Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Indie: декларация независимости
Именно независимые издательства выигрывают большинство литературных премий
Движение indie (сокращение от «independent» — независимый) стало заметным феноменом в западных странах. И если независимые книжные магазины и издательства существовали всегда, то независимые авторы, которые самостоятельно издают и продают свои книги, — новое явление. Мы почитали зарубежную прессу и отобрали несколько ярких фактов, которые иллюстрируют тенденции в этой области.
По материалам зарубежной прессы
Независимые авторы слишком много времени тратят на саморекламу
Независимые авторы не рассчитывают на маркетинговую поддержку издательства и самостоятельно продвигают себя в социальных сетях. Каждую неделю в Америке выходят тысячи книг indie-авторов (их доля на книжном рынке составляет немногим менее 20%). Стремясь быть замеченными, многие обращаются к социальным сетям, Facebook или Twitter, или присоединяются к сообществу Goodreads, совмещающим возможности соцмедиа и книжного рекомендательного сервиса. Но оказывается, самореклама отнимает у авторов слишком много времени и даже может навредить их имиджу.
В интервью BBC писатель Джонатан Франзен (Jonathan Franzen), «великий американский романист», как его назвал журнал Time, высказал свои опасения: «Меня тревожит, что американскую литературу развивают принудительно. Литературный агент может отказаться смотреть рукопись, объяснив, что у автора мало поклонников в Twitter. Вместо того чтобы тратить время на совершенствование мастерства, писатели вынуждены зарабатывать на жизнь, и я вижу, что их принуждают к этой постоянной саморекламе».
Журналисты Guardian, не раскрыв имени источника, сказали, что «выдающийся британский писатель и историк рассказал, что издательство вынудило его создать аккаунт в Twitter, чтобы рекламировать новую книгу. Он присоединился к соцсети лишь по этой
причине и его лента была непрерывным потоком саморекламы. Вскоре подписчики стали подшучивать над ним и он понял, что создал впечатление самовлюбленного зануды, чья навязчивая самореклама не соответствует глубине его творчества — но
не знает, как это исправить».
Чтобы увеличить видимость в Интернете посредством социальных медиа, советует портал Book Business, стоит сфокусировать усилия на одной платформе и искренне общаться с читателями. Лучше уделить внимание тем поклонникам, которые уже есть,
говорит научный фантаст Хуг Ховей (Hugh Howey), вместо того, чтобы «троллить вселенную» в поисках новых. Не стоит вкладывать все силы в Facebook или Twitter. Чтобы развивать авторский бренд, лучше присоединиться к специализированным онлайн-сообществам (на
американском рынке — это сайты RedRoom, SheWrites, Wattpad и myWANA), где читатели и писатели собираются для конструктивного диалога. Иначе, по мнению портала BookBusiness, лучше последовать совету друга Брета
Истона Эллиса (Bret Easton Ellis), который сказал писателю на вечеринке вручения Оскара: «Ты должен покинуть Twitter. Люди думают, что ты сумасшедший!»
Независимый магазин продает книги независимых авторов
Еще недавно многие предрекали конец независимых книжных в связи с развитием интернет-торговли. Однако, начиная с 2009 г., они показывают медленный, но неуклонный рост. Одна из причин жизнеспособности феномена независимого книжного (и потребности аудитории в нем) — событийно-культурная составляющая.
Ведь интернет-магазины не проводят встреч с авторами и автограф-сессий.
Интересный поворот — открытие независимого книжного для независимых авторов во Флориде. Писатели-самиздатовцы Патти Брассард Джефферсон (Patti Brassard Jefferson) и Тимоти Джекобс (Timothy Jacobs), разочарованные невозможностью выставлять
и продавать свои работы, создали собственный магазин Gulf Coast, чтобы продавать в нем только книги независимых авторов. «Конкурировать со Стивеном Кингом или Дэном Брауном в огромном магазине, где выставлены на продажу десятки тысяч книг, очень трудно»,
— объясняют владельцы.
