Когда автор достигает первого успеха, в его интересах — передать права на книгу фирме, обладающей большими финансовыми возможностями и сетью дистрибуции
Журналисты The Guardian обратили внимание на тенденцию: в последние несколько лет множество авторов, впервые изданных в независимом издательстве и замеченных критиками, впоследствии были перекуплены крупными игроками издательского рынка. Не в этом ли заключается эволюционная роль маленьких издательств: рискуя, находить таланты, чтобы затем крупные издательства, вложив в них большие ресурсы, смогли открыть их всему миру?
В наши дни только небольшие малофинансируемые издательства, в которых работает минимальное число сотрудников, вкладывают деньги в новых авторов. Крупные игроки избегают риска, делая ставки лишь на тех писателей, которые однажды уже сделали себе имя.
Обычная история
Независимое издательство Salt, в котором работают всего шесть человек, вот уже два года в фокусе внимания книжной общественности. Авторы, дебютировавшие в этом издательстве, Пол МакВей (Paul McVeigh) и Кирсти Логан (Kirsty Logan), попали в шортлисты сразу нескольких книжных премий и два года подряд, в 2015 и 2016 гг., выиграли премию Полари (Polari first book prize). Однако уже свою вторую книгу Кирсти Логан предпочла опубликовать в издательстве Harvill Secker, подразделении корпорации Penguin Random House. Скорее всего, также поступит и Пол МакВей. Это обычная история.
Независимые издательства у истоков
В XIX в. независимые издательства процветали, лишь в XX и XXI вв. в книжной индустрии создалась ситуация, когда стали доминировать несколько корпораций. Издательства «Большой Четверки» — Simon & Schuster, Penguin Random House, Hachette и HarperCollins — стали такими большими, скупая маленькие издательства. Так, издательство Hogarth, основанное Леонардом и Вирджинией Вульф в 1917 г., сейчас является импринтом Crown Publishing Group, которая, в свою очередь, является частью издательского дома Penguin Random House, а он, до слияния в 2013 г., был двумя издательствами Penguin и Random House.
Именно независимые издательства в свое время сделали литературу предметом широкого потребления и удовлетворили существовавший на нее спрос — поэтому, возможно, и не стоит удивляться успеху небольших издательств, в последние годы с завидным постоянством собирающих премии и признание. (Однако капиталистический характер крупного книгоиздания и пессимистические прогнозы о закате книжной культуры, которые мы слышим на протяжении последнего десятилетия, создали атмосферу, которая заставляет удивляться.)
Бóльшие возможности крупных издательств
Большинство независимых издательств, как правило, не обладают теми ресурсами, которыми обладают более крупные издательства. Поэтому, едва автор достигает успеха, в его интересах, а также в интересах его издательства — передать права на книгу фирме, обладающей большими финансовыми возможностями и более широкой сетью дистрибуции. Так, Эймьер МакБрайд (Eimear McBride), чей дебютный роман «Girl Is a Half-formed Thing», выигравший множество премий, вышел в небольшом издательстве Galley Beggar Press, со своей второй книгой направилась в издательство Hogarth. Благосклонно встреченный критикой дебют писателя Ти Джеронимо Джонсона (T. Geronimo Johnson), роман «Hold It ’Til It Hurts», был издан независимым издательством Coffee House Press, а вот его вторая книга «Welcome to Braggsville» уже вышла в издательстве William Morrow, импринте HarperCollins.
Если оглянуться назад, можно вспомнить роман «Гранатовые джунгли» (Rubyfruit Jungle) писательницы Риты Мэй Браун, вышедший в 1970-е гг. в Америке. Этот острый феминистский роман-воспитание впоследствии стал культовым. В тот момент совсем небольшое издательство, выпустившее эту книгу (давно несуществующее), не сумело справиться со спросом. Хотя ему удалось напечатать и продать 70 тыс. экземпляров, в конце концов, оно было вынуждено продать права более крупному издательству Bentam, которое и само вскоре перешло во владение Random House. Успех «Гранатовых джунглей» был во многом подпольным. Этот роман никак не продвигался и не рекламировался, но люди сами делились друг с другом книгами, рассказывали о прочитанном в письмах. Хотя в наши дни независимые издатели, с переменным успехом, очень упорно трудятся над продвижением своих книг, традиционная передача из уст в уста по-прежнему важна.
Кто не рискует?
По мере того как независимые издательства дают путевку в жизнь все большему числу новых талантливых авторов, все острее звучит вопрос: похоже, что крупные издательства больше не желают рисковать? «Рискованных» авторов, тех, что не раз были отвергнуты агентами и крупными издательствами, подбирают маленькие издательства, чей образ действия заключается в том, чтобы брать на себя риски в той части литературы, которая по-своему инновационна и имеет значение в стилистическом или общественном смысле. После крупные издательства подхватывают успешных авторов и зарабатывают на труде и рисках небольших издательств.
В определенном смысле, это даже хорошо, поскольку означает, что все, причастные к книжному искусству, сумеют больше заработать и достичь более широкой аудитории. С другой стороны, создается ощущение, будто крупные издательства слишком часто подстраховывают себя, как если бы они были слишком крупны, чтобы обанкротиться, а вся трудная работа достается тем, кто обладает только лишь большими амбициями.
Движение indie (сокращение от «independent» — независимый) стало заметным феноменом в западных странах. Независимые книжные магазины и издательства существовали всегда, но независимые авторы — новое явление. Мы почитали зарубежную прессу и отобрали несколько ярких фактов, которые иллюстрируют тенденции в этой области.
В нашей стране независимые книжные магазины, предлагающие авторские подборки книг, перестали быть столичным феноменом и развиваются в провинциальных городах. Хотя многие владельцы считают управление книжным магазином скорее любимым занятием, чем прибыльным бизнесом. А как обстоят дела в этой сфере за рубежом? Портал Publishing Perspectives поделился наблюдениями.
Новые пути ищут не только библиотеки, но и книжные магазины. На фоне сетевых супермаркетов, предлагающих усредненный ассортимент, появляются небольшие книжные лавочки, где искушенные читатели могут найти «штучные» книги. Авторские подборки книг и особенная атмосфера — основное преимущество такого подхода. Создатели независимого книжного «Все Свободны» — о современных тенденциях в книжной торговле.