библиотеки в электронном веке
Библиотекарь в современном мире превращается из хранителя учебных материалов в активного участника образовательного процесса: учителя, наставника, издателя. Так, учреждения вносят ценный вклад в обучение студентов, помогая им получать практические профессиональные и непрофильные навыки, необходимые для построения карьеры после выпуска из университета.
Академическое библиотечное дело изменяется вместе с появлением новых подходов в образовании. Преподаватели всё больше ориентируются на практические навыки студентов, необходимые им для достижения успеха на рабочем месте. Библиотекари могут оказывать содействие в этом, используя опыт управления информацией и научной коммуникации. Более активное вовлечение в образовательный процесс библиотек позволит организовать студентам среду, имитирующую профессиональную, и проводить вместе с ними настоящие исследования.
В научной литературе неоднократно отмечалось, что роль библиотекаря должна эволюционировать вместе с развитием образования. Традиционная роль сотрудника учреждения может оказаться недостаточной для поддержки преподавателей и студентов. Поэтому специалисты должны быть переориентированы на полноценное участие в образовательной программе и, возможно, испробовать себя в таких отраслях, как маркетинг и издательское дело. Термин blended librarian (библиотекарь со смешанными обязанностями), перевод которого пока не закреплён в русском языке, был впервые использован в 2004 году для описания академического библиотекаря, сочетающего работу с традиционной информацией и IT-навыками для совершенствования обучения.
Позднее учёные начали искать способы, как продемонстрировать положительное влияние вклада библиотекаря в обучение студентов. Предполагается, что они помогают учащимся фокусироваться на результатах, а также вовлекают их в более активную дискуссию о постоянно развивающейся научной коммуникативной среде.
В рамках меняющейся роли библиотекарей академические и исследовательские учреждения стали более активны в качестве издателей. В 2015 году в Австралии 25% университетских библиотек публиковали оригинальные научные работы, которые загружали для чтения более 3,4 млн раз за год. Именно библиотеки наиболее активны в распространении исследований, проведённых в учебных заведениях, при которых они находятся.
Проекты, использующие библиотечную прессу для активизации преподавательской деятельности и содействия формированию у студентов настойчивости, успешности и трудоспособности — более поздняя разработка. Лидером в этой области был Университет Пердью, где издание Journal of Purdue Undergraduate Research предоставляло студентам возможность поделиться своими исследованиями. 20% учащихся, опубликовавших работы в журнале, заявили о желании продолжить исследовательскую деятельность в будущем.
О том, что библиотеки должны быть более тесно интегрированы в академический учебный план, говорит тематическое исследование, в котором представлен результат работы учреждения и профессорско-преподавательского состава в рамках одного из курсов бакалавриата.
Научная статья вместо экзамена
Исследование проводилось на факультете естественных наук в Сиднейском технологическом университете. Библиотекари были призваны помочь в реализации учебной программы по курсу энергетической науки и технологий, который знакомит студентов-физиков с теоретической термодинамикой в контексте производства электрической энергии.
Незадолго до проведения исследования программа была изменена с целью обеспечить более интересное обучение по сравнению с классическим и включить в него навыки, которые помогут выпускникам в работе. В университете ведут досье на каждого студента, в котором отмечают его результативность. С его помощью исследователям удалось оценить эффективность нового подхода.
Преподаватели обратились в библиотеку, чтобы совместно перепроектировать учебную программу и использовать многолетний опыт и знания библиотекарей для развития у студентов навыков поиска и оценки информации. Библиотека также управляет одним из старейших и успешных научных издательств в Австралии, работающих по системе открытого доступа.
Координатор курса и сотрудники библиотеки столкнулись с необходимостью внедрить практические навыки в теоретическую программу обучения так, чтобы это было интересно и мотивировало студентов. Было решено проводить занятия, которые бы имитировали сценарий действий на рабочем месте с учётом реальных условий. В процессе учащийся должен был взять на себя задачи, с которыми он будет сталкиваться в последующей трудовой деятельности.
При этом найти отрасль и связанный с ней сценарий рабочего места для курса по теоретической термодинамике было непросто. Как и квантовую механику, теоретическую термодинамику трудно представить в чистом виде в промышленности. А задачи, выполняемые в вузах и НИИ, как правило, не видны студентам. В повседневной работе учёные проходят путь от формулирования первоначальной цели исследования, поиска научной литературы до составления собственных научных статей и презентации выводов перед общественностью.
В итоге для студентов Сиднейского университета был выбран формат работы, при котором они должны были написать научную работу в составе небольшой исследовательской группы. А местом для выполнения сценария была выбрана академическая лаборатория. По плану, это должно развивать у студентов понимание научной исследовательской деятельности, а также навыки коммуникации, которые пригодятся на любом рабочем месте. Защита научных работ заменила экспериментальной группе традиционный экзамен. Так классический теоретический курс был трансформирован в практический.
Курс энергетической науки и технологий читается на втором курсе, когда студенты ещё не сталкивались с профессиональными исследовательскими задачами. В рамках эксперимента 36 человек получили право самостоятельно сформировать команды и выбрать интересующую тему. Исследовательская деятельность должна была научить их работать в команде и координировать действия коллег, публикация работы — соблюдать дедлайн, придерживаться научного стиля повествования. Для распространения плодов труда им была выделена специальная рубрика в журнале университета.
Сотрудники библиотеки со своей стороны сначала участвовали в разработке учебной программы, затем помогали студентам искать литературу по теме, пользоваться полнотекстовыми базами данных. При этом библиотекарь регулярно проводил с учащимися занятия. Результатом стал более эффективный подход к традиционной информационной грамотности и библиотечному делу. Специалисты издательства библиотеки предоставили профильные услуги по редактуре, оформлению обложек, вёрстке и так далее. Всё делалось по стандартам научного журнала, соответственно, студенты не просто получили навык подготовки исследовательской работы, но и могли указать это в своём резюме.
Участие библиотек — путь к качественному образованию
В результате исследователи установили, что преобразование учебной программы было эффективным и успешным. Студентам было предложено ответить на несколько открытых вопросов. Их отзывы показали, что они понимают цель деятельности в течение последнего семестра: приобрести навыки, которые повысят их ценность на рынке труда. Учащиеся также получили более глубокое представление об аспектах профессиональной деятельности, с которыми они не были знакомы ранее.
О дополнительных положительных результатах также свидетельствуют профессиональный рост и удовлетворённость работой сотрудников, участвующих в разработке учебной программы. Библиотекари сообщили, что накопленный опыт позволил повысить их квалификацию, например, при разработке и проведении учебных мероприятий в классе. Они рассказали о предоставленной возможности в полной мере использовать диапазон профессиональных навыков и знаний, которыми они обладают. Преподаватели отметили совершенствование навыков по разработке образовательных программ.
Эксперимент положил начало активному сотрудничеству преподавателей, библиотекарей и студентов. Так, студенческий журнал NEW — Emerging Voices публикует исследования учащихся по вопросу коренных народов. Разрабатываются новые учебные программы, ориентированные на практическую работу. А библиотеки активно участвуют в студенческих инициативах. Так, учащиеся школы дизайна устроили в одном из учреждений выставку работ, а его сотрудники помогали её готовить.
Исследователи пришли к выводу, что интеграция библиотек в обучение обеспечивает более качественное образование, поддерживает исследовательскую деятельность университета и развивает библиотеки.