
библиотеки в электронном веке
В эпоху экономики знаний и стремительных технологических изменений ключевым ресурсом развития государств становится интеллектуальный потенциал общества.
Экономика все больше зависит от нематериальных активов — знаний и навыков, а потому особое значение приобретает качественное образование и поддержка молодого поколения. Эти компоненты становятся главным источником конкурентоспособности и экономического благополучия страны. Об этом — статья специалистов из Казахского национального университета им. аль-Фараби (Казахстан, г. Алматы) и Белорусского государственного университета (Беларусь, г. Минск), выборочные тезисы из которой представлены далее в русском переводе.
Первоисточник: Интеллектуальный капитал как основа развития общества знаний / В. А. Янчук, Г. С. Султанбаева, Е. С. Султанбаева, О. П. Ложникова // Вестник КазНУ. Серия журналистики. — 2020. — Том 55 № 1. — С. 13–20.
Что такое «экономика знаний»?
Экономика знаний — это высший этап развития инновационной экономики, в которой основным фактором развития является знание и человеческий капитал. В такой экономике знания становятся самостоятельным товаром, а производство знаний, высоких технологий и инноваций служит главным источником экономического роста и развития общества. Ключевой особенностью экономики знаний является то, что знание рассматривается как ресурс, который не иссякает, а наоборот, способствует созданию новых знаний и инноваций. Главную роль здесь играет человек и его способность к обучению и развитию, а технологии выступают инструментом для реализации этих знаний.
Центральным элементом стратегии по становлению экономики знаний является формирование «интеллектуальной нации» — «общества, где образованные и креативные люди становятся фундаментом развития государства. Под креативностью понимается не только профессиональная компетентность, но и самореализация личности, духовное богатство, умение использовать культурное наследие как ресурс будущего процветания.
Ключевыми векторами развития названы два направления: обеспечение качественного образования и поддержка молодого поколения. Именно они должны стать опорой для роста интеллектуального потенциала страны».
«Новые информационные технологии радикально изменили экономику: сегодня на первый план выходят нематериальные инвестиции — знания, навыки, человеческий капитал. Экономическая активность все больше связана не с материальными ресурсами, а с интеллектуальными возможностями. Именно поэтому „знание“ становится ключевым словом новой экономики и главным фактором конкурентоспособности.
Подготовка творческих и высокообразованных специалистов становится главной задачей высшей школы.
Особое внимание уделяется развитию методов и практик, которые формируют общественное сознание и способствуют воспитанию „гражданина интеллектуального общества“. Это направление призвано соединить достижения науки и технологий с духовными ценностями, обеспечивая баланс материального и культурного прогресса».
Необходимо «интегрировать модернизационные процессы не только через использование природных ресурсов, но и за счет развития человеческого капитала. Примером служат страны, сумевшие добиться успеха именно через опору на образование и культуру — Сингапур, Малайзия, Турция, Китай.
Главная идея заключается в том, что интеллектуальный капитал и духовные ценности становятся решающим фактором экономического и социального развития. Общество знаний невозможно построить только на технологиях: оно требует формирования нового типа личности — самостоятельной, креативной и ответственной».