библиотеки в электронном веке
В рубрике «Зарубежный опыт» представляем практику научной библиотеки Гродненского государственного университета им. Янки Купалы по обеспечению читателей библиотечными документными ресурсами в электронном формате.
Белорусские коллеги делятся принципами отбора библиотечных интернет-ресурсов и работы по информированию читателей о различных источниках информации, а также возникающими типичными проблемами в ходе этой деятельности. Вашему вниманию — самые интересные цитаты из статьи в журнале «Научные и технические библиотеки».
Информационные ресурсы собственной генерации
«В 2021 г. научная библиотека ГрГУ им. Янки Купалы начала оказывать новый вид услуг для авторов — депонирование документов*, обеспечивающее регистрацию и сохранение авторских прав и интеллектуальной собственности. Сведения о таких документах отражаются на сайте библиотеки, а их электронные копии размещаются в разделе электронной библиотеки “Депонированные публикации”. Дополнительно осуществляется информирование о депонированных документах в вузовском журнале <…>, который выходит в печатном варианте в шести сериях».
Семинары для преподавателей, ученых
«… Мы активно проводим обучающие семинары для профессорско-преподавательского состава “Научные коммуникации в профессиональной деятельности: электронные сервисы и библиотечные информационные технологии”. Семинары направлены на совершенствование научной коммуникации посредством электронных сервисов и библиотечных информационных ресурсов, а также на повышение публикационной активности и рейтинга как ученых, так и университета. <…>
На занятиях внимание акцентировалось главным образом на информационных возможностях библиотеки и ее ресурсах для научной деятельности, работе с библиотечными базами данных, доступ к которым осуществляется в нашем университете. Особое внимание уделялось работе с наукометрическими базами данных, авторскими профилями и публикационной активностью учёных. К проведению занятий в качестве спикеров были привлечены представители издательств и электронно-библиотечных систем, с которыми сотрудничает университет. На наш взгляд, такая форма работы с читателями (информационно-образовательные семинары и занятия) имеет очень хороший потенциал в получении знаний по работе с библиотечными ресурсами».
Проблемы и перспективы
«Распространение сведений об информационных возможностях библиотеки имеет ряд проблем и ограничений. В первую очередь, это очевидная нехватка академических часов для занятий со студентами. Для первокурсников в рамках факультатива “ГрГУ им. Янки Купалы: миссия, история, структура”, “Введению в специальность” выделено только два академических часа на знакомство с библиотекой и её возможностями. Безусловно, этого времени мало, чтобы всецело раскрыть специфику работы с библиотечным фондом; показать, где и как искать достоверную научную и учебную информацию, научить правилам оформления списков литературы к научным работам…»
«Анализируя публикации и опыт работы библиотек, можно определить перспективные направления в работе по созданию и продвижению библиотечных ресурсов: совершенствование, разработка и внедрение новых методов работы с читателями; привлечение преподавателей к мотивированию студентов на поиск учебных и научных материалов в библиотеке; развитие ресурсов собственной генерации; укрепление корпоративного взаимодействия библиотек».
*Депонирование документов — это передача оригиналов научных работ в специализированное хранилище для официальной регистрации и долговременного хранения. Это обеспечивает доступность и сохранность документов для будущих исследований и ссылок.