Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Независимые книжные за рубежом
В 2015 году продажи независимых книжных магазинов в США выросли на 10%
В нашей стране независимые книжные магазины, предлагающие авторские подборки книг, перестали быть столичным феноменом и развиваются в провинциальных городах. Хотя многие владельцы считают управление книжным магазином скорее любимым занятием, чем прибыльным бизнесом. А как обстоят дела в этой сфере за рубежом? Портал Publishing Perspectives поделился наблюдениями.
Несмотря на предсказания СМИ о том, что развитие электронных книг станет окончанием эпохи независимых книжных магазинов, на самом деле, низкая стоимость новых технологий позволила повысить их доходы и эффективность.
Страхи пятилетней давности
Пять лет назад The New York Times опубликовала статью под названием «Независимые книжные магазины борются за свою нишу в эпоху перемен» («Small Bookstores Struggle for Niche in Shifting Times»), приурочив ее к ежегодному заседанию Американской книготорговой ассоциации (American Booksellers Association, ABA). В тот момент отрасль находилась в опасности: положение крупнейшей сети книжных супермаркетов Borders пошатнулось, электронные книги шли на взлет, Amazon стремительно увеличивала свою долю на рынке — и независимые книготорговцы оказались «на линии фронта». В статье говорилось о серьезном страхе в мире независфимых книжных магазинов — перед тем, что они вынуждены будут закрыться.
Рост книжных продаж
Каково же положение в отрасли сегодня? Согласно ежегодному бюллетеню ABA, рост книжных продаж в США составил 7,5% в 2015 году по сравнению с 1,7% в 2014 году. А продажи независимых магазинов, которые являются членами ABA, выросли на 10% по сравнению с уровнем 2014 года. Более того, по данным за 2015 год, количество независимых магазинов-членов ABA выросло на 27% по сравнению с 2009 годом.
Орен Течер (Oren Teicher), директор Американской книготорговой ассоциации, не удивлен, что слухи о закрытии независимых книжных оказались преувеличенными. «Мы по-прежнему здесь, а все потому, что книжные магазины играют важную роль в своих сообществах и десятки раз за день вкладывают в чьи-то руки нужную книгу».
Преимущества независимых книжных
Независимые книжные магазины всегда хвалили за то, что они неотделимы от своего сообщества, хорошо знают своих клиентов и обеспечивают индивидуальный подход. Лекси Бич (Lexi Beach) открыла магазин Astoria Bookshop в Куинсе (район Нью-Йорка) в 2013 году: «Не думаю, что независимые книжные сильно изменили основу своей деятельности. Хорошие книги, которые продаются вручную, отличное обслуживание, формирование ассортимента и культурной программы с учетом интересов покупателей — магазины делали это на протяжении десятилетий. Сегодня быть небольшим магазином проще. Мне проще, чем моим предшественникам, оформить кредит. Проще поддерживать ассортимент и быстро пополнить книжные запасы. Проще содержать веб-сайт, где покупатели размещают заказы и узнают о мероприятиях, без необходимости иметь в своем штате программиста».
Технологии дешевеют
Поначалу казалось, что технологический бум самым драматичным образом ухудшит ситуацию в книжном бизнесе. На самом деле, он создал новые, ранее недоступные магазинам, возможности. Стоимость технологий снижается, поэтому технологический уровень, прежде доступный только крупным корпорациям, становится доступен и малому бизнесу. Речь идет не только о продвижении посредством веб-сайтов, социальных сетей и электронной рассылки, но и о технологиях для управления бизнесом, таких как POS-системы, бухгалтерский учет и веб-дизайн. «Мы можем построить более эффективный бизнес по цене, которую можем себе позволить», — отметил Орен Течер.
Книжные магазины + социальные медиа
Что касается укрепления роли книжного магазина в своем сообществе, ничто не может быть более полезным, чем социальные медиа. Вики Д’Армон (Vicki DeArmon), управляющий магазина Copperfield’s Books в Сан-Франциско, отметила, что книжные магазины и социальные медиа представляют из себя идеальную рекламную связку. «Книжные магазины, как и социальные сети, — это системы, основанные на своих комьюнити. Мы постоянно поддерживаем общение с покупателями как в магазине, так и онлайн».
