Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Книжные клубы в эпоху планшетов

Американские издатели издавна прибегали к услугам местных книжных клубов, чтобы увеличить свои продажи. Но для независимых книжных магазинов та неоспоримая роль, которую всегда играли их книжные сообщества, пошатнулось с ростом популярности электронных книг. Однако сейчас, когда продажи печатных книг снова поднялись, книготорговцы обнаружили, что сотрудничество с книжными клубами позволяет заметно увеличить продажи.

Книжные клубы продолжают пользоваться популярностью. По оценкам New York Times, которые были изложены в отчете 2015 г. о распространенности книжных клубов, 5 млн американцев принадлежат к одному или более книжному сообществу. «Люди хотят социализироваться посредством чтения», — сказала Лиза Бодуин (Lisa Baudoin), совладелец книжного магазина Books & Company. Как и многие книготорговцы, она выстраивает прочные взаимоотношения с книжными клубами в своем сообществе.

Скидки и вечеринки

Books & Company на постоянной основе содержит три собственных книжных клуба и с 15%-ной скидкой поставляет книги в 40 других клубов, которые имеют регистрацию в магазине. Дважды в год для членов сообщества проводится мероприятие с угощениями, на протяжении которого представители разных издательств представляют от 10 до 15 новинок и готовящихся релизов.

Магазин Left Bank Books в г. Сент-Луис спонсирует восемь собственных книжных клубов и дает 20%-ную скидку еще 36 зарегистрированным сторонним сообществам. Каждый год магазин проводит мероприятие под названием Reading Group Appreciation, на котором объявляет книги, ставшие выбором участников клуба. «Этот прямой и непосредственный способ взаимодействовать с теми нашими клиентами, которые не стоят прямо сейчас у наших прилавков, очень ценен для нас», — говорит Крис Клейндиенст (Kris Kleindienst), совладелец магазина. — «Это отличный способ повысить узнаваемость и лояльность».

Магазин Quail Ridge Books в г. Роли пошел еще дальше: дважды в год он проводит двухдневный Книжный раут с угощениями, на котором представители издательств по очереди представляют книжные новинки. Последнее мероприятие собрало около 300 человек. Магазин спонсирует целых 12 собственных тематических книжных клубов и по специальной цене продает книги еще 50 зарегистрированным книжным сообществам. «Те книги, которые мы представляем на этом мероприятии, как правило, хорошо продаются еще долгое время», — говорит директор магазина Сара Годдин (Sarah Goddin). — «Гости теснятся у прилавков издательств и выбирают книги, получая скидку в 21%».

Книги и вина

Николь Салливан (Nicole Sullivan) давно мечтала о комфортном месте, где она могла бы поговорить о книгах за бокалом вина. Три года назад она создала собственный BookBar в г. Денвер. Книжный магазин, который также предлагает простое меню из закусок, десертов и напитков, оказался настолько успешным, что прошлой осенью хозяева расширили его на 70 кв. метров. BookBar предоставляет 20%-ную скидку покупателям, которые покупают пять или более книг, и 10%-ную скидку на угощения членам собственного клуба. Каждый день в заведении встречаются около пяти книжных сообществ, а раз в месяц проводится мероприятие Book Social, которое Н. Салливан описывает как «книжный клуб без обязательств». Гости могут пообщаться за бокалом бесплатного вина о книгах, которые сейчас у всех наслуху.

Журналисты-модераторы

В магазине Subtext в г. Сент-Пол продажи книжным клубам играют огромную роль. В магазине даже отведены отдельные полки для двух разных сообществ: Books & Bars, открытого книжного клуба, который собирается в соседнем баре и модерируется ведущим общественного радио, и собственного сообщества магазина, члены которого покупают 20 экземпляров каждой книги, которые выбирает модератор.

Синди Дач (Cindy Dach), совладелец книжного магазина Changing Hands в г. Финикс, считает, что сообщество любителей чтения First Draft Book помогло повысить авторитет книжного магазина. Книжный клуб модерирует репортер местной газеты Arizona Republic Барбара Ван Денбург (Barbara Van Denburgh), которая каждый месяц составляет список книг для чтения. Покупатели получают 20%-ную скидку на книги из списка в твердой обложке и 10%-ную скидку на книги в мягкой обложке. В клубе First Draft Book состоят около 80 человек, а открытие клуба в июне 2015 г. привлекло более 200 человек. Регулярные книжные обзоры в газете, которые делает Б. Ван Денбург, существенно расширили клиентскую базу магазина.

Книги в твердых обложках

Хотя некоторые книготорговцы сообщают, что в последние годы наблюдают падение продаж книжным сообществам, потому что их участники все больше читают электронные издания, другие же считают, что эти потери покрываются тем, что члены книжных клубов покупают преимущественно издания в твердых обложках, — эту тенденцию отметили около половины из опрошенных магазинов. «Вообще говоря», — говорит Холли Майерс (Holly Myers), совладелец книжной сети Elliott Bay Book Company в г. Сиеттл, — «книги в мягкой обложке по-прежнему предпочтительны, но в последние несколько лет сопротивление формату в твердой обложке слабеет, поскольку сообщества не желают ждать год, а то и больше, когда в свет выйдет издание в мягкой обложке».

Книжные клубы vs. встречи с авторами

Книжные клубы очень важны, однако, по мнению Лизы Гозашти (Lisa Gozashti), совладельца магазина Brookline Booksmith в г. Бруклин, встречи с авторами обладают гораздо большим потенциалом для книжных продаж. «У нас только что в гостях был Чак Паланик и мы продали 400 книг», — сказала она. Магазин Booksmith содержит два книжных клуба для взрослой аудитории и один книжный клуб для детей, который в большей степени рассматривает как социальную услугу.

К. Клейндиенст из магазина Left Bank Books добавила, что продажи книжным клубам составляют лишь одну часть от общего объема продаж. Значительно важнее само представление о том, что книжный магазин является «тихой гаванью, третьим местом, где можно свободно поговорить об идеях и книгах».

Источник: Publishers Weekly

Материалы по теме:

Александр Никифоров: ЭБС – площадка для научных журналов

Александр Никифоров: ЭБС – площадка для научных журналов
Александр Никифоров, директор издательства «Лань»

Требование повышать публикационную активность выразилось в том, что в научном сообществе стали не только больше писать, но и больше читать статьи коллег. Возможно, в этом причина внимания к пока еще мало раскрытому потенциалу электронно-библиотечной системы (ЭБС) — как площадки для научной периодики. Директор издательства «Лань» Александр Никифоров поделился опытом предоставления доступа к академическим журналам.

Ирина Мельчакова: Наукометрия — искусство интерпретации

Ирина Мельчакова: Наукометрия — искусство интерпретации
Ирина Мельчакова, начальник отдела международных исследований Университета ИТМО

Количественная оценка научной деятельности вызывает споры в научной среде. Ирина Мельчакова, начальник отдела международных исследований Университета ИТМО (Санкт-Петербург), рассказала нашему порталу, как интерпретировать показатели, чтобы не обмануться поверхностным впечатлением и сделать верные выводы о вкладе ученого и значении научных работ.

Научные парки: коммерциализация идей и рост наукометрических индексов

Научные парки: коммерциализация идей и рост наукометрических индексов

Перевод инновационных идей из академической среды в промышленность — сегодня одна из самых обсуждаемых тем в высшем образовании. Как устроена производственная цепочка, которая приводит к коммерциализации знаний? — этим вопросом задались на Неделе наукоемких технологий-2016 в Санкт-Петербурге.