Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Стартап как диплом. Как приручить новый формат

Студенты смогут представлять свои проекты вместо квалификационных работ. Чтобы новый формат заработал, перестроиться придётся и обучающимся, и вузам.

 

С 2021 года 40 российских вузов присоединятся к программе «Стартап как диплом». Их студенты смогут выбрать — защищать традиционную квалификационную работу или представить комиссии свои бизнес-проекты. Это может быть разработка на стадии идеи или уже существующее дело с зарегистрированным юридическим лицом и сотрудниками. 

Предполагается, что программа поможет мотивировать выпускников работать по специальности, а также простимулирует развитие бизнеса. По замыслу, представив свой стартап, студент сможет не только получить диплом, но и привлечь инвестиции в свой проект.

Идея не новая. Пилотную программу «Стартап как диплом» испытывают на базе Дальневосточного федерального университета с 2017 года. К ней уже присоединились и другие вузы, а студенты успели защитить первые проекты. Например, в Томском политехническом университете презентованы устройство для диагностики кабельной линии установок электроцентробежных насосов для нефтедобычи, инкубатор для новорождённых, онлайн-касса, производство ЗОЖ-водорослей, фильтр-стакан для очистки питьевой воды, кресло-опора для реабилитации пациентов, робот бармен. 

Как будет работать защита стартапов

Для получения диплома студенту нужно будет представить бизнес-проект. В нём может участвовать как один, так и несколько обучающихся. Важное условие — роль студента в стартапе должна соответствовать направлению его подготовки. В процессе защиты ему необходимо продемонстрировать уровень подготовленности к самостоятельной деятельности и наличие компетенций, установленных Федеральными образовательными стандартами. 

Как и с дипломом, начинать работу нужно будет заранее. Сначала заполняется специальная заявка, на основе которой эксперты примут предварительное решение, есть ли у предложенного проекта потенциал и шансы быть претворённым в жизнь. Если да, то работа над ним продолжится вместе с руководителем от университета. Здесь всё так же, как и с квалификационными работами, которые курