Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Высшая школа и реальный сектор экономики: контуры сближения

Перед новым кабинетом министров главой государства поставлена амбициозная задача изменить систему высшего образования так, чтобы она максимально оперативно отвечала на изменения, происходящие в реальном секторе экономики. При этом он призвал работодателей также включиться в этот процесс. О первых встречных шагах на этом пути – в материале «Либинформ».

 

Послание президента

В ежегодном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу переориентировать систему высшей школы на решение задач, стоящих перед реальным сектором экономики.

Для этого он предложил «ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах» и «в приоритетном порядке отдавать эти места именно в региональные вузы, именно в те территории, где сегодня не хватает врачей, педагогов, инженеров».

«Необходимо не просто увеличивать цифры приема, а серьезно, с участием бизнеса, работодателей заняться развитием университетов и вузов в регионах, включая укрепление их учебной, исследовательской и социальной инфраструктуры, системы постоянной подготовки и повышения квалификации преподавателей региональных вузов, чтобы студенты могли получать современные знания, начать успешную карьеру на своей малой родине», — подчеркнул президент.

Для того чтобы высшая школа гибко и быстро реагировала на динамичные изменения рынка труда, он предложил «дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии». 

«Это не так просто наладить, но нужно это сделать. Чтобы талантливые и достойные люди играли значимую, лидерскую роль в национальном развитии, мы запустили проект "Россия — страна возможностей". Уже более 3,5 миллиона человек стали участниками его конкурсов и олимпиад. И эта система будет постоянно развиваться дальше», — заявил президент.

Скорректированный бюджет

Решать поставленные задачи приходится уже новому кабинету министров. Минфин оперативно скорректировал бюджет на ближайшие три года. В подготовленных ведомством поправках, по данным «Российской газеты», планируется направить около 1,3 триллиона рублей на финансирование бюджетных мест в вузах. За четыре года будет выделено дополнительно на эти цели порядка 70 миллиардов рублей.

В интервью телеканалу РБК новый министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что в 2020 году число бюджетных учебных мест в вузах России вырастет на 33,7 тысяч, до 550 тыс., по одному на каждых двух выпускников школ.

«В этом году количество бюджетных мест беспрецедентно будет увеличено. И будет увеличиваться ежегодно до 2024 года, как минимум», — заверил министр. 

По его словам, наиболее существенным будет рост числа бюджетных мест в региональных вузах.

«Сейчас очень большой запрос на то, чтобы наука и образование развивались еще и в регионах, чтобы в каждом регионе было по сильному университету», — считает Фальков.

Минобрнауки России своим приказом уже утвердило общий объем контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и/или укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год.

Теперь предстоят конкурсные процедуры для распределения этих средств среди вузов страны.

Законодательные инициативы Госсовета

В начале февраля прошло совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. На нем президент конкретизировал стоящую перед кабинетом министров и региональными властями задачу по модернизации всей системы высшего образования в субъектах федерации.

«Решению этой задачи следует подчинить профильные и другие нацпроекты, включая работу по развитию инфраструктуры, благоустройству городов, территорий, запуску новых производств и инвестиционных проектов», — пояснил он. 

Чтобы более эффективно использовать выделяемые ресурсы, на его взгляд, следует «последовательно убирать вузы-"пустышки"». 

«Таких еще достаточно», — считает Путин.

При этом он добавил, что «важно консолидировать ресурсный потенциал учебных заведений и научных институтов, и, где это обосновано, ставить вопрос об их юридическом объединении». 

Также президент предложил построить в регионах современные студенческие городки. На обновление материально-технической базы и капремонт вузов в этом году направляется из бюджета РФ 22 миллиарда рублей. 

«Нужно посмотреть, какую часть из этих средств можно использовать именно на обновление студенческих городков», — заметил он.

Президент призвал «убрать явно избыточные требования и регламенты, сделать более гибкими и современными образовательные стандарты, перечни специальностей и направлений подготовки». 

