библиотеки в электронном веке
Забота об экологии и климате, осознанное потребление, переработка материалов, сортировка отходов и уменьшение их количества, более экологичное производство — все это элементы так называемой зеленой повестки. Уместно ли говорить о ней применительно к вузовской и академической сфере? Где границы экологичности и входит ли в это понятие экологическая политика, принимая в вузе?
Эко-, био- и другие приставки уже несколько лет завоевывают рынки. Фермерские продукты и экопродукты в супермаркетах стоят дороже, чем обычные, а в предпринимательской сфере все острее становится вопрос экологичного производства.
Так, в 2018 году Минприроды России утвердило перечень из 300 предприятий, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Все они до 2025 года должны получить так называемые КЭР — комплексные экологические разрешения на свою деятельность. Для этого необходимо обновлять и модифицировать оборудование, повышать качество очистительных и подобных им сооружений, минимизировать вред, наносимый окружающей среде.
Одновременно с этим на предприятия воздействует экономический фактор: с одной стороны, инвесторы все чаще выбирают те компании и корпорации, которые следуют зеленому тренду, с другой стороны, тем, кто ему всячески противится, а затем невольно становится причиной экологических катастроф, предъявляются денежные штрафы на значительные суммы за причинение ущерба природе.
Например, размер ущерба, который надо было выплатить Норильскому никелю за нанесенный вред природе при аварии в Арктике, составил 146 млрд рублей ($2 млрд). Вопрос, сопоставима ли эта сумма с ущербом, остается открытым, но то, что она немаленькая, — это точно.
Ориентация на будущих предпринимателей
Так экологическая повестка все больше начинает влиять на повестку экономическую, потому что бизнес понимает, когда с ним говорят на языке денег. Но что же с вузами?
Уже несколько лет они по своей же инициативе все активнее начинают работать с бизнес-сегментом. Это касается и партнерских связей, и модификации образовательных программ в соответствии с реальным запросом работодателей, и трудоустройства выпускников, и различных образовательных инициатив по освоению тонкостей предпринимательского дела: бизнес-акселераторы, обучающие модули, «Стартап как диплом» и многое другое.
Поэтому уже на этом этапе важно вводить занятия по экологической безопасности для тех, кто занимается или планирует заниматься технологическим предпринимательством.
Ориентация на будущих экологов
Но такой способ «включения» вуза в экологическую и климатическую повестку охватывает небольшое количество людей. Гораздо эффективнее и масштабнее проводить полноценные кампании для тех, кто поступает на направление «Экология и природопользование».
Это направление делится на ряд профилей: «Общая экология», «Прикладная экология», «Моделирование в экологии», «Геоэкология», «Природопользование» и т. д. Все чаще возможность отучиться на эколога и инженера-эколога появляется у студентов крупных многопрофильных вузов, например в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
В этом же направлении — но еще более специализированном — движутся и технические вузы, чьи разработки часто появляются на предприятиях. Например, в ТУСУРе есть Кафедра радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга. Она готовит специалистов, способных осуществлять мониторинг экологической обстановки, разрабатывать новые технологии по взаимодействию человека с окружающей средой, а также проводить экспертизу промышленных объектов и технологических решений. Создание такой кафедры в техническом университете — признак неравнодушия и комплексного подхода к технологическому развитию страны.
Ориентация на активных, инициативных, неравнодушных
Но и прицельная работа только с теми, кто осознанно выбрал будущую специальность, — лишь капля в море необходимых изменений и лишь часть той работы, которую может совершать вуз в соответствии с «зеленой повесткой».
В действительность весь контингент учащихся, а также преподаватели и руководство университета могут вносить свой вклад. Для этого в некоторых вузах ставят специальные урны для раздельного сбора мусора, занимаются экологической политикой внутри организации, проводят тематические и образовательные мероприятия.
Например, уже несколько лет раздельный сбор мусора доступен в СПбГУ и ИТМО. В Санкт-Петербургском государственном университете программа раздельного сбора мусора действует с 2014 года. За это время вуз сохранил более миллиона рублей и снизил объем отправляемых на полигон отходов на 30%.
Кроме того, в ряде университетов проводится комплекс мер по созданию комфортной и безопасной среды для человека без ущерба для окружающей среды. В том же СПбГУ принята полноценная экологическая политика.
Наконец, существует так называемая Ассоциация зеленых вузов России, членами которой уже стали 123 отечественных университета. Ассоциация — часть масштабной программы «Зеленые вузы России», которую реализуют Всероссийское зеленое движение ЭКА и Фонд поддержки молодежных инициатив «ЭРА».
Вступить в Ассоциацию может вуз, чьи студенческие команды прошли хотя бы один из пяти квестов, посвященных проблемам водных ресурсов, ресурсосбережению, практике раздельного сбора мусора, экологическому просвещению и т. п.: «Вливайся», «Экопросвет», «Разделяй с нами», «Лесомания», «ПроКлимат».
Эти квесты — часть упомянутой программы «Зеленые вузы России». Ее же создатели проводят ежегодный рейтинг «зеленых» вузов.
Например, в рейтинг за 2018–2019 год попали следующие вузы:
Их студенты не только участвуют в квестах программы «Зеленые вузы России», но и организуют свои мероприятия. Например, в СПбГУ активно проходит «велосипедизация» и осваивается «зеленое строительство». В КБГУ им. Бербекова проводят «ЭКОлогическую перекличку» и «Эко-дебаты» и т. д.
Некоторые из проектов и инициатив, когда-то выросших в стенах университета, тоже задумываются об экологии. Например, Тотальный диктант, появившийся более 15 лет назад в НГУ (г. Новосибирск) и разросшийся до масштабной акции, тоже привлекает внимание к экологическим проблемам: с 2018 года организаторы Тотального диктанта высаживают аллеи деревьев. По словам организаторов акции, ежегодно для диктанта печатаются около 250 тыс. бланков, что примерно соответствует 30 деревьям. Поэтому высадка аллеи — это своеобразная компенсация природе за нанесенный вред.
Ориентация на результат
Таким образом, наиболее эффективен именно комплекс мер: информирование студентов самых разных направлений подготовки, создание среды, способствующей энергосбережению и раздельному сбору мусора, привлечение инициативных и активных к тематическим мероприятиям, субботникам, эко-фестивалям и т.д.
Все это вкупе с осознанным подходом к обращению с природой актуально не только на ступени высшего образования, но и до, и после вуза. Однако именно в университете, в среде молодой и готовой к решительным, положительным изменениям, эти меры могут дать самый ощутимый результат.