Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Исследования и пандемия: пять факторов, которые мешают работе учёных

Сотрудники научного издательства DeGruyter Дейдра Уотчорн и Крис Смит делятся результатом опросов исследователей и рассказывают, кто оказался наиболее уязвим для коронавирусных ограничений.

 

Во время пандемии в медицинские журналы исследователи подавали гораздо больше публикаций, чем ранее. Однако в других областях науки число работ сократилось, особенно это касается сфер искусства и гуманитарных наук. Общая тенденция подтверждается и опытом DeGruyter. Приходится признать: пока одни исследователи процветали, другие сталкивались с трудностями и ограничениями. 

Что ограничивает работу учёных

В течение почти полугода команда DeGruyter изучала влияние пандемии на исследовательскую деятельность. Специалисты опросили более 4,3 тысячи учёных из более чем ста стран. Они спрашивали, как пандемия влияет на исследователей лично и профессионально, в чём источник трудностей и как издатели могли бы помочь.

Первый опрос проходил в мае 2020 года. Обнаружилось, что почти половина исследователей была загружена больше, чем до начала пандемии, и им приходилось приспосабливаться к новым условиям. При этом проблемы обрушивались на них не одинаково: на женщин-учёных дополнительно возрастала нагрузка, связанная с домашними делами и с дистанционным обучением. Последние полгода показали, что сложности и неравенство в их распределении со временем только растут. 

Октябрьский опрос показал, что исследователи стали ещё более загруженными. При этом они сталкиваются с большим, а не меньшим количеством ограничений. 48% тех, кто занимается первичными исследованиями, сделали меньше, чем в обычный год. 66% заявляют, что не могут работать как раньше. Однако это касается не всех. А потому было выявлено пять ограничительных факторов, которые наиболее сильно отражаются на исследовательской деятельности. 

1. Дистанционное обучение

Многие учёные были вынуждены внезапно — буквально в одночасье — переключиться на онлайн-обучение и взаимодействие со студентами. Для некоторых это оказалось катастрофой. 81% опрошенных заявляет, что дистанционное преподавание занимает больше времени, чем они ожидали. 60% назвали это самым значимым барьером, который сдерживает их исследовательскую деятельность.  Помимо собственно обучения преподаватели вынуждены также оказывать студентам дополнительную эмоциональную поддержку, чтобы предотвратить негативные последствия изоляции.

Сдерживающие факторы находятся и по другую сторону экрана, в домах самих преподавателей. Жонглирование домашними обязанностями в совокупности с работой онлайн и необходимостью поддерживать уязвимых студентов стало очень обременительным. А потому учёные, которые смогли уклониться от преподавания, имеют значительное преимущество перед коллегами, которые продолжают учить. 

2. Недостаток взаимодействия с коллегами

Невозможность совместной работы препятствует прогрессу. В мае 29% учёных заявили, что это влияет на их исследования. К концу года эта цифра составила 37%. Отменились многие конференции, были ограничены поездки и физические встречи. Учёные критически относятся к онлайн-форматам, а потому перенос традиционных конференций в Сеть стал проблемой.  В онлайн-конференциях нет той социальной составляющей, которую так ценят учёные. Вероятно, именно поэтому социальные сети стали использовать чаще. 52% опрошенных рассказали, что чаще используют их для общения и поиска сотрудников. Но заполняет ли Twitter пробелы, появившиеся из-за отсутствия общения на конференциях? Некоторые признаются, что недостаток общения буквально останавливает карьерный рост.

3. Стадия развития карьеры

Место, которое учёный занимает на карьерной лестнице, играет ключевую роль в том, насколько он уязвим для пандемии. Исследователи со стажем от 16 лет после получения post-PhD практически не чувствуют воздействия пандемии. Она увеличила их рабочую нагрузку, но не так значимо, как их младшим коллегам. 

Учёные со стажем от 5 до 16 лет, которые преподают из дома, испытывают двойное давление. В силу возраста у них также часто маленькие дети, которые больше нуждаются в заботе. Так что более половины из них не могут вести исследовательскую деятельность в новых условиях. Тревожно, что такое положение вещей влияет не только на их работу. Они взаимодействуют с менее опытными коллегами и поддерживают их — при привычном положении вещей. Но в условиях пандемии треть исследователей больше не способна создавать команды. Так что ограничения, с которыми сталкиваются учёные со стажем от 5 до 16 лет, также влияют и на карьеры более молодых исследователей. 

4. Пол

Многие женщины, которые преподают из дома и находятся в середине карьерного пути, страдают от тройной нагрузки, так как именно на них ложится забота о семье. Причём со временем давление на женщин только растёт, а на мужчин — уменьшается. 53% женщин говорят, что рабочая нагрузка серьёзно влияет на их исследовательскую деятельность. Для мужчин этот показатель составляет 35%. 62% женщин тратят дополнительное время на работу со студентами, мужчин — только 39%. 

Женщины в среднем пишут, читают, публикуют, тратят время на анализ данных меньше времени. Более трети из них говорят, что их психическое здоровье и общее благополучие серьёзно пострадали из-за давления, с которым они сталкиваются.

5. Сфера занятости

Больше всего пострадали от пандемии учёные-гуманитарии. 55% из них не могут получить доступ к основным библиотекам, архивам, коллекциям, музеям. Они не могут работать и собирать данные на местах из-за ограничений, связанных с поездками. За последние полгода увеличилось число гуманитариев, которые сталкиваются с тем, что отсутствие взаимодействия серьёзно влияет на ход исследований. Этот показатель удвоился с 17% в мае до 34% в октябре.

Кроме того, гуманитарии чаще озабочены шансами на продвижение по службе. Они опасаются, что могут оказаться первыми в очереди на сокращение штата. Гуманитарии также признаются, что больше всего пострадали с точки зрения отработанных часов, вовлечённости в работу и общего благополучия. 

Как ограничения скажутся на научном сообществе в целом

Исследование помимо прочего показывает, что научное сообщество отражает тренды, действующие в обществе в целом. Оно не демонстрирует, что некоторые учёные более устойчивы к внешнему воздействию или лучше других справляются с давлением. Оно обнаруживает, что за каждым исследователем стоит личность с уникальным набором проблем и привилегий. 

Пандемия затронула всех, но некоторые пострадали больше. Мы можем радоваться тому, как процветают медицинские авторы. Но мы должны осознавать, что во многих сферах ситуация противоположная.

Для многих учёных пандемия остаётся периодом большого стресса, уязвимости и давления. Это скажется на их карьере, повлияет на личность, а также будет иметь последствия для науки, общества в целом, равенства и разнообразия. Это должно стать тревожным сигналом для сообщества и академических издателей в частности.

 

По материалам The Scholarly Kitchen