Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Трудоустройство выпускников вузов с акцентом на научную преемственность

Две из трех инициатив министерства науки и высшего образования, направленных на помощь выпускникам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры при трудоустройстве, нацелены на развитие научной преемственности. Речь идет о запущенных ведомством с начала учебного года программах содействия занятости выпускников вузов.

 

Из студентов в лаборанты

Когда в мае президент поручил Минтруду совместно с Минобрнауки, Минфином и главами регионов разработать меры по трудоустройству выпускников вузов, глава Минобрнауки Валерий Фальков выдвинул идею привлекать их в качестве лаборантов и инженеров к работе в университетах и научных организациях. И даже предложил субсидировать организации, которые активно будут делать это.

А уже к началу учебного года ведомство запустило две программы по содействию занятости выпускников, нацеленных на поддержку и развитие научной преемственности в вузах: «Содействие занятости выпускников 2020 года на научно-исследовательские позиции в образовательные организации высшего образования и научные организации»; «Содействие занятости студентов образовательных организаций высшего образования на позиции наставников для одаренных и талантливых школьников в целях реализации их исследовательских проектов». 

Пилотный проект Минобрнауки

На онлайн-совещании с ректорами вузов министр озвучил количество вакансий, на которые могут претендовать участники программы «Содействие занятости выпускников 2020 года на научно-исследовательские позиции в образовательные организации высшего образования и научные организации».

«Сегодня у нас есть 2221 вакансия в 178 подведомственных организациях, в том числе 857 вакансий в 42 вузах и 1364 вакансии в 136 научных организациях», — сообщил Валерий Фальков.

Эта программа — пилотный проект Министерства, и пока рассчитана, как видно из ее названия, на один учебный год — до 31 августа 2021.Участникам программы будет предоставлена возможность показать свои профессиональные навыки представителям организаций, которым требуются научные работники. Главная цель проекта — обеспечить приток молодых ученых в сектор исследований и разработок.

Сириус.Лето: начни свой проект

Программа «Содействие занятости студентов образовательных организаций высшего образования на позиции наставников для одаренных и талантливых школьников в целях реализации их исследовательских проектов» реализуется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Образовательным фондом «Талант и успех». Она направлена на вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Она также рассчитана пока на один учебный год.

Как сообщает сайт Минобрнауки, ее участники получат опыт педагогической практики и проектной деятельности, а также смогут продемонстрировать свои профессиональные качества перед потенциальными работодателями. Одной из задач является проведение ранней профориентации талантливых школьников-участников программы «Сириус.Лето: начни свой проект» Образовательного центра «Сириус».

По словам руководителя центра Елены Шмелевой, программа развивает и наполняет конкретными инструментами концепцию умного отдыха школьников, которую она представила в мае на совещании с президентом. 

Участники «Сириус.Лета» — старшекурсники, ученики 8–11 классов и компании-партнеры Центра, которые объединились для разработки научно-технологических, инженерных и исследовательских проектов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России, критическим технологиям, развиваемым в каждом из субъектов РФ. 

Заказчиками работ выступают индустриальные компании и научно-исследовательские институты страны. Для решения предложенных проектных задач школьники объединятся в команды под руководством студентов — проектных менеджеров или наставников. Заказчики утвердят для каждой команды студентов-наставников, а те, в свою очередь, будут работать с заявками школьников.

Проектные команды, сформированные из школьников и наставников, решают задачи на базе регионального вуза и при поддержке регионального центра, созданного по модели «Сириуса». Вузы создают специальные рабочие места для своих студентов-наставников с помощью региональных программ поддержки студентов во время практики, собственных ресурсов вузов и поддержки Минобрнауки. 

«Таким образом, в регионе укрепляются связи бизнеса, науки и органов власти», — подчеркивается на сайте проекта.

Обновление нацпроекта «Наука и университеты»

В принципе и третья инициатива ведомства по трудоустройству выпускников вузов, проект «Стартап как диплом», может способствовать развитию научной преемственности в случае, если в нем будут использоваться новейшие научные разработки. Но в целом он направлен на развитие предпринимательской активности студентов.

В рамках обновленного нацпроекта «Наука и университеты» планируется создание стартап-студий и Центров трансфера технологий, которые будут способствовать развитию компетенций студентов в технологическом предпринимательстве, о чем сообщил Валерий Фальков на онлайн-совещании с ректорами вузов страны.

