Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Библиотеки и издательства углубляют сотрудничество
Издатели хотели бы получать от библиотек обратную связь: данные о книжных запросах и демографических характеристиках аудитории
Идеи носятся в воздухе. На международном Книжном Салоне в Санкт-Петербурге обсуждали объединение усилий всех участников книжной отрасли — издательств, библиотек и книжных магазинов — для проведения масштабных кампаний поддержки чтения. О том же говорили и на Международной конференции по электронному книгоизданию, прошедшей в Чикаго.
По материалам Book Business
В этом году на Международной конференции по электронному книгоизданию (International Digital Publishing Forum) библиотеки оказались в центре внимания. Издатели постепенно приходят к выводу, что привычные представления о роли библиотек в формировании аудитории нуждаются в пересмотре. Лейтмотив конференции: издательствам стоит перестать видеть в библиотеках лишь потребителей контента, и начать воспринимать их как партнеров, которые создают новые бизнес-возможности.
Участники высказали мысль, что, предоставляя пользователям библиотеки широкий и быстрый доступ к печатным и электронным книгам, издательства смогут повысить книжные продажи и выйти на связь с новыми читателями. Сотрудничество издательства с библиотекой заключается не в том, чтобы отдавать контент бесплатно, но в том, чтобы знакомить со своим контентом новых читателей. «Издателям стоит оставить в прошлом страх, что библиотеки представляют угрозу их прибылям», — считает Лорен Клода (Lauren Klouda), маркетолог Independent Publishers Group, торговой сети, которая распространяет книги независимых издательств.
Надежный источник информации
Репутация библиотек — одно из их преимуществ, которое могут с выгодой использовать издательства. Немногие организации обладают таким доверием пользователей, благодаря чему библиотека становится идеальным проводником, который может знакомить публику с новыми авторами и изданиями. Библиотека же, в свою очередь, получает возможность представить широкой публике уникальный контент, к которому в ином случае ее пользователи навряд ли получат доступ.
Доступ к потребительским данным
Библиотеки могут служить источником бесценных сведений, поскольку они коллекционируют данные о книжных запросах и демографических характеристиках своей аудитории. Предметом для сотрудничества между издательствами и библиотеками может стать информация о поисковых запросах. Библиотеки могли бы делиться данными о запросах на книги с выпустившими их издательствами, — так сформулировали свое пожелание представители книжных издательств. Издатели бы хотели, чтобы библиотеки предоставляли данные о запросах, сопровождая их подробной демографической информацией о пользователях.«Таким образом, был бы построен мост через пропасть между продуктом, который мы продаем, и конечным потребителем», — пояснил Давид Зимбиек (David Ziembiec), менеджер и аналитик научного издательства Gale Cengage. Несомненно, библиотеки должны сохранять приватность своей аудитории, но могут предоставлять издателям обезличенную информацию.
«Книги роста»
Участники конференции подчеркнули, что библиотекам и издательствам следует регулярно обсуждать, какие темы и книги пользуются популярностью (так называемые «книги роста»), чтобы выбирать издания, в которые стоит вкладывать рекламные средства.«Обратную связь, которую могут давать нам библиотеки, трудно переоценить», — считают представители Independent Publishers Group. Кроме того, маркетинговые мероприятия по продвижению изданий для узкой аудитории могут быть инициированы на уровне самой библиотеки: «Библиотеки знают, что нужно людям и что читают в их сообществах».
Чтобы создавать постоянных читателей, издатели и библиотеки должны работать сообща. В конце концов, эти организации не конкурируют друг с другом, скорее — с другими формами развлекательных медиа: видеоиграми, телевидением, кино, которые стали доступны пользователям более, чем когда-либо раньше. «Нас всех объединяет преданность чтению как фундаментальному благу», — резюмировал Кейт М. Филс (Keith M. Fiels), исполнительный директор Американской библиотечной ассоциации (American Library Association).
Цифровые книги и сетевые стандарты
Другая важная тема — ближайшее будущее цифровых книг. Ключевой спикер конференции Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), которому мир обязан рождением World Wide Web, видит будущее электронных книг построенным на основе сетевых стандартов, которые позволят связывать книги и делиться ими на любых устройствах. Т. Бернерс-Ли привел четыре свойства, которые электронные книги обретут в скором времени:
Стабильность. В мире, где электронные книги и веб-технологии объединены, цифровые издания больше не будут исчезать с появлением новых форматов и устройств. Они продолжат жить, потому что будут написаны на языке, который Бернерс-Ли назвал «самым простым языком кодирования», HTML 5. Это фундамент, на котором построен веб-контент, и, по всей видимости, вскоре он станет языком, на котором будет создаваться весь цифровой контент.
Бесшовность. Поскольку содержимое электронных книг в будущем будет создаваться на языке HTML 5, станет возможным беспрепятственное перемещение между различными платформами и видами контента.
E-книги как гипертекст
Следующее свойство, которое электронные книги приобретут в скором будущем, — связанность. Сейчас книги представляют собой изолированные сегменты информации и читатели не могут легко перемещаться из книги в связанный с ней контент. В скором будущем, по словам Бернерс-Ли, электронные книги будут соединяться между собой, как и всемирная сеть посредством гипертекстовых ссылок. В качестве примера он привел учебные издательства, которые могут связывать материалы курсов так, чтобы студенты легко переходили к материалам следующего уровня по мере того, как они овладевают предметом. «Только представьте, — рассказал он, — учебники станут максимально интерактивными, наполнятся ссылками на изображения и видео исторических событий и исходные научные данные. Это позволит придать им куда большую достоверность и создать более привлекательную среду для студентов и преподавателей».
Отслеживание. Вместе со связанностью контент должен и отслеживаться, отметил Бернерс-Ли. Издательства получат возможность понимать, как книги читаются и распространяются. «Мы должны жить в мире связанных данных», — заключил он.
Вячеслав Петряков, генеральный директор издательства «Флинта»
Образовательная литература сегодня находится в двойственной ситуации: тиражи печатных книг падают, однако расширяется их ассортимент, а роль электронных продаж все возрастает. О том, как удается находить баланс между печатными и электронными изданиями и поводах для оптимизма, мы поговорили с Вячеславом Петряковым, генеральным директором издательства учебной литературы «Флинта».
Владимир Чернец, руководитель интересных проектов издательской группы АСТ
Ежегодный Книжный салон в Санкт-Петербурге объединяет на своей площадке всех участников книжной отрасли: издательства, библиотеки и книжные магазины. Но в реальной жизни их цели разрозненны. Возможно ли взаимовыгодное объединение всех игроков книжного рынка в едином сетевом проекте, который заметно повысил бы уровень чтения?
Вфокусе внимания VIIОбразовательного форума, прошедшего 22–26марта в Санкт-Петербурге,— информатизация Новой школы. Развитие учебной аналитики — один из современных трендов. Как измерить «цифровой след» того, что происходит в образовании? Как оценить «социальный капитал» организации? Могут ли данные информационных систем помогать в принятии управленческих решений? Участники круглого стола поделились своими наработками.