Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Креативное пространство в библиотеке: в чем нуждается сообщество?
Развитие креативных пространств — основной библиотечный тренд в ближайшие 15 лет
Создание в публичных библиотеках творческих пространств, где сообщество может собираться вместе для неформального и совместного обучения — быстро развивающийся тренд во всем мире в последние годы. Эта тенденция набирает скорость, в том числе в Австралии. Здесь программа стратегического развития библиотек «Libraries 2030» определяет этот тренд как основной на ближайшие годы. Какое значение имеют такие пространства для библиотек и их сообществ и как они могут быть успешно организованы?
Эмили Бойл, Мишель Коллинз
Что такое «креативное пространство»
Мейкерспейс, хакерспейс, текшоп, производственная лаборатория, креативное пространство... — все это разные названия по сути одного и того же явления (хотя и существуют определенные различия в принципах работы этих пространств). Проще говоря, креативные пространства — это места, где сообщество может собраться в неформальной обстановке для совместного обучения. Им свойственны практические эксперименты, инновации, игры, обучение мастерству и дух культуры «Сделай сам».
Креативные пространства определяются не по типу оборудования и инструментов, которые они предоставляют (например, 3D-принтеры, программное обеспечение или деревообрабатывающие станки), или типу деятельности, а по принципам самостоятельного обучения, обмену знаниями и организации сообщества. Сотрудничество, содружество и сотворчество — вот три принципа, которые лежат в основе самой идеи креативного пространства. Каждое творческое пространство является уникальным и отражает потребности и желания своего сообщества и библиотеки-организатора.
Пространства различаются по тем программам, которые они предлагают, но, как правило, в них проводятся семинары и мастер-классы с использованием цифровых и иных технологий, посвященные искусствам, ремеслам, «городской науке» и другим сферам, которые отражают интересы и потребности сообщества. Они позволяют людям получить новые навыки, изобретать и создавать вещи и переделать существующие предметы во что-то новое. Они объединяют людей, разных по возрасту, уровню образования и навыков.
Эволюция библиотек
По мере того как в эпоху цифровых технологий библиотеки продолжают развиваться, продолжается и поиск путей дальнейшего взаимодействия с сообществом за пределами их традиционной роли — быть хранилищами информации и обеспечивать доступ к знаниям. Публичные библиотеки все чаще рассматривается в качестве коммуникационных центров, объединенных с различными общественными сервисами и удовлетворяющих целый ряд социальных потребностей. Эта тенденция предлагает библиотекам заново оценить то, что они могут дать обществу, и увидеть, какие новые возможности они могут в себе открыть.
Креативные пространства также позиционируют библиотеку как место создания, изобретения и «делания» вместо потребления и поглощения. Это открывает значительные перспективы: библиотеки все меньше становятся хранилищем книг или информации и все более — центром участия в общественной жизни, предлагают инновационные формы обслуживания и обучения, превращаются в лаборатории изобретений и новых идей.
Какую пользу принесет создание креативного пространства?
Несомненно, ожидание, что создание творческого пространства будет способствовать тому, что библиотеки найдут свое место в будущем, имеет значение. В недавнем исследовании Slatter & Howard участники пришли к выводу, что развитие творческих пространств отражает «изменение формы» публичных библиотек: «Предоставляя материалы, технологии и пространства, творческие пространства создают новые возможности для обучения, укрепляют сотрудничество в обществе и делают возможным равный доступ к обучению для самых разных пользователей».
Креативные пространства также позволяют библиотекам адаптироваться к изменениям в обществе и остаться центрами обучения. Развитие творческих пространств обогащает понятие грамотности новыми смыслами и позволяет говорить о «творческой грамотности», или «транс-грамотности» (это обобщающий термин для всех новых видов грамотности, которые развиваются в течение последних десяти лет). Пользователи давно обучаются информационной грамотности в библиотеке, точно также они могут обучаться навыкам, инструментам и умению создавать.
Библиотеки могут укрепить свою роль в качестве центра знаний не просто через выдачу книг, но через прямой обмен опытом между людьми. Создание креативных пространств в публичных библиотеках отвечает миссии библиотеки — предоставлять доступ к образованию для всего сообщества. Однажды библиотеки сделали возможным самообразование для тех, кто не принадлежит элите, теперь креативные пространства позволяют сделать практическое обучение доступным для всех. Доступ к оборудованию, инструментам и программному обеспечению, которые недоступны из-за их стоимости, дает сообществу возможность проявить свое творческое начало и реализовать идеи. Технологичные творческие пространства обеспечивают доступ тем, кто не может позволить себе дорогие новые гаджеты, аппаратное и программное обеспечение, и дают людям возможность освоить новые навыки, которые им было бы сложно самостоятельно приобрести.
Виды креативных пространств
Креативные пространства можно классифицировать по типу деятельности, оборудованию и используемым материалам:
3D-печать и цифровое производство;
цифровой дизайн;
мультимедиа, аудио-, видеопроизводство;
электроника, например, робототехника, электронные гаджеты, платы;
изготовление механических, промышленных, например, из дерева, металла, радиоуправляемых и других «реальных объектов»;
ремесла, например, шитье, вязание, лоскутное мастерство;
моделирование, лепка и литье, например, из гипса, пластика, глины, стекловолокна, акриловых листов;
«акулы пера», например, создание журналов, поэтические семинары, библиотерапия.
Выбрать подходящий тип креативного пространства
Если вы решили создать творческое пространство, то первое, что нужно сделать — понять, какое именно пространство лучше всего подойдет для вашей библиотеки и ее сообщества. Понять свое сообщество, его особенности и потребности — это первый шаг. Необходимо выяснить, какого рода творческое пространство было бы полезнее всего вашему сообществу и какую аудиторию оно сможет привлечь.
Вот несколько советов, которые помогут собрать данные о возрасте, этнической принадлежности, уровне образования и других параметрах аудитории:
Посмотрите, какие творческие пространства уже есть в вашем районе — так можно избежать дублирования, заполнить пробелы в обслуживании потребностей местного сообщества и увидеть потенциальные возможности для партнерства.
Поймите стратегическую основу вашей библиотеки — так вы можете увидеть, какое творческое пространство наилучшим образом впишется в планы и цели библиотеки.
Будьте в курсе стратегических программ для национальных библиотек — так вы сможете взглянуть на креативное пространство с более высоких позиций.
Постарайтесь понять все множество видов творческих пространств и их стоимости — это поможет решить, какой тип пространства лучше всего подходит для вашей библиотеки и как его финансировать.
Вовлечь сообщество в создание пространства
Ключевой элемент в достижении успеха в создании творческого пространства в библиотеке — достучаться до сообщества и узнать, в каких именно ресурсах и информации оно нуждается, какой потенциал оно хотело бы выразить через это пространство. Если вы внимательно изучите потребности вашего сообщества, оно будет стремиться принять участие, внести свой вклад в формирование нового пространства. Но каждая аудитория индивидуальна и то, что работает для одной библиотеки, не обязательно сработает для другой. Креативные пространства — результат сотрудничества между библиотекой и сообществом, этот баланс необходимо постоянно поддерживать на протяжении жизни нового пространства.
Чтобы библиотека продолжила существование как физическое пространство, необходима индивидуальная идея, которая создаст визуальное и смысловое единство и позволит посетителям находить любимые места в соответствии с личными резонансами. Детская библиотека «ГОРОД» — о модернизации своего пространства в соответствии с концепцией edutainment.
Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.
Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.
Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.