По его словам, министерство ставит задачу перед вузами, чтобы каждый выпускник попробовал себя в предпринимательстве для выявления своих скрытых талантов и потенциала, что, в свою очередь, поможет выбрать ему путь развития своей карьеры.

Есть примеры успешного внедрения научных разработок участниками этой программы. Некоторые были представлены на недавнем форуме «Сильные идеи для нового времени», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Так, Роман Шипляков, выпускник программы «Стартап как диплом», рассказал о реализации успешного проекта SkaleozAR (платформа и хирургическая навигация): новые технологии в хирургии на основе дополненной реальности.

«Мы предлагаем решение, которое имеет целый ряд преимуществ: высокая точность навигации, минимальная травматичность, полное отсутствие лучевой нагрузки и финансовая доступность. В США один из наших конкурентов, понимая перспективность таких решений, уже привлек более $35 млн на реализацию проектов. После завершения университета мы продолжили работу над нашими проектами и сейчас проводим переговоры с частными инвесторами, продолжаем совместные исследования с психиатрическим медицинским университетом и центром реабилитации инвалидов. Также мы продолжаем тесное сотрудничество со специалистами из разных городов России и рассчитываем вывести наш продукт на российский и мировой уровень», — заявил спикер.

Павел Максимов, выпускник программы «Стартап как диплом», представил проект «Сбор и анализ диалогов менеджеров с клиентами»: «Посредством искусственного интеллекта мы записываем и анализируем диалоги менеджеров различных компаний с клиентами. Получаем методы эффективности использования сотрудников, что может использоваться в управлении персоналом. Уже сейчас наш индустриальный партнер Сбербанк предоставил нам экспериментальную площадку и оплатил экспериментальное внедрение. Планируется разворачивание комплекса еще в трех отделениях. Но эта система может быть использована не только в банковском сегменте».

«Мы подписали соглашение с Агентством стратегических инициатив, уделяем большое внимание развитию предпринимательских компетенций студентов, будем масштабировать эту программу в 2021 году и оценивать работу университетов и по этому треку», — заявил Валерий Фальков на онлайн-совещании с ректорами вузов. 

Как выходить на новые рынки образования и исследования

На сессии «Высшая школа: новый ледниковый период» форума «Сильные идеи для нового времени» ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СпбПУ) Андрей Рудской отметил, что в системе высшего образования повестка ориентирована на изменение целевой модели университетов. 

«Как следствие, внедрение абсолютно новых механизмов во внутренние процессы вузов, например (из корпоративного сектора), способствуют усилению конкурентоспособности… Постоянный рост ожиданий и требований со стороны стейкхолдеров заставил университеты смотреть критично на свои образовательные методы, соотнося себя с лидерами на глобальном уровне, понимать, с какими мировыми стандартами создавать новые продукты и как выходить на новые рынки образования и исследования», — подчеркнул ректор.

По мнению участников дискуссии, университеты, претендующие на лидерство, должны ставить перед собой две задачи: первая — отвечать на вызовы времени и запросы бизнес-сообщества, вторая — формировать собственные научно-образовательные повестки. 

«К нам в результате открытых международных конкурсов приехали наши соотечественники, которые когда-то уехали из России, но сейчас им интересно работать у нас. Приехали иностранцы, которые тоже с удовольствием занимаются образовательными, научными проектами. Как мы этого достигли? Развивали академические свободы, предлагали им актуальную научную повестку. А это означает, что у наших студентов появилась возможность учиться у лучших», — рассказала ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова.

По ее словам, объединяя возможности университетов, коллективов, ученых, создаются новые возможности для настоящих и будущих студентов. «Но самое главное — усиливать и развивать академические свободы», — подчеркнула Алевтина Черникова.

Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, гендиректор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» и спецпредставитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков убежден, что университеты должны «развивать любые уникальные программы».

«Сейчас больше всего ценится уникальность... следует искать уникальные программы и развивать их. Идти в вуз, как в институт развития, договариваться с региональными властями и корпорациями, преодолеть осмысление себя как машинки выдачи дипломов, открыть свои двери и пространства для лидеров региональных инициатив», — цитирует «Росконгресс» Пескова.