Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
«Нора кролика» и другие цифровые тренды
Информация на веб-странице открывается слой за слоем, затягивая читателя в цифровую «нору»
Обширнейший обзор набирающих силу цифровых трендов, которые могут повлиять на издательские технологии, опубликовала исследовательская организация Future Today Institute. Из более 80 тенденций, среди которых — и нашумевшие большие данные, и объединенное программное обеспечение, и все возрастающее влияние интернет-сообществ, мы отобрали несколько интересных издательских стратегий.
Цифровая хрупкость
В 2015 году получили распространение случаи исчезновения общественно значимых журналистских произведений из сети по причине слияния медиакомпаний или просто потому, что сайты переставали поддерживаться. «Цифровая хрупкость» — феномен, связанный с тем, что цифровые активы по своей природе непостоянны и легко разрушаемы.
И хотя часть контента может быть восстановлена через Архив Интернета (Internet Archive), это лишь моментальные снимки, запечатлевшие веб-страницы в определенный момент времени. Библиотеки собирают печатный контент, но централизованного репозитория для хранения цифровых материалов не существует. Возможно, нет необходимости сохранять каждую запись. Однако медиа-организации должны задаться вопросом: не повредит ли общественным интересам исчезновение определенного контента?
«Нора кролика»
Последние десять лет преобладающий взгляд на цифровой контент был таков: чем он короче, тем лучше. Но иногда истории должны быть длиннее и нуждаются в дополнительной информации о контексте. Издатели начинают экспериментировать с новыми инструментами, которые помогают завлекать читателей в так называемые «кроличьи норы».
Еще в 2007 году проект под название Apture попробовал решить проблему ухода с сайта, позволив пользователям искать и исследовать контент, не сходя со страницы. Подсвечивание слов или фраз открывало новую информацию слой за слоем, превращая веб-страницу в цифровую «кроличью нору». Редакторы могли добавлять дополнительную информацию вручную или с помощью специального алгоритма. Это была огромная инновация: новость с большим количеством сложных терминов сопровождалась целым сетом пояснений, исторических видео, различных точек зрения, детализированной информации об источниках и др. Зачем читателю покидать страницу, если умный редактор предусмотрел и ответил на все его вопросы?
В 2011 году команда Apture была приобретена Google, и с тех пор подобных проектов не появлялось, пока летом 2015 года газета Washington Post не опробовала так называемую «карту знаний». Серия статей «Контроль над халифатом» содержала подсвеченные фразы, кликая на которые читатель открывал колонку с дополнительной информацией. Медиа-организации ищут способы удерживать читателей на своих сайтах, поэтому в ближайшие годы ожидается возобновление проектов, подобных Apture.
Ловить внимание
По мере развития технологий, медиа-организации и маркетологи научились адаптировать контент под экраны постоянно развивающихся устройств. Однако исследования говорят, что наше внимание постоянно распределяется между тем, что мы делаем в реальном мире, и тем, чем заняты онлайн. По мере того как онлайн- и оффлайн-активности все более взаимопроникают друг в друга, удерживать наше внимание становится как никогда трудно.
Подогнать контент под монитор — решить только часть проблемы. Следующий этап — «настроить» контент на тип деятельности и поведение, которые меняются в течение дня. Чтобы удержать чье-то внимание, нужно учесть массу факторов: где пользователь находится в настоящий момент? Что он в с наибольшей вероятностью будет делать в ближайшие 60 секунд? Какую потребность необходимо удовлетворить в эту минуту? Организациям, публикующим контент (будь то редакции новостей, социальные сети, коммерческие бренды или политические партии), стоит меньше фокусироваться на типе устройства, которое у пользователя в руках, и в большей степени — на том, чем пользователь занят.
Здесь приходит на помощь набирающий силу тренд SVPA-технологий (smart virtual personal assistant). Персональный виртуальный помощник, используя семантический анализ, данные из ежедневника, списка контактов и анализ предыдущих минут онлайн-поведения, может предположить, что пользователь будет делать в следующий момент. Эта информация позволит производить контент, основанный на парной, вариативной технологии, которая учитывает не только интересы пользователя (предпочтения контента), но и поведение (если акселерометр пользователя показывает движение более 10 м/ч, значит, ему стоит предложить аудиоверсию материала). Начиная с 2016 года, создатели контента начнут разрабатывать алгоритмы, которые будут объединять различные версии для разных устройств и в зависимости от потребностей пользователя. Цель в том, чтобы ухватить наше ускользающее внимание, вместо того чтобы просто подгонять контент к последней версии мобильного устройства.
Издания для немногих
Нишевые издания, рассчитанные на очень и очень небольшие аудитории, в ближайшем будущем ожидает громкое возвращение. Узкоспециализированные цифровые журналы, индивидуальные рассылки и подкасты будут активно развиваться. Многие небольшие сайты, производящие исключительный контент, владеют вниманием очень заинтересованной аудитории. Исследования таких, адресованных узкой аудитории, проектов показывают, что такое преданное внимание приносит гораздо больше пользы, чем множество случайных кликов, — и этот показатель в будущем будет становиться все важнее. Коммерческие бренды все больше будут выстраивать общение с пользователями один на один, а новостные организации — публиковать контент в форме разговора и вести диалог со своим сообществом в индивидуальной манере.
Роб Джонсон (Rob Johnson), директор агентства Research Consulting, Великобритания
По последним данным, сегодня уже две трети мировых научных журналов предусматривают возможность опубликовать статью по принципу open access. Портал Publishing Perspectives опубликовал маркетинговое исследование, в котором назвал ключевые тенденции в развитии открытого доступа в грядущем году.
Игра проникает не только в высшее образование, но и в сферу книгоиздания. Игровые лаборатории и исследовательские центры открываются при многих ведущих западных университетах. Игра как педагогический метод обсуждается довольно давно, и вот новый поворот: видеоигры готовятся стать следующей ступенью развития книги.
На ежегодной конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху» обсудили и главные тенденции развития электронно-библиотечных систем в текущем году. В фокусе внимания — расширение функций и эволюция ЭБС в сторону электронно-образовательной среды. Единое окно доступа, публикация выпускных квалификационных работ и сервисы для поиска заимствований — вот что интересовало участников больше всего.