Образование и библиотеки через 10 лет: обзор исследований
Какие изменения ожидают нас в сферах образования и библиотечного дела в ближайшие годы? Прогнозы от зарубежных научных организаций.
В фокусе внимания VII Образовательного форума, прошедшего 22–26 марта в Санкт-Петербурге, — информатизация Новой школы. Развитие учебной аналитики — один из современных трендов. Как измерить «цифровой след» того, что происходит в образовании? Как оценить «социальный капитал» организации? Могут ли данные информационных систем помогать в принятии управленческих решений? Участники круглого стола поделились своими наработками.
«Современный директор школы имеет дело примерно с десятью информационными системами, которые развернуты в школе и собирают данные для администрации и учителей», — так обрисовал ситуацию Борис Ярмахов, координатор российского образовательного сообщества Google, соавтор книги«Google Apps для образования». Эти информационные системы можно разбить на несколько категорий. Самые простые собирают элементарные сведения (например, информацию о прибытии учащихся в школу). Сложные контентные системы создают мультимедийные и тестовые материалы для уроков, а системы оценки фиксируют результаты учебного процесса.
Но сведены ли эти системы в единое целое? Есть ли возможность, как в космическом корабле, увидеть данные на едином пульте управления? «Это совершенно разные, разрозненные куски информации, — сказал Борис Ярмахов, — которые мало того, что несводимы, они еще и не предполагают того, чтобы школа какие-то данные получала по собственному запросу. Они действуют по собственной логике и данные не отдают. Сейчас, с одной стороны, растет количественная информатизация школ: больше компьютеров и Интернета, больше информационных систем. Вместе с тем, нарастает и разрозненность этих данных, несводимость к единой картине».
Лавинообразный рост цифровых записей заставляет расставлять приоритеты. Что сейчас в фокусе внимания? Кому и какие именно данные нужны? — эти вопросы позволят выбрать верные инструменты для анализа. Как оказалось, важный вопрос для многих руководителей — характер профессиональных связей в организации. И он наглядно решается современными методами социометрии и учебной аналитики
Электронная система Директория — инструмент для изучения профессиональных взаимодействий между педагогами, так называемого «социального капитала». «Наша идея заключается в том, — рассказал руководитель проекта «Директория» Антон Кухарев, — что, поняв специфику профессиональных взаимодействий, неформальную структуру образовательной организации, первые лица получают шанс повлиять на них и за счет интенсификации профессиональных коммуникаций между педагогами устроить внутри школы систему повышения квалификации; развивать организацию не за счет внешних, а за счет внутренних ресурсов».
Методом анкетирования «Директория» исследует уровень доверия в коллективе, фиксирует сети профессиональных отношений в виде графов и предлагает способы решения проблем. По словам Бориса Ярмахова, этот инструмент сопоставляет «заявленную и реальную структуру организации». Главная цель — стимулировать педагогов обмениваться опытом. Константин Шапиро, методист гимназии № 528 (Санкт-Петербург), отметил, что «наставничество и тьюторство не могут родиться по указанию сверху», поэтому задача руководителя — создать ситуацию и смысл такого взаимодействия. Результат усиления связей — преодоление профессиональной изоляции, горизонтальная карьера и предотвращение профессионального выгорания. Антон Кухарев добавил, что, если руководитель работает над созданием взаимных профессиональных связей, вырастает качество образовательной среды, и как следствие, самого образования.
Борис Ярмахов отметил, что использование социометрических инструментов в российской школе, по всей видимости, опережает время, но является несомненным вектором развития. «У руководителей возрастает потребность понимать, как человек коммуницирует с другими. Например, система оценивания PISA с прошлого года ввела такой показатель: насколько успешно учащиеся взаимодействуют в командах при работе над коллективными проектами. Успеваемость — не есть единственный показатель качества образования».
Заинтересованность в анализе профессиональных связей выразили и преподаватели из столицы. Сейчас Москва реструктуризирует учебные заведения: школы и детские сады объединяются в образовательные комплексы. «Именно в этом причина того, что в нашей школе возникла острейшая потребность внедрения ИОС, а также необходимость изучать взаимные профессиональные связи», — рассказала Мария Смирнова, заместитель директора по информатизации ГБОУ школы № 777 (Москва). В огромный образовательный комплекс после объединения вошли 4 школы и 7 дошкольных учреждений. Коллективом из 2200 детей, 110 учителей и воспитателей управляют всего 4 руководителя. «Мы должны понимать, что происходит, и обеспечивать эффект присутствия, — добавила Мария Смирнова. — Процесс образования таких холдингов не всегда безмятежен. Объединяют тех, кто территориально близко находится. В нашем случае, объединили коррекционную школу и школу-интеллектуал. Поэтому сразу возникла напряженность. А если меняется управленческая команда, как в нашем случае, сложность управления такой организацией возрастает в разы».