Магазин Gulf Coast функционирует иначе, чем традиционные книжные. Авторы арендуют полочное пространство на 3 месяца в целом за 75 долл. (примерно столько они бы потратили на представление своей книги в течение одного дня
книжной ярмарки). В свою очередь, авторы получают 100% от каждой продажи, а не 40%, как при продаже через обычный книжный. Каждый писатель может выставить на полках 10 копий одного наименования или до 10 наименований по одному экземпляру каждого. Кроме того, они могут использовать пространство нового магазина для подписи своих книг.
Владельцы собираются проводить в магазине образовательные дискуссии и мастер-классы по самиздату. Для них независимый книжный — это прежде всего создание сообщества и поддержка других независимых авторов.
Независимые издательства выигрывают литературные премии
На фоне «большой издательской пятерки» (HachetteBookGroup, HarperCollins, MacmillanPublishers, PenguinRandomHouseи SimonandSchuster), которая удерживает около 40% книжного рынка США, другие 40% принадлежат более чем 2,7 тыс. средних и малых книжных издательств (оставшиеся 20% рынка — продажи книг независимых авторов). При этом именно независимые издательства стоят за большинством победителей книжных премий. Многие общественные порталы отметили этот феномен и задались вопросом: в чем причина?
Кевин Даффи (Kevin Duffy), совладелец независимого издательства Bluemoose Books, поделился размышлениями с журналом Guardian: «Иногда кажется, будто небольшие независимые издательства — отдел исследований и разработок в области художественной литературы для крупных издательств.
Мы находим прекрасных писателей, взращиваем их, доводим до блеска их работы, которые попадают в шорт-листы главных литературных премий и покоряют читателей. А после — крупные игроки расхватывают их и в новой яркой рекламной обложке презентуют всему
миру. Почему независимым издательствам удается выигрывать литературные премии чаще, чем крупным издательствам? Мы сами ищем рукописи и читаем гораздо больше историй. Крупные издательства пользуются услугами агентов, которые руководствуются собственными
экономическими мотивами и правилами, — и пропускают множество замечательных книг каждый день, месяц и год».
Soho Press, по мнению портала BookBusiness, — «одно из самых маленьких, но самых успешных независимых издательств в Нью-Йорке», регулярно выигрывает литературные премии на протяжении всей своей истории. Восемь национальных книжных премий
— в одном только 2015 г. Причина успеха — умение искать незаурядные таланты. Издатель и редактор Soho Press Бронвен Хруска (Bronwen Hruska) объяснила свой успех: «Ежегодно мы издаем около 50 книг в твердой обложке. Поскольку нам не
нужно печатать сотни книг каждый месяц, мы можем выбрать те книги, которые по-настоящему нравятся, и авторов, в которых верим. А главное — уделить им огромное количество внимания и создать волну разговоров вокруг книги задолго до ее выхода,
представив ее тем людям, которые непременно должны о ней знать и будут о ней говорить. Это наш краеугольный камень. Думаю, сосредоточиться гораздо проще, когда у вас меньше наименований и среди них только книги высочайшего качества».
Промо-туры, в рамках которых писатель путешествует по городам, встречается с читателями и продает подписанные им издания, — популярный способ продвижения книг на Западе. Имеет ли он шансы на успех в России? Писатель-фантаст Никита Аверин первым совершил книжный тур по нашей стране и поделился своим опытом.
За последние 20 лет число книжных магазинов сократилось в пять раз. Существует мнение, что сеть книгораспространения в стране разрушена, а регионы России страдают от книжного голода. Так ли это? Что читают в провинции? И есть ли в небольших городах потребность в формате независимого книжного, который предлагает требовательной публике авторские подборки интеллектуальной литературы?
Новые пути ищут не только библиотеки, но и книжные магазины. На фоне сетевых супермаркетов, предлагающих усредненный ассортимент, появляются небольшие книжные лавочки, где искушенные читатели могут найти «штучные» книги. Авторские подборки книг и особенная атмосфера — основное преимущество такого подхода. Создатели независимого книжного «Все Свободны» — о современных тенденциях в книжной торговле.