библиотеки в электронном веке
Научно-исследовательские отделы в вузах становятся все более значимыми подразделениями: научная деятельность приносит некоторым учебным организациям сотни миллионов долларов, роль исследовательского отдела заключается в надзоре, защите и дальнейшем развитии этого жизненно важного направления. Как в этом деле может помочь библиотека? Поиску ответа на этот вопрос посвящена статья «How Academic Libraries Can Support Research Offices More Effectively», перевод которой мы подготовили для наших читателей.
Основой поддержки исследовательской деятельности вузов становятся гранты. Получение гранта означает не только дополнительное финансирование, но и увеличение административной нагрузки.
Ученые вынуждены тратить свое время уже не только на исследовательскую деятельность, но и на поиск и получение грантов, поиск сотрудников по проектам, на подготовку отчетности. Фактически 7 из 10 вузовских ученых в среднем тратят не менее 30% своего времени на административные задачи, как показал опрос Ex Libris, — и это то время, которое должно было быть посвящено самому исследованию.
В этом и заключается основная проблема: ученые должны заниматься научной работой, и только ей. Однако есть административная нагрузка, и с ней не всегда могут помочь справиться даже руководители научно-исследовательских отделов из-за нехватки времени и ресурсов.
Это и есть та сфера, в которой проявить себя могут академические библиотеки.
За поддержкой — к библиотекам
Все чаще в вузах ученые обращаются за поддержкой в библиотеки. В частности, растет спрос на услуги по исследованию данных.
Согласно опросу Ex Libris, в 2021 году 57% ученых предполагали, что сотрудники вузовской библиотеки им помогут, разместив их статьи и научные публикации в институциональном хранилище. Этот процент вырос: для сравнения, в 2020 году только 49% ученых предполагали, что получат такую поддержку.
Многие ждут помощи и со сбором данных по темам исследования: в 2021 году на это надеялись 51% ученых, при этом в 2020 году — только 39%. Наконец, ученые заинтересованы и в оценке результативности своих исследований: в 2021 году 31% научных работников хотели бы получить эти данные от библиотеки, в то время как годом ранее их число было меньше на 5%.
Эти данные позволяют считать, что сотрудничество между вузовскими библиотеками и научно-исследовательскими отделами сейчас развивается как никогда, но, однако, много что можно еще усовершенствовать. Так, 54% руководителей научно-исследовательских отделов заявили, что библиотека была основным партнером в исследовательской деятельности вуза в 2021 году: это на 6% больше, чем в 2020 году. Положительная динамика очевидна. Впрочем, это также означает, что практически в половине вузов взаимодействие между библиотекой и научно-исследовательским отделом не налажено.
Секрет эффективного сотрудничества
Как начать более эффективно сотрудничать с исследовательскими отделами? Для начала библиотеке нужно обозначить свою ценность для исследовательского направления деятельности в вузе. В перечень мер поддержки входит многое: от определения новых каналов публикации научных трудов вузовских авторов до сбора университетских исследований, облегчения поиска работ и измерения воздействия исследований.
«Я уверена, что библиотеки могут лучше продвигать ту сферу своей деятельности, которой они занимаются на институциональном, вузовском уровне», — считает Джессика Клемонс, менеджер по работе с клиентами в Ex Libris.
Какие меры необходимо для этого принять? Ниже приводим три стратегии, которые могут быть использованы библиотеками для усиления своей роли в поддержке университетских исследований.
1. Выстраивайте отношения
Что может быть лучше, чем личное общение с учеными и представителями научно-исследовательского отдела вуза? В живом разговоре сотрудники библиотеки могут рассказать о своем опыте и тех научных задачах, в решении которых они могут быть полезны.
Кроме того, библиотеке стоит активно взаимодействовать и с руководством вуза. Так, Джефф Хорон, директор по исследованиям информационных решений для Ex Libris, отмечает, что библиотекарям не менее важно выстраивать отношения с деканами, заведующими кафедрами и руководством всего вуза. Как и Джессика Клемонс, Джефф Хорон до прихода в Ex Libris работал в университете, поэтому они оба прекрасно представляют, как выстроена система коммуникаций и управления в сфере высшего образования.
«Однажды я услышал, как библиотекарь сказала: "Наша администрация думает о нас как о группе менеджеров по контрактам". Но это, конечно, не так: быть сотрудником библиотеки — значит брать на себя огромный функционал», — рассказывает Хорон. Каким предстает современный вузовский библиотекарь? «У такого специалиста есть ценные навыки в области работы с информацией, что может принести огромную пользу исследовательскому предприятию», — уверен он.
2. Будьте изобретательны
По словам Джессики Клемонс, есть и другие заинтересованные стороны университета, с которыми библиотеки также могли бы сотрудничать: это отдел маркетинга и коммуникаций, пресс-служба вуза, его медиа-центр или управление по связям с общественностью. Цель деятельности этих подразделений — рассказать о достижениях университета, в том числе, разумеется, о его научной деятельности.
Сотрудники библиотеки могут отслеживать публикации университетских ученых и оперативно сообщать о выходе новой статьи в известном журнале, а также могут собирать дополнительные данные, которые впоследствии передадут управлению по связям с общественностью. Так библиотека поможет эффективно продемонстрировать результаты исследований своего учреждения.
3. Доказывайте свою ценность
Академические библиотеки действительно могут быть полезны в продвижении научных достижений вуза. Однако о своей ценности нужно уверенно заявлять — только тогда библиотеку будут рассматривать как незаменимого партнера в исследовательской деятельности учебной организации.
Для поддержки университетских ученых и научно-исследовательских отделов библиотекам необходимы эффективные инструменты. Например, полезными могут оказаться облачные решения для управления информацией об исследованиях. Такие сервисы позволяют автоматизировать информационную работу по исследованию и с помощью метаданных упростить сбор, индексирование, обмен, продвижение и отслеживание результатов научных исследований вуза.
«Для того чтобы вузы имели перспективы развития в научно-исследовательской сфере, необходимо расширять сотрудничество между библиотеками, учеными и сотрудниками профильных подразделений, — обобщает Джессика Клемонс. — Я думаю, что все они должны работать вместе, чтобы поддерживать исследовательское предприятие».