ИОС школы № 777 построена на платформе Google Apps for education. Отчеты Google и отдельный пакет инструментов позволяют получать и визуализировать данные, на основе которых принимаются управленческие решения. Поскольку школа распределена по значительной территории, весь электронный документооборот школы переведен в электронный вид. Задача заключалась в том, чтобы выяснить, как наличие среды влияет на управляемость коллективом и взаимное сотрудничество.
«Мы оказались в ситуации, когда были объединены разные коллективы и между ними была напряженность, — поделилась Мария Смирнова. — При этом росло понимание необходимости сотрудничества. Мы создали условия и откорректировали систему оплаты труда. Она поддерживает педагогов, которые совместно работают над учебными программами и мероприятиями. Мы заинтересованы в том, чтобы они обменивались опытом. Такой подход помогает согласовывать цели и уменьшать конкуренцию между учителями. Мы никого не принуждаем, но поддерживаем такое сотрудничество, от него выигрывают многие педагоги».
Анализ диаграммы взаимодействия в совместных документах позволил увидеть картину профессиональных связей: сравнить формальную структуру организации с неформальной. «Можно увидеть педагогов-звезд, которые притягивают наибольшее количество связей, и тех, кто изолирован, — отметила Мария Смирнова. — Трагедии в этом нет: в нашем случае это были новые члены коллектива, которые связей еще не нарастили. Самые высоквалифицированные учителя тоже часто оказываются изолированными. У этих людей огромный потенциал, которым они могли бы поделиться. Да, конкуренцию никто не отменял, но иногда сотрудники просто не знают о возможности к ним обратиться. Верная интерпретация такой диаграммы — вопрос нашей управленческой состоятельности».
Борис Ярмахов обратил внимание коллег на принципиальную разницу между двумя методами получения данных. Если социометрический подход (который предлагает проект «Директория») предполагает опрос сотрудников, то извлечение данных о связях из ИОС (который использует школа № 777) правильнее называть «учебной аналитикой». В ряде случаев совмещение методов анкетирования и наблюдения может давать противоречивые результаты. «Нередко люди отвечают не так, как есть на самом деле, — напомнил Борис Ярмахов. — Цифровые следы, которые мы наблюдаем, могут показывать, что все совершенно по-другому». Важно понимать и то, что насыщенность общения в ИОС не обязательно говорит о его качестве и не всегда коррелирует с интенсивностью профессионального общения в реальной жизни.
Борис Ярмахов отметил и ряд преимуществ Google Apps for education перед другими информационными системами. Система «Параграф» предлагает учителю дробить уроки на микроактивности и оценивать их. «Это не тот путь, которым хотелось бы двигаться», — считает он. Необходимость вносить данные в систему серьезно увеличивает нагрузку на учителя. Принцип Google Apps иной: система автоматически накапливает записи обо всех ситуациях взаимодействия с учебными объектами (например, сочинение, упражнение), обрабатывает этот массив данных и выдает картину взаимодействия внутри коллектива.
Чтобы картина сетевого взаимодействия была объективной, все наблюдаемые объекты должны быть видимы системой. Однако школы не стремятся к выбору единственной технологии и для разных задач используют разные сервисы. «Например, — задал вопрос Константин Шапиро, —электронная учительская может быть создана с помощью Google-технологий, а система дистанционного обучения быть построенной на Moodle, которая работает отдельно. Как быть с этим?»
Борис Ярмахов отметил, что разговор вернулся к своему началу и предложил критерий, на который стоит опираться при выборе информационных систем: «Хорошая ИС — это система, которая позволяет извлекать и обрабатывать данные, которые мы ей передаем. Google Apps полностью соответствует этому критерию. Кроме того, Google модульно очень хорошо встраивается в разные конструкции. Нужно на уровне школы иметь систему требований к ИС. Дело не только в интерфейсе. Ключевой вопрос: как она обращается с данными, отдает или не отдает?»
Мария Смирнова отметила, что важное качество ИС — не загружать учителей сбором информации. «Моя задача — предоставить объективную информацию и создать условия, чтобы учитель и директор спокойно и продуктивно работали. Меня интересует такая система (не важно, кто ее будет предоставлять), которая снимет с учителей максимум нагрузки по сбору статистики».
Какие изменения ожидают нас в сферах образования и библиотечного дела в ближайшие годы? Прогнозы от зарубежных научных организаций.
Культура обучения в обществе меняется. Массовые онлайн-курсы, хотя и не заменяют очного образования, но создают новые возможности для достижения образовательных целей. «Если вуз хочет набрать на первый курс много мотивированных студентов, он будет делать массовый онлайн-курс», — уверены на портале Лекториум.
Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.