Для них необходимо, чтобы платформа совершенствовала пользовательский опыт, пути поиска, механизмы рекомендаций. Но в основе должны лежать учебная программа, цели или результаты обучения.
И напоследок
Недавно в блоге я писал о важности того, чтобы организационные стратегии совпадали с направлением разработки новых продуктов. Если бы поставщики библиотек расставили приоритеты в соответствии с предложенными идеями, все это должно было бы сопровождаться стратегией выхода на рынок, которая ставит во главу угла коммуникацию с преподавателями, разработчиками учебных программ, центрами дистанционного обучения и так далее, за пределами библиотеки. Такого рода взаимодействия — важная часть работы сектора edtech, но нестандартная для поставщиков библиотек вроде ProQuest, JSTOR и EBSCO. И это необходимо изменить, если мы хотим, чтобы стратегия платформы поставщиков библиотек была направлена на поддержку обучения и исследований в действительно равной мере.