Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как колледжи США помогают своим студентам

Сложная финансовая ситуация, вызванная пандемией, обострила проблемы образовательной среды: многие студенты бросают учебу, будучи не в силах платить за обучение или необходимые учебные материалы. Мы предлагаем вам познакомиться с переводом статьи Нади Томез-Роблендо «Some colleges are relieving student worries by making textbooks free», в которой автор рассказывает об опыте американских колледжей — аналогов вузов в российской системе высшего образования. 

 

Каждый семестр начинается с подсчета денег: студенты пытаются определить, сколько средств им необходимо для комфортной жизни и эффективного обучения. При этом для получения точных цифр может потребоваться несколько недель, в течение которых, изучая новые для себя предметы и знакомясь со своим учебным планом, студент задается вопросом: действительно ли мне нужно будет покупать учебники для всех этих занятий, есть ли хоть что-нибудь, чего я могу не покупать?

Пусть это вас не удивляет. Согласно недавнему опросу, выпускники американских колледжей в среднем потратили 1240 долларов на книги и  канцелярские принадлежности в течение 2020/21 учебного года. Для студентов двухлетних колледжей (один из форматов постшкольного образования в США наряду с четырехлетними колледжами, — прим. ред.) это на 220 долларов больше, чем в прошлом году.

Однако будем откровенны: на самом деле, тысячи и тысячи студентов не думают о грядущих финансовых трудностях в начале семестра. Почему они не беспокоятся о расходах на обучение? Дело в том, что некоторые учебные заведения снимают это бремя со своих студентов, предоставляя бесплатные учебники для всех студентов (а иногда и для аспирантов).

Устранение барьера

По словам Филипа Лаубе, вице-президента Университета Маскингама (штат Огайо) по финансовой деятельности, 1300 студентов-старшекурсников гарантированно получают доступ к цифровым учебникам или получают книги в печатном виде уже к началу нового учебного года. 

Он рассказывает, что сам неоднократно видел, как студенты, пытаясь сэкономить деньги, откладывают покупку учебников до последнего в надежде позже заказать их более старые и дешевые издания, а потом с нетерпением ждут посылку к концу семестра, ведь есть риск не успеть подготовиться к экзамену. По его словам, около 60% студентов их частного университета испытывают «значительные финансовые трудности».

— Хуже всего то, что мы видим, как студенты говорят: «Я не могу позволить себе и платить за учебу, и покупать книги, поэтому я и не буду их покупать». Такой подход очень негативно сказывается на их успеваемости, — делится Лаубе. — С нашей стороны это тоже не самый лучший подход. Гораздо правильнее сначала убедиться, что у наших студентов есть инструменты и ресурсы, необходимые для успешного обучения в Университете Маскингама, — и именно учебники являются важной частью образовательного процесса.

Филип Лаубе рассказывает, что Университет Маскингама начал работать над собственным планом покрытия расходов на учебники еще до пандемии, что в некоторой мере отразилось на студентах — повысилась стоимость обучения. 

— Мы видим, как многим студентам трудно оплачивать счета и знаем о тех из них, кто не в состоянии покупать учебники,  — говорит Лаубе. — Мы думаем, что бесплатные учебные материалы помогут некоторым студентам устранить препятствия на пути к успеху, а также повысят ценность и авторитет самого университета в их глазах.

Университет Маскингама является частью программы «First Day Complete», инициированной колледжем Barnes and Noble's. Колледжи-участники этой программы сами оплачивают счета за учебные материалы своих студентов и  доставляют их до начала первого дня занятий. A&T Университет штата Северная Каролина тоже стал участником этой программы на ближайшие два года: предоставление бесплатных учебников студентам и аспирантам стало возможным благодаря государственной финансовой поддержке, выделенной на сферу высшего образования во время пандемии.

В этой же программе участвует и Университет штата Уинстон-Салем в Северной Каролине, благодаря чему примерно 4700 его страшекурсников получили свои учебники этой осенью.