«Надо разрешить вузам с учетом запросов студентов, потребностей регионов самостоятельно формировать профили обучения, в том числе в рамках так называемых коротких образовательных программ, чтобы студенты могли получать дополнительную квалификацию, например, навыки предпринимательской деятельности», — предложил Путин.

При этом, на его взгляд, нужно поддержать желание бизнеса инвестировать в образование — предложить новые, более эффективные инструменты сотрудничества. 

Госсовет поддержал предложения Ленобласти об освобождении от налогов затрат предприятий на поддержку профобразования и о прямой региональной поддержке вузов.

«Работодатели заинтересованы в том, чтобы на производство приходил подготовленный специалист, и не было необходимости тратить время и деньги на его стартовую переподготовку. Поправки в законодательстве, позволяющие предприятиям изымать из налогооблагаемой базы (относить к статье затрат на себестоимость) сумму затрат на переоснащение колледжей, создание лабораторий или научных центров при учебных заведениях, стимулировать разработку новых учебных программ по прямым соглашениям, позволят интенсифицировать процесс модернизации профобразования и повышения конкурентоспособности молодых специалистов», — убежден губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Поддержал Госсовет и предложение внести изменения в законодательство, которые позволят субъектам федерации оказывать прямую финансовую поддержку высшим учебным заведениям на модернизацию обучения, на социальную поддержку преподавателей, профессоров.

Глава РАН Александр Сергеев предложил прописать в законодательстве, что регионы имеют право тратить свои средства не только на образовательную деятельность вузов, но и на научные исследования. 

Также Сергеев призвал изменить сложившуюся практику, когда ведущие научные институты в регионах в расчете на одного сотрудника получают прибавку финансирования в семь раз меньше, чем в Москве. 

«На взгляд президента, когда речь идет о повышении доходов людей, которые занимаются наукой, общие подходы не всегда корректны», — пишет «Российская газета».

Минпросвещения модернизирует систему профобразования

Министерство просвещения еще летом заявило о том, что прекратит прием в средние специальные учебные заведения на те специальности, которые не имеют набора, на которые не формируется государственный заказ, на которые отсутствует заказ бизнеса. Главным образом, это узконаправленные профессии с большой долей ручного труда. По данным Минпросвещения, уже сейчас исключаются 96 специальностей с нулевым приемом в течение последних пяти лет. 

Кроме этого, принято решение с 1 января 2021 года прекратить прием по 30 профессиям и специальностям, которые дублируют список топ-50, который был разработан в 2016 году.

По словам заместителя министра просвещения Виктора Басюка, содержание программ среднего профессионального образования было обновлено в соответствии со списком топа профессий за счет внедрения новых госстандартов. В частности, были усилены требования к материальным и техническим ресурсам, которые обеспечивают образовательный процесс.

Ведомство также занимается оптимизацией сроков получения образования «в связи с реальными выполняемыми функциями наших выпускников». Кроме этого, в министерстве разработан план переформатирования российских колледжей. Их планируют разделить на несколько видов в зависимости от потребностей конкретного региона.

Для модернизации среднего профессионального образования, как сообщается на сайте министерства, в стране запущен отдельный федеральный проект «Молодые профессионалы», входящий в состав национального проекта «Образование». 

Задача проекта: модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Планируется к 2024 году создать сеть из 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских, оборудованных по современным стандартам, включая стандарты World Skills.

Общий бюджет проекта — более 156,2 миллиарда рублей.

Прикладной бакалавриат

Свои рецепты сближения высшей школы и реального сектора экономики предлагают депутаты Государственной думы. Так, в профессиональном сообществе и в СМИ сейчас активно обсуждается идея прикладного бакалавриата, предложенная зампредом комитета Госдумы по образованию и науке Борисом Чернышовым (ЛДПР). 

