Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Библиотека Нью-Йорка в Instagram
Пятничный хештег #bookfacefriday неизменно вызывает множество положительных откликов
У публичной библиотеки Нью-Йорка один из самых популярных пабликов в Instagram, в котором всегда идут оживленные беседы. Редактор аккаунта поделился своим опытом с американским порталом TechRepublic. По его мнению, формула успеха — уникальные материалы библиотеки, интересные хештеги и искренняя увлеченность книгами.
Эрин Карсон
Посчастливилось тем жителям Нью-Йорка, которые имеют возможность проходить мимо здания Нью-Йоркской библиотеки по пути на работу и обратно. Большое и элегантное здание, построенное в 1911 году, украшено коринфскими колоннами и статуями львов. Это лицо библиотеки.
Интернет — другая история. На яркий, оживленный аккаунт Библиотеки Нью-Йорка в сети Instagram подписаны 80 тыс. человек. Для тех, кто не имеет возможности регулярно заходить в библиотеку, это лучшее место, чтобы получить ежедневную порцию вдохновения от этого исторического учреждения.
Чад Феликс ведет аккаунт библиотеки Нью-Йорка в Instagram немногим более трех месяцев. До этого он несколько лет проработал в книжных магазинах, где понял, насколько важно выражать вдумчивость и свою увлеченность книгами, — магазину это помогает повышать продажи, а библиотеке — привлекать читателей к пользованию бесплатными услугами, которые она предлагает.
«Люди хорошо реагируют, когда вы не просто заполняете новостную ленту, а проявляете себя одновременно интересным и глубокомысленным собеседником. Возможно, это звучит сентиментально, но именно тогда, когда вы сами увлечены и заинтересованы в том, что делаете, подписчики стремятся отвечать вам и вовлекаются в общение».
Читая комментарии в аккаунте библиотеки Нью-Йорка в Instagram, начинаешь понимать, что здесь происходит — это приятный «уголок» в Интернете, где можно с удовольствием поболтать о книгах. Одна из причин, благодаря которой библиотеке Нью-Йорка удается так удачно использовать свой потенциал, — она предлагает читателям уникальные материалы.
Например, во время перестановки в одном из ящиков письменного стола были найдены карточки с вопросами 1950-х годов. Это вопросы, которые читатели адресовали библиотекарям. Многие из них — прототипы тех чудаковатых вопросов, которые мы задаем сегодня поисковым машинам, но сформулированные в несколько высокопарном стиле ушедших десятилетий. «Кто является природным врагом утки?» или «Что означает, если снится, будто за тобой гонится слон?»
Каждый понедельник библиотека публикует в своем аккаунте очередную фотографию такой карточки с вопросом, сопровождая ее хештегом #letmelibrarianthatforyou («позвольте вам ответить»). «Они выглядят удивительно, очень необычно», — говорит Чад Феликс. Посты этой серии очень популярны.
«Думаю, они так нравятся людям, потому что эти карточки старые и красивые, похожие на рукописные документы. Мы фотографируем их — и они выглядят восхитительно, будто стильные кадры из фильма Уэса Андерсона».
Регулярность, с которой публикуют фотографии этих карточек, — часть библиотечной стратегии. Есть серии, которые публикуют каждый день.
По пятницам подписчиков ожидает #bookfacefriday («лицом в книгу в пятницу»). Под этим хештегом библиотека публикует изображения людей, которые держат книгу перед своим лицом. В основе серии #bibliofurtues («библиобудущее») — старинная традиция печений с предсказаниями. Коллега Чада Феликса пишет шуточные прогнозы наподобие таких «Книга штормом ворвется в твою жизнь» и с помощью программы Photoshop превращает их в изображения печений с предсказаниями. Хештег #shoppingsunday («воскресный шопинг») освещает, что происходит в магазине библиотеки. Хештег #captionthis («озаглавьте это») снова использует библиотечные ресурсы: подписчики должны войти в электронную библиотеку, найти там интересные и необычные фотографии и придумать к ним подпись.
Также, по словам Чада Феликса, каждое утро они опрашивают 92 других филиала библиотечной сети относительно того, что могло бы быть опубликовано. Так что, когда подписчики видят #bookfacefriday или любой другой популярный хештег, совсем не обязательно, что это пришло из главного филиала.
Одна из кампаний, которая сыграла важную роль в краудсорсинге, прошла под хештегом #ireadeverywhere («я читаю везде»), что связано с оборудованным в библиотеке пространством для чтения на открытом воздухе. Она вдохновила подписчиков, в том числе и знаменитостей, фотографировать себя во время чтения и публиковать свои фото под этим хештегом.
Несмотря на то, что библиотека Нью-Йорка постоянно использует узнаваемые и повторяющиеся хештеги, наблюдение за другими филиалами и подписчиками не позволяет ей слишком привязываться к рутине. «Вам не следует быть слишком жестким, иначе вы начнете терять индивидуальность», — говорит Феликс.
Главное, к чему все сводится — найти способ персонально общаться с тысячами людей, предоставляя им информацию, которой они ждут, и найти способ поддерживать их интерес, чтобы они продолжали проверять новостную ленту.
Одна из любимых акций Чада Феликса, которая существенно повысила вовлечение аудитории, была серия фотографий под хештегом #recoveringtheclassics («возрождая классику»), где подписчики получили возможность выбирать обложки для электронных книг, которые готовились к выпуску. Ежедневно они выбирали из 10 или 12 книг, и люди возвращались, чтобы проголосовать снова.
Также библиотека смогла перенести интерес, который читатели проявляют в реальной жизни, в онлайн-пространство. В зале для чтения на открытом воздухе есть доска рекомендаций, где посетители оставляют свои посты о книгах, которые они читают. «Она очень фотогенична, — говорит Феликс. — Она выдержана в красивых цветах и всегда полна читательских отзывов, поэтому я стараюсь раз в неделю пойти туда и сфотографировать».
Так он и поступает, вооружившись камерой своего телефона. И даже если в ближайшее время вам не удастся заглянуть в библиотеку, вы всегда можете быть в курсе, что читают другие. «Люди склонны привязываться к книгам. Когда им нравится книга, они говорят, что влюбились в нее».
Сегодня библиотеки активно осваивают Интернет-пространство: ведут группы в социальных сетях, создают тематические блоги. Помогает ли сеть решить главную задачу любой библиотеки — привлечь аудиторию к чтению? Вот два успешных проекта американских библиотек, которые принесли им популярность и мотивировали зарегистрироваться новых читателей.
Библиотекари отмечают: если еще несколько лет назад большинство читателей приходили на сайт библиотеки по ссылке, найденной поисковой системой, то сейчас в основном — из социальных сетей. Библиотечная блогосфера проходит период самоидентификации. Библиотекари пытаются отыскать свои пути в социальных медиа и способы, которыми они смогут воздействовать на читателей. Какие идеи помогают заинтересовать аудиторию?
Выход библиотек в блогосферу прошел этап адаптации. Сегодня уже можно судить о первых результатах и трудностях, обмениваться идеями и осуществлять их на практике. Пользователи Сети — потенциальные читатели. Помогают ли блоги и социальные медиа привести читателей в библиотеку? Поговорим об этом с экспертами.