Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Цифровая дидактика нового времени

Цифровизация экономики требует от системы высшего образования готовить специалистов, которые смогут продуктивно работать с ее технологиями. Так, на смену традиционной дидактике приходит дидактика цифровая. В этой статье мы разберем дидактические принципы цифрового образовательного процесса и использование цифровых технологий в обучении.

 

Время диктует потребностиа

Цифровая дидактика — это наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. В ней используются основные понятия и принципы традиционной дидактики с дополнениями и модификациями, которые применимы в условиях цифровой среды.

Потребность в цифровой дидактике образования сформировалась под воздействием трех факторов.

1. Появилось новое поколение обучающихся, которые получают большую часть информации через цифровые каналы и обладают в этой связи специфическими социально-психологическими характеристиками.

В образовательной среде важно учитывать естественный разрыв между поколением доцифровой эпохи, которое испытывает трудности с освоением цифровых технологий, и цифровым поколением, которое не готово вернуться в доцифровую эпоху.

2. Развиваются новые цифровые технологии.

Передовые технологии неизбежно будут и дальше доминировать в ходе технологического развития. Это ставит перед цифровой дидактикой важнейшую задачу: постоянно анализировать дидактический потенциал появляющихся цифровых технологий и техники, а также способы их применения в педагогических целях.

3. Формируется цифровая экономика, которая диктует новые требования к работникам.

Цифровая экономика запрашивает у системы высшего образования выпускников, которые обладают комплексом универсальных IT-компетенций, независимо от получаемой профессии или специальности. Потенциальный работник должен уметь использовать компьютерные и цифровые технологии и быть готовым работать в условиях производства, которое тоже трансформируется под влиянием цифровизации.

Какие изменения в производственном процессе уже начались и что нужно учитывать при подготовке будущих профессионалов?

- Производственный процесс становится комплексным, непрерывным в своем развитии, а это требует от выпускников соответствующего типа мышления.

- Сотрудники должны быть готовы к новым моделям организации труда: режиму удаленной работы, фрилансу, формату проектного офиса, коворкингам.

- Автоматизация избавляет людей от выполнения рутинных операций и простых механических действий, но зато требует от них большего интеллектуального и творческого вовлечения, и этот функционал не возьмет на себя ни один робот.

Цифровизация в образовании

Использование цифровых технологий само по себе не гарантирует повышения эффективности образовательного процесса. Более того, есть риск настолько оцифровать учебный процесс за счет использования всевозможных тренажеров и симуляторов, что формирование профессиональных компетенций перейдет в виртуальную плоскость.

Чтобы этого не произошло, нужно сочетать цифровые и педагогические технологии и не упрощать образовательный процесс ради его управляемости.

При грамотном использовании цифровизация профессионального образования способна разгрузить процесс обучения: преподаватель может быть избавлен от выполнения рутинных задач, второстепенные, факультативные материалы могут быть переведены в электронные ресурсы, а сроки освоения образовательных программ — уменьшены.

Еще одна проблема, которую помогает решить цифровизация образовательного процесса, — это отсутствие учебной мотивации у студентов. Каким образом? За счет индивидуализации учебного процесса, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, возможности быстро получать обратную связь от учащихся непосредственно в ходе выполнения учебных заданий и, наконец, использования различных интерактивных и игровых приемов на занятиях.

Значение традиционных форм учебной работы, вроде лекций, стало снижаться. Эффективность демонстрируют форматы, где предполагается более высокая активность и вовлеченность студентов: интерактивы, командная или проектная работа, групповая рефлексия, решение кейсов, дискуссии. Такие форматы развивают у обучающихся социальные компетенции, необходимые для жизни и работы в цифровом обществе.

Дидактические принципы цифрового образовательного процесса

Доминирование самостоятельной учебной деятельности студента. Преподаватель выступает организатором учебного процесса, поддерживает и помогает студенту в обучении.

Персонализация.

Студент может сам определить цель обучения, выбрать стратегию образовательного процесса, темп и уровень освоения образовательной программы. Преподаватель отслеживает его учебные результаты.

Целесообразность использования цифровых технологий.

Применять только те технологии, что максимально помогают достигать поставленных целей в образовательном процессе конкретного студента.

Гибкость и адаптивность.

Подразумевает возможность подстроить программу под каждого студента.

Успешность в усвоении знаний, умений и навыков.

Для закрепления материала может понадобиться дополнительное время или очная встреча преподавателей и студентов.

Сотрудничество и взаимодействие.

Учебный процесс должен сопровождаться активной коммуникацией между преподавателем и студентами.

Практикоориентированность.

Включает постановку учебных целей и задач, выполнение практических заданий и закрепление их в ходе работы над реальным проектом или на предприятии.

Нарастание сложности.

Построение процесса обучения от простого к сложному, от общего к частному, от индивидуального к групповому, и наоборот.

Включенное оценивание.

Успешность учащегося важно оценивать на протяжении всего учебного процесса, быстро давать ему обратную связь и прямо в процессе обучения корректировать сценарии развития и ближайшие учебные цели.