«В связи с тем, что многие молодые люди жалуются, что их заставляют изучать дисциплины, которые не являются обязательными для выбранной ими будущей профессии, а длительное обучение является для них просто потерей времени, предлагается распространить прикладной бакалавриат на все вузы и средние профессиональные учреждения (СПО) России», — говорится в письме парламентария главе Минобрнауки России Валерию Фалькову.

На взгляд депутата, это позволило бы студентам еще в колледжах и техникумах начать осваивать бакалаврскую программу, а затем, спустя два года, перейти в вуз. Такая форма обучения была бы удобна для студентов еще и тем, что фактически они бы получали квалификацию востребованных работников с высшим образованием.

Свое отношение к этой идее в интервью РИА Новости высказал новый глава ведомства. На его взгляд, «это предложение имеет право на существование».

Он напомнил, что с 2009 по 2014 годы министерство уже организовывало эксперимент по введению прикладного бакалавриата. «Есть уже определенные результаты, как положительные, так и отрицательные. Мы будем обязательно экспериментировать с прикладным бакалавриатом, но будем делать это очень осторожно и осмысленно», — сообщил Валерий Фальков.

«Исходя из потребностей конкретной индустрии, мы будем смотреть, на каких направлениях подготовки можно внедрить прикладной бакалавриат.

Здесь надо действовать осторожно, потому что сокращение сроков обучения, предполагаемое прикладным баклавриатом, происходит за счет исключения из программы фундаментальных знаний. Это позволяет в короткие сроки подготовить специалиста под конкретное рабочее место. Возможно, это необходимо, но для каких отраслей и насколько массово — этот вопрос в ближайшее время предстоит решить»,— пообещал глава Минобрнауки.

Целевой набор

Некоторые отрасли экономики решают кадровые проблемы за счет целевого набора, когда студент учится за счет средств будущего работодателя и обязан не менее трех лет после окончания вуза отработать на него. Конкурс на целевое обучение значительно ниже, чем основной.

Несмотря на это, в 2019 году квота на целевой набор не была выполнена. Так, по данным Proforientator.ru, в МГУ им. М. В. Ломоносова на 405 запланированных мест был принят только 91 человек, в Финансовом университете при Правительстве РФ на 1000 мест целевого набора было подано 200 заявлений и в итоге принято 128 человек.

Явно, что этого инструмента недостаточно для решения кадровых проблем на рынке труда и нужен комплекс мер. На взгляд нового главы Минобрнауки необходимо вывести вузы из инерционного состояния, вернуть их в условия здоровой конкуренции.

Рецепты Фалькова

Валерий Фальков для выхода из инерционного режима вузов видит два направления. 

«Первое — это изменение системы управления вуза и создание наблюдательных советов, чтобы как можно больше заинтересованных в его развитии участников могли оказывать влияние. А второе — это наличие подлинных программ развития. Сегодня нет ни одного вуза, у которого не было бы стратегии, концепции или программы. Но является ли она подлинной, следует ли ей коллектив, руководство, обеспечена ли она ресурсами, принята ли эта программа с учетом мнения ключевых работодателей и региона? Есть ли в этой программе раздел, посвященный месту университета или вуза в развитии региона? Вот эти все вопросы в ближайшее время будут самыми актуальными. В этом выход из инерционного режима. Будет совершенно иная обратная связь, понятная, четкая программа развития, обеспеченная ресурсами на 5–10 лет. Вуз будет жить с пониманием своих целей и задач, с фиксацией того, удалось ли чего-то достигнуть или нет», — убежден министр.

Первостепенное внимание ведомства, по его словам, будет уделено стратегиям развития вузов и модели, по которой они управляются.

«Есть две действующие программы — повышение конкурентоспособности российских вузов и программа опорных университетов. Эти программы будут, с одной стороны, расширены, с другой стороны, они будут перезапущены — частично поменяются правила, формат оценки работы с вузами, ресурсное наполнение», — пообещал Валерий Фальков.