«Поскольку успех в социальных сетях во многом зависит от подачи и аутентичности, независимые книжные предлагают своей публике много интересного: беседы о книгах, новости о своем сообществе, мнения реальных людей, взгляд из-за кулис», — говорит Джессика Бангуло (Jessica Bagnulo), совладелец магазина Greenlight Bookstore в Бруклине.
«Одни каналы работают лучше других, — рассказывает Лекси Бич. — Нередко книги раскупают почти мгновенно после того, как мы размещаем их фото в сети Instagram, в то время как некоторые посты на Facebook попадают в поле зрения лишь 2% наших подписчиков».
Платная реклама
Даже если магазин захочет опробовать платную рекламу в социальных сетях, ее стоимость не будет исчисляться десятками тысяч долларов, как это было в прошлом, эру рекламы в печати и на радио. Рекламное объявление на Facebook может обойтись всего в 5 долл. и его аудитория может составить от 50 человек, которые увидят приглашение на мероприятие, до 800 человек. И эти 800 человек могут быть таргетированы по отдельной теме, местоположению, возрасту, таким образом, сообщение достигнет нужной аудитории.
Продвижение мероприятий
Что касается мероприятий, сейчас есть способы отслеживания данных, недоступные десять лет назад. Вики Д’Армон использует онлайн-сервис продажи билетов Eventbrite, чтобы следить за интересом к предстоящим мероприятиям и, если одно из них не получает внимания, она немедленно размещает информацию о нем на Facebook, чтобы рекламировать его целевой аудитории.
Синергетический эффект
Не следует забывать и о взаимодействии со своими реальными соседями. Джессика Бангуло и Лекси Бич рассказали о сотрудничестве с местными организациями для проведения мероприятий, которые сопровождались перекрестным продвижением в социальных сетях, — магазин Greenlight продает книги в Бруклинской музыкальной академии (Brooklyn Academy of Music), а магазин Astoria Bookshop организует временный стенд (так называемый pop-up store) на местной концертной площадке.
Этот же принцип могут использовать книжные магазины совместно с издательствами. По мере того как издатели, авторы и магазины будут расширять свои площадки в социальных сетях, они будут все больше продвигать авторские туры и книжные релизы посредством кросс-промоушена. Это создаст синергетический эффект, от которого выиграют все стороны.
После цифрового шторма
Цифровой шторм пережили не все книжные магазины, но те, кто сейчас остался на плаву, ищут интересные, креативные способы, которые позволят им участвовать в жизни своих покупателей. В этом году в заседании Американской книготорговой ассоциации приняли участие рекордное количество книготорговцев: это свидетельствует о том, что независимые магазины делают все возможное, чтобы переосмыслить и создать себя заново.
Ольга Светлая, администратор арт-клуба «Книги и кофе», Санкт-Петербург
Не только публичные библиотеки, но и книжные магазины сегодня позиционируют себя в роли культурных центров и стремятся максимально расширить свой репертуар. Известный книжный клуб «Книги и кофе», созданный в 2008 г. писателем Александром Житинским, поделился опытом: какие форматы интересны публике и с какими сложностями пришлось встретиться в текущем году.
За последние 20 лет число книжных магазинов сократилось в пять раз. Существует мнение, что сеть книгораспространения в стране разрушена, а регионы России страдают от книжного голода. Так ли это? Что читают в провинции? И есть ли в небольших городах потребность в формате независимого книжного, который предлагает требовательной публике авторские подборки интеллектуальной литературы?
Новые пути ищут не только библиотеки, но и книжные магазины. На фоне сетевых супермаркетов, предлагающих усредненный ассортимент, появляются небольшие книжные лавочки, где искушенные читатели могут найти «штучные» книги. Авторские подборки книг и особенная атмосфера — основное преимущество такого подхода. Создатели независимого книжного «Все Свободны» — о современных тенденциях в книжной торговле.