библиотеки в электронном веке
Участникам опроса предлагалось ответить на такие вопросы, как «Какое место занимает ваша библиотека в сравнении с другими академическими библиотеками Северной Америки?», «Каковы новые тенденции развития современных академических библиотек?», «Что делают сами учреждения уже сейчас для подготовки к завтрашнему дню?».
Эти и многие другие вопросы были рассмотрены в третьем ежегодном отчете «Состояние академических библиотек», подготовленном журналом Library Journal по заказу Ex Libris — разработчика интегрированных библиотечных систем и библиотечного программного обеспечения (владелец — компания ProQuest). В начале декабря 2021 года группа руководителей библиотек представила и обсудила свои собственные интерпретации результатов данного отчета на отдельной дискуссии в рамках конференции в Чарльстоне.
В дискуссии, проводившейся в гибридном формате, приняли участие:
Модератором дискуссии выступила Кэти Аронофф, старший директор по архитектуре решений в Ex Libris/ProQuest.
По словам Кэти Аронофф, была проделана большая работа (с отчетом можно ознакомиться здесь) и на ее основе можно выделить несколько ключевых моментов. Так, абсолютное большинство респондентов — 66%, притом что опрос прошли более 1800 сотрудников библиотек, — выделили в качестве главной проблемы финансирование. И это неудивительно: респонденты отмечают, что их бюджеты сокращаются или остаются неизменными. Другая серьезная проблема — дистанционное обучение, совместное использование ресурсов и каталогизация.
«Мы провели наш опрос в 2021 году, когда многие библиотеки находились в процессе изменений, — рассказывает Кэти Аронофф. — Причина тому — наше острое желание понять, с какими проблемами сталкиваются люди сейчас как в отдельных регионах, так и во всем мире, а также с чем мы столкнемся в будущем».
Финансирование и приобретение коллекций печатной литературы
Кэти Аронофф обратилась к участникам дискуссии с вопросом, считают ли они, что пандемия представляет собой переломный момент для библиотек в отношении коллекций. В данном случае речь шла об освобождении физического пространства в помещении библиотеки и смене концепции с «наберем побольше книг на всякий случай» на «берем только то, что нам необходимо».
«В течение долгого времени у нас были проблемы с пространством для хранения книг, и я знаю, что в этом мы не одиноки, — делится Кейт Маккриди из Библиотек Университета Миннесоты. — У нас был момент, когда мы были вынуждены полностью прекратить закупать бумажную литературу. В тот момент эта ситуация позволила нам перезагрузиться. Тогда мы определили, что нам действительно было нужно, а что не вписывалось в нашу модель».
Элайджа Скотт (Флорида) согласен с коллегой. Он занимает закупкой книг для библиотеки. По его словам, пространство библиотек, входящих в консорциум, тоже ограничено, поэтому в какой-то момент им пришлось переосмысливать отношение к приобретению коллекций бумажной литературы.
Кэтлин Бауэр (Тринити-колледж, Ирландия) тоже подчеркивает, что пандемия стала переломным моментом не только по отношению к коллекциям и сокращению тиража печатной литературы. По ее словам, изменилось и отношение коллектива библиотеки к приобретению и составлению коллекций. Ее библиотека уже сейчас всерьез рассматривает возможность сокращения многих существующих подписок. Так они планируют определить, что действительно нужно их читателям, и сконцентрироваться только на этих подписках. «Нам нужно больше тратить на электронные книги и архивы, к которым действительно обращаются тысячи пользователей», — утверждает она.
Разнообразие, равенство и инклюзивность
Участники дискуссии заявили, что диверсификация коллекций — расширение их ассортимента — является приоритетом как для библиотеки, так и для самого образовательного учреждения, к которому она относится. «Это сложная, по-настоящему трудная работа, — уверен Элайджа Скотт, — и при всем при этом — работа исключительно важная: мы должны этим заниматься, чтобы обеспечивать всем необходимым наших читателей и наши организации». Кроме того, по его мнению, академическим библиотекам важно серьезно заниматься вопросом найма новых сотрудников, движения к равенству и инклюзивности.
Библиотека, в которой работает Кейт Маккриди, находится в Миннеаполисе, недалеко от того места, где был убит Джордж Флойд (афроамериканец, погибший 25 мая 2020 года в Миннеаполисе после жестокого ареста. Массовые протесты в ответ на смерть Флойда и на насилие со стороны полиции против других чернокожих, быстро распространились по всей территории Соединенных Штатов и далее по всему миру — прим. ред.). «Для нашего города это было трудное, но такое важное время», — считает она. Помимо основной деятельности Библиотек Университета Миннесоты, которая в том числе включает в себя и приобретение коллекций в соответствии с потребностями читателей, в Библиотеках занимаются разработкой практики найма, чтобы приглашать на работу более «разнообразных» кандидатов. Так, они даже создали проект «Amplifying Black Narratives», который находится в открытом доступе.
В Библиотеке Тринити-колледжа подход DEI (Diversity, Equity and Inclusion — «разнообразие, равенство и инклюзивность») прослеживается в том, что в выборе коллекций участвуют не только сотрудники библиотеки, но и студенты. Это позволило повысить в итоге статистику использования книг. По словам Кэтлин Бауэр, студенты были рады участвовать в этом процессе, и в дальнейшем они даже просили приносить книги на студенческие мероприятия.
Дистанционное обучение и доступность обучения
По словам Кэтлин Бауэр, когда разразился кризис в связи с COVID-19, вуз был вынужден перейти на удаленный формат обучения — это позволило и вузу, и его библиотеке использовать новые методы. В итоге преподавание, обучение и научно-исследовательская работа стали проще и доступнее по всем направлениям. «Мы перешли на "предпочитаемые электронные книги". Мы отменили штрафы. Мы усовершенствовали некоторые наши технологии, — рассказывает Кэтлин Бауэр. — Теперь у нас больше возможностей для поддержки удаленных пользователей». Правда, она отмечает, что студенты все же предпочитают находиться в кампусе в формате офлайн.
В Миннесоте библиотеки запустили новую программу доставки книг на дом для тех, кто хочет работать с печатной книгой, но не может попасть в библиотеку. «Мы собираемся пересмотреть весь набор наших услуг, хотим взглянуть на него целостно, чтобы определить новый путь продвижения для всех филиалов», — делится планами Кейт Маккриди.
Доступность библиотечных услуг стала еще одной важной темой для обсуждения. Согласно опросу Library Journal, 75% академических библиотек участвуют в предоставлении открытых образовательных ресурсов своим студентам. Это подтвердили все участники дискуссии. Например, Библиотеки Университета Миннесоты участвуют во многих проектах, ориентированных на создание доступной среды и доступных образовательных ресурсов, например помогает преподавателям размещать библиотечные материалы в аудиториях и сотрудничает с книжным магазином кампуса для приобретения копий электронных книг.
«Наш консорциум Виртуального кампуса Флориды ориентирован на то, чтобы стать объединяющим пространством, где студенты и преподаватели могут собираться вместе, обмениваться идеями, — рассказывает Элайджа Скотт. — Мы даже создали сообщество библиотекарей, преподавателей и администраторов под названием "Открытая Флорида". Это сообщество решает проблемы, связанные с доступностью ресурсов, в том числе учебных материалов. На наших регулярных встречах мы обсуждаем лучшие практики, тенденции и многое другое. Мы призываем людей присоединиться к этому разговору».