Памела Тернер, директор по бизнесу и вспомогательным услугам Государственного университета Уинстон-Салема, обращается к исследованию, согласно которому доля студентов, приобретших необходимые учебные материалы к первому дню занятий, упала до 29% в 2020 году. Таким образом, за три последних года их число уменьшилось на 11%. Это создает проблемы как для студентов, так и для преподавателей.

— Мы знаем, что таких проблем очень много из-за ситуации с ковидом, — говорит Тернер. — Некоторые студенты почти наверняка учатся весь семестр без книги. Если же учебники оказываются у них с самого первого дня, то это их успокаивает и меньше тревожит, они не отстают по программе. Для преподавателей это тоже важно: им интереснее работать со студентами, и это действительно образовательный процесс в полном смысле этого слова.

К сожалению, программа не учитывает потребности аспирантов Государственного университета Уинстон-Сейлем. Памела Тернер говорит, что, поскольку их расходы на учебные издания не покрываются программой, каждый из них получит ваучер на сумму до 500 долларов на учебники.

В нужном месте и в нужное время

Почему стоимость учебников продолжает оставаться проблемой для студентов из года в год, притом что в целом расходы на учебные издания сокращаются?

Пола Уманья является директором по институциональным преобразованиям в Университете Темпл. Она говорит, что основной причиной формирования такой вроде бы нелогичной ситуации является сама образовательная модель, которая больше ориентирована на бизнес, чем на справедливость и реальное положение дел.

— В соответствие с распространенными стереотипами, студенту должно быть от 18 лет до 21 года. Однако не все студенты такого возраста. Многие наши студенты уже сами стали родителями или вернулись в колледж спустя долгие годы, — рассказывает Уманья. — Поэтому реальная экономическая модель деятельности колледжа очень сильно изменилась за последние 70 лет, а мы так и не внесли коррективы во все эти изменения. Студенты являются переменными в уравнении, которое не адаптировалось к нынешним обстоятельствам.

По ее словам, объем финансирования от государства все больше сокращается, одновременно с этим на фоне пандемии уменьшается и число учащихся. Пола Уманья отмечает, что сегодня студенты определяют для себя преимущества получения научной степени в ее сравнении не только со стоимостью обучения, но и с дополнительными финансовыми трудностями: от получения кредитов и работы на нескольких работах до непростого совмещения обучения с уходом за детьми.

— Учебники являются частью этой бизнес-модели. В этих условиях люди вынуждены платить за них, потому что других вариантов нет, — рассуждает  Уманья. — Им приходится решать: купить на эти деньги еду или книгу, заплатить за аренду или за учебник. Это неправильно: некоторые студенты делают выбор в пользу  приобретения учебников, из-за чего не оплачивают коммунальные счета и подвергают риску себя и свое жилье. 

Исследования показали, что, даже когда у студентов есть возможность получить материальную помощь, 52% учащихся все равно не подавали заявления — они просто не знали, как это сделать. Среди тех, кто все-таки  получили матпомощь, 77% студентов четырехлетних колледжей и 67% студентов двухлетних колледжей использовали полученные средства для оплаты учебных материалов.

Пола Уманья признает, что программы финансовой поддержки не были идеальными, о чем и свидетельствует недостаточное количество заявителей. По ее словам, обращение за помощью вызывает социальную стигматизацию, навешивание ярлыков, и многие студенты, нуждающиеся в помощи, отказываются от нее, думая о других учащихся, которым эти средства могли бы быть нужнее.

Колледжи и университеты должны учитывать такую точку зрения студентов, а также работать над упрощением процедуры получения материальной поддержки, считает Уманья.

— Модель должна быть ориентирована на студентов, она должна помогать удовлетворять их основные потребности. И уже это поможет удовлетворить потребности академические, — уверена она. — Чтобы помочь студентам выучиться, надо дать им возможность получить информацию обо всех мерах поддержки, которые им доступны, научить их ориентироваться в сложных и запутанных коммуникационных системах.

 

По материалам EdSurge