Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Онлайн-курсы в вузах привлекают мотивированных, взрослых и женатых студентов

Дистанционному образованию в 2018 году исполняется 290 лет, но только с развитием Интернета оно набрало полную силу. Сейчас треть студентов в США хотя бы один курс своей образовательной программы проходит онлайн, а многие вузы мира предлагают полностью дистанционные программы для бакалавров, магистров и даже докторов наук.

 

Онлайн-курсы — изобретение не новое. Ещё в 1728 году Калеб Филлипс через «Бостонскую газету» искал учеников, которые готовы были воспользоваться его образовательными услугами, обмениваясь письмами. Спустя столетие, в 1840-х годах, Айзек Питман основал первый полноценный курс дистанционного обучения. Он преподавал стенографию, отправляя транскрибированные тексты студентам на открытках и получая ответы таким же образом.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый университет Великобритании. Его услуги были доступны широкому кругу населения за счёт невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Однако полноценно внедрить онлайн-курсы в высшей школе стало возможно лишь с развитием Интернета. Сейчас многие известные университеты предлагают варианты онлайн-обучения. Например, можно дистанционно получить степень магистра в области менеджмента в здравоохранении в Chan School of Public Health Гардварда. В США треть студентов вузов часть курсов проходят онлайн, а большинство частных и государственных колледжей предлагают полные академические программы дистанционно.

Онлайн-обучение внедряется не только в Европе и США. По последним данным, в Индии 15% университетов будут предлагать дистанционное образование. Обязательными для очного присутствия останутся дисциплины в области техники и медицины. Такой шаг поможет решить сразу несколько проблем. Во-первых, вузы в Индии недостаточно укомплектованы преподавателями, чтобы обучать большое количество студентов в традиционной форме. Во-вторых, сейчас охват образованием, особенно высшим, в стране достаточно низкий.

Эффективность онлайн-курсов не вызывает сомнений

Некоторые университеты предоставляют студентам возможность полностью пройти программу обучения дистанционно и также сдать квалификационные экзамены. Другие предоставляют доступ к онлайн-курсам выборочно. Это зависит прежде всего от будущей профессии обучающегося, так как в некоторых случаях необходимы практические занятия.

Существует два способа дистанционного обучения. Один из них максимально приближен к очным занятиям, и все студенты должны одновременно «присутствовать» на уроке, пусть и находясь за экранами своих компьютеров. При этом они могут задавать вопросы преподавателю, дискутировать в чате, то есть процесс дублирует обычное академическое занятие. Второй вариант подразумевает, что ученик проходит курс в своём темпе, так, как ему удобно. Такой подход воспринимается критически. С одной стороны, одарённые студенты могут пройти программу в сжатые сроки. С другой стороны, их менее мотивированные одногруппники могут в условиях чрезмерной самостоятельности просто не закончить курс.

Ещё один проблемный момент в несинхронном дистанционном обучении — оценка успеваемости. Экзаменационные работы могут быть написаны в разные дни, что приводит к утечке заданий. И все же специалисты считают, что преимущества превосходят недостатки.

Роналд Пиффс и Джейми Мерисотис в исследовании, посвящённом эффективности дистанционного обучения, отмечают, что к качеству онлайн-курсов вопросов практически нет. В рамках эксперимента сравнивались оценки за эссе, которое часть студентов написали в аудитории на территории кампуса, остальные — дистанционно. Те, кто писал работу дома, справились лучше. В качестве курсовых работ при аналогичных условиях сравнения разницы замечено не было.

В рамках ещё одного опыта студентам, которые пришли в аудиторию, сообщили, что материал занятия им расскажут по односторонней видеосвязи. Их «коллегам» показали ту же запись, но смотрели они её уже из дома. В обеих группах зафиксирован высокий процент учащихся, которые не закончили курс. Среди очных студентов таких было 44%, среди дистанционных — 33%. При этом онлайн-студенты получили более высокие оценки за программу.

Исследователи полагают, что более высокие результаты «дистанционщиков» связаны с тем, что онлайн-студенты более мотивированы на результат. При этом цифры не говорят о том, что дистанционное обучение эффективнее очного, они скорее свидетельствуют, что онлайн-обучение не уступает в результативности традиционному.

Онлайн-курсы выбирают взрослые и женатые

В 2008 году в США предположили, что образовательный уровень американцев можно повысить путём дистанционного обучения. Это позволило бы получить высшее образование гражданам с семьёй и детьми. Чтобы оценить перспективность этого направления, сравнивались три исследования, которые проводились в 1999–2000-х, 2003–04-х и 2007–08-х учебных годах.

В период с 2000 по 2008 годы число студентов, проходящих хотя бы один курс дистанционно, увеличилось с 8 до 20%, количество зачисленных на программы полного онлайн-обучения — с 2 до 4%. Статистика подтвердила предположение, что онлайн-курсы будут выбирать американцы с семьями: взрослые студенты с супругами и работой на полную ставку выбирали дистанционные дипломные программы чаще, чем их одногруппники. При этом нельзя говорить, что предпочтение дистанционному образованию отдавали люди с ограниченными возможностями. Среди инвалидов учились онлайн 26%, среди остальных — 20%.

Что касается направлений, чаще к дистанционному образованию обращались обучающиеся информационным технологиям, бизнес-процессам, педагогике. Больше половины студентов, которые получали образование полностью дистанционно, старше 30 лет.

В 2012 году, по данным Babson Survey Research Group, в США в онлайн-обучение в высших учебных заведениях было вовлечено 6,7 млн студентов. В университетах разработаны онлайн-программы для получения докторской степени.Также отмечается, что рост желающих учиться онлайн продолжается. К осени 2016 года число студентов вузов, выбравших хотя бы один курс в дистанционном формате, увеличилось на 5,6% по сравнению с предыдущим годом. Увеличение этого показателя наблюдается 15-й год подряд.

Онлайн-образование не заменит очное

По данным 2016 года, рынок онлайн-обучения, включая массовые открытые онлайн-курсы, оценивается в 50 млрд долларов. При этом только 2% всех образовательных услуг реализованы в дистанционном формате. По самым скромным подсчётам, в 2020 году в онлайн-обучение будет инвестировано 253 млрд долларов.

Среди преимуществ дистанционного обучения исследователи называют его доступность, более низкую цену. Также эксперты отмечают, что опыт онлайн-образования оказывается для студентов более удовлетворительным, что мотивирует их на продолжение учёбы.

Однако пока нет причин полагать, что образование полностью переместится в Интернет. До тех пор, пока существуют профессии, где необходимо взаимодействие людей (например, студента-медика с пациентом), очные занятия остаются целесообразными.