Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Почему открытый доступ важен руководителям вузов
Университеты тонут в обилии цифровой информации
В начале этого года Мартин Холл, автор публикации, возглавил JISC, британский Комитет по объединенным информационным системам, который вот уже двадцать лет внедряет цифровые технологии в сферах образования и научных исследований в Соединенном Королевстве. В центре внимания этой организации – создание электронных архивов и репозиториев, объединение образовательных ресурсов и создание единых механизмов доступа к ним.
Читатели Guardian упрекнули профессора Холла в том, что в своих рассуждениях он свел воедино явления, несвязанные напрямую с открытым доступом к научным публикациям, такие как ВикиЛикс, открытые онлайн курсы MOOC и даже «интернет вещей». Но, по-видимому, автор понимает открытый доступ очень широко – как обеспечение прозрачности и онлайн-открытости, которые жизненно необходимы разработчикам современных механизмов обмена информацией.
Мартин Холл, председатель британского Комитета по объединенным информационным системам (JISC), проректор Университета Сэлфорда
В наши дни вузы превратились в цифровые машины. Но решения, которые в связи с этим должны быть приняты, совсем не технического характера. Скорее, они связаны с самой природой научных исследований и их общественным значением, с особенностями процессов преподавания и обучения и тем, как мы решаем сложные этические вопросы. Стратегический выбор, который будет сделан, серьезно повлияет на способы создания и распространения знания в будущем.
Мы не можем управлять вузами без помощи компьютерных программ для начисления заработной платы, регистрации студентов, ведения финансов и составления расписания преподавателей. Наши библиотеки больше тратят на электронную подписку, чем на печатную. Все чаще мы выходим на связь со студентами посредством электронные медиа. Постоянный интернет-трафик стал такой же базовой потребностью, как электричество или паркинг, в связи с этим нас ожидает принятие важных решений.
И главное в этом вопросе — степень открытости, т. е. насколько полно любая электронная информация может быть предоставлена тем, кто учится или работает в университете или колледже, без необходимости проходить виртуальные ворота в виде пароля, подписки или платы за просмотр.
Платный доступ и пароли — раздражающее, но естественное следствие приватизации сети; к тому же, они необходимы для онлайн-безопасности. Однако для будущего научных исследований открытость много важнее, чем удобство и выгода. Это происходит потому, что объемы и уровень производства электронных публикаций и цифровых данных в настоящее время переросли пределы привычных методов исследования и меняются способы создания нового знания. Без открытости в глобальной сети сомнительно, что крупные и сложные проблемы в таких областях, как экономика, медицина, изменения климата, смогут быть решены.
Вот две основные причины, по которым меняются подходы к научным исследованиям:
Объем новых публикаций в рецензируемых журналах слишком велик для ручной обработки во многих областях знаний. Например, в медицине каждую минуту публикуется более двух работ. В значительной мере объем исследований растет за счет Китая и Индии, новых гигантов в области вузовских изысканий.
Тридцать лет назад, когда сегодняшние руководители вузов только начинали карьеру, библиотеки крупных университетов могли хранить печатные копии всего, что публиковалось по дисциплине; сегодня у многих научных работников нет необходимости даже заходить в здание библиотеки.
Резкое снижение стоимости интернет-трафика, электронного хранения и обработки, в сочетании с умопомрачительным темпом технических инноваций, порождает огромный, почти молниеносный поток цифровых данных по всему миру. Во многих случаях этот поток постоянно питается от устройств, связанных вместе как «интернет вещей». Некоторые из этих приборов чрезвычайно сложны — например, сейсмический монитор, предсказывающий землетрясения и цунами. Другие привычны: с помощью смартфонов журналисты загружают в сеть изображения или данные о миллионах ежедневных финансовых операций, отслеживая экономические тенденции.
Эти огромные потоки цифровых данных — новый сырой материал для исследований. Для наиболее сложных проблем, таких как климатические изменения, эпидемиология, финансовая стабильность и исследования космоса, доступ к глобальным «большим данным» уже стал базовым условием для того, чтобы исследование в принципе могло производиться.
Целесообразные и эффективные принципы и методики, которые обеспечивают открытость, необходимы для гарантированного доступа как к текстам научных исследований, так и к массивам электронных данных. Автоматизированный поиск не возможен, если требование подписки и оплаты все время ограничивает доступ к документам. Вот почему текущие споры о «зеленом» открытом доступе (посредством репозиториев) и «золотом» открытом доступе (посредством журналов) и издательских издержках столь важны.
Тема доступа к крупным цифровым базам данных неизбежно сложна и противоречива. Национальные государства не готовы рисковать порядком и безопасностью (пример Викиликс и Эдварда Сноудена). Частные лица и неформальные группы беспокоятся о приватности и возможном злоупотреблении личной информацией в коммерческих целях. Ученые выражают опасения насчет преждевременного обнародования результатов и этики открытости, которая подразумевает гарантию анонимности при сборе информации. Каждая из этих проблем — сложный комплекс вопросов в отдельном правовом поле.
Открытость — центральный вопрос и в развитии образования. В 2013 году тема массовых открытых онлайн-курсов прошлась по всем заголовкам; новый формат «перевернутого обучения», когда ученики осваивают теоретический материал накануне урока, а вместе с учителем решают «домашние» задания, становится все популярнее, нередко ставя социальные сети в центр планирования курса.
Наши университеты создавались по принципам малочисленности и закрытости: ограниченный доступ в библиотеки, особое знание, которое может быть передано только в лекционном зале, закрытые университетские братства. Сегодня мы тонем в цифровой информации, доступной почти везде через интерфейсы и дешевые девайсы, которым известно, где мы находимся. Образование все ближе подходит к осмыслению этого ошеломляюще открытого мира, со всеми его возможностями и нарастающими угрозами.
Без информационных специалистов сегодня не может обойтись ни один вуз; они поддерживают систему в рабочем состоянии и могут предвидеть грядущие инновации, которые потребуют вложений и изменений в работе. Но стратегические и этические вопросы, возникающие по причине быстрых и всесторонних достижений в сфере цифровых технологий — в частности, открытость и ее последствия — встают перед каждым руководителем, будь он научный руководитель или декан факультета. В наши дни университеты становятся цифровыми, и все методики исследований и преподавания будут преобразованы этим непрерывным процессом технологических перемен.
Мартин Холл,
председатель британского Комитета
по объединенным информационным системам (JISC),
проректор Университета Сэлфорда
Стефен Барр, президент издательства SAGE, исполнительный директор британского представительства SAGE
По различным оценкам, от 15% до 50% научных журналов в ближайшие 10 лет перейдут на модель Open access. За круглым столом, организованным SAGE (одним из ведущих в мире академических издательств) и Британской библиотекой, представители профессионального сообщества задались вопросом: какие умения и опыт должны будут приобрести библиотекари будущего, чтобы соответствовать требованиям времени?
«Где знание, которое мы потеряли в сведениях?», – такая цитата Томаса Элиота предваряет рассуждения о цифровом мире Кристофера Фарли – американского актера и комика, который в студенчестве работал библиотекарем.
Электронные библиотечные системы постепенно интегрируются в образовательную среду вузов. Итоги, проблемы и перспективы развития ЭБС обсудили на дискуссии, прошедшей в Российской национальной библиотеке в рамках конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху».