Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Библиотеки в социальных медиа: успешные проекты
«Google даст вам 100 тысяч ответов, библиотекарь даст один правильный» — это высказывание стало самым популярным у подписчиков
Сегодня библиотеки активно осваивают Интернет-пространство: ведут группы в социальных сетях, создают тематические блоги. Помогает ли сеть решить главную задачу любой библиотеки — привлечь аудиторию к чтению? Вот два успешных проекта американских библиотек, которые принесли им популярность и мотивировали зарегистрироваться новых читателей.
Нью-Йоркская публичная библиотека: Цитаты знаменитостей всегда привлекают внимание
Нью-Йоркская публичная библиотека — пример наиболее успешного использования социальных медиа. Ее аккаунты в сетях Facebook и Twitter в числе самых посещаемых и влиятельных блогов. Одна из последних кампаний, проведенная библиотекой в социальных сетях, за месяц увеличила число держателей абонементов на 35%. В чем секрет?
Каждый год в сентябре в США проходит Месяц библиотечного абонемента (National Library Card Sign-up Month). Цель кампании напомнить родителям и детям, что библиотечный абонемент — важнейшее дополнение образовательного процесса. Не имея в своем распоряжении крупных рекламных бюджетов, библиотекам нелегко донести до публики эту мысль. Нью-Йоркская публичная библиотека решила провести информационную кампанию в социальных сетях, чтобы мотивировать аудиторию записываться и посещать в библиотеку. Подписчиками ее каналов на Facebook, Twitter, Tumblr, Google+ и Pinterest являются более 550 тысяч человек, но одной из важнейших задач было и привлечение новых читателей.
Идея. На протяжении нескольких лет библиотека анализировала ежемесячные отчеты о вовлечении аудитории в социальных медиа. Маркетологи заметили: единственное, что неизбежно привлекает внимание публики, — это цитаты знаменитостей. Поэтому было решено построить маркетинговую кампанию на вдохновляющих цитатах известных людей, посвященных библиотекам и чтению.
«Многие писатели и другие знаменитости не раз упоминали в интервью о своей любви к библиотекам и той роли, которую сыграли библиотеки в их детстве. — говорит глава рекламного отдела Нью-Йоркской публичной библиотеки Анжела Монтефиниз (Angela Montefinise). — Мы решили, что цитаты известных людей могут стать тем идеальным способом, который донесет до аудитории нашу мысль о том, как важно записаться в библиотеку. Ведь так много знаменитостей любят библиотеки и любят читать».
Знаменитости. В списке знаменитостей, которым предложили участие в этой кампании, — писатели, актеры, другие значительные фигуры Нью-Йорка. Рекламный отдел искал цитаты людей, которые ранее выражали поддержку библиотекам, однако значительная часть материала стала уникальной. Например, сотрудникам удалось побеседовать с режиссером Вуди Алленом. А цитата поэтессы Майи Анжелу (Maya Angelou), ставшая третьей по популярности в этой кампании («В каком бы городе я ни оказалась, верно одно: если я могу пойти в библиотеку, я в порядке»), была найдена в интервью, которое она давала библиотеке год назад.
Дизайн. Для демонстрации цитат разработали особые «открытки», отвечающие эстетике социальных медиа. В цветовой гамме использовали официальные цвета библиотеки. На каждой такой веб-открытке рядом с цитатой поместили логотип библиотеки, приглашение зарегистрироваться и ссылку на страницу регистрации. Пиар-отдел подготовил 30 цитат, которые публиковались по одной каждый день на протяжении месяца, именно столько длилась кампания.
Результаты. Каждый пост вызвал около 238 действий. Интересно, что, несмотря на то, что подписчики в Facebook составляют около 12% от общего числа подписчиков библиотеки во всех социальных сетях, именно они совершали около 70% действий.
Но самый важный результат кампании — рост числа владельцев библиотечного абонемента. Количество уникальных просмотров страницы регистрации увеличилось на 34%, а зарегистрировались на 35% читателей больше, чем в среднем каждый месяц.
Популярная цитата. Наибольшую поддержку получило высказывание писателя и сценариста Нила Геймана (Neil Gaiman): «Google даст вам 100 тысяч ответов, библиотекарь даст один правильный».
Кампания подтвердила, что цитаты известных людей повышают вовлечение аудитории в социальных медиа. Но самое важное, признаются библиотекари, она дала понять, что социальные медиа могут влиять на ключевые показатели библиотечной деятельности (такие как количество абонементов), и надеются, что смогут повторить этот успех в будущем, в проектах по привлечению средств.
Чикагская публичная библиотека, 9-я по величине библиотечная сеть в стране, уже более 10 лет представляет образовательный проект One Book, One Chicago, посвященный популяризации чтения. Библиотека решила вовлечь в проект социальные медиа и публиковать книжные новинки в сериальной форме онлайн. Для старта был выбран награжденный Пулитцеровской премией роман Майкла Чабона «Приключения Кавалера и Клея» («The Amazing Adventures of Kavalier & Clay»).
Этот прием — публикация романа в нескольких последовательных частях — возвращает нас в XIX век, когда издание нового произведения могло растянуться на месяцы. Например, Марк Твен всегда издавал свои романы по принципу серийных публикаций, тем самым ему удавалось вовлечь все общество в чтение и обсуждение новой книги. Эту же цель преследует и Чикагская библиотека.
Каждый понедельник библиотека выкладывает на сайте новую часть романа и объявляет в социальных сетях «читательский забег», устанавливая временные рамки, когда публика читает онлайн и обсуждает книгу, публикуя через социальные сети свои мнения, любимые цитаты и впечатления от текста. Библиотека надеется, что люди будут читать и делиться прочитанным. Чикагская библиотека — первая национальная библиотека США, которая решила возродить «сериальное чтение».
Катерина Андрианова, пресс-секретарь МЦБС им. М. Ю. Лермонтова
Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу.
Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.
Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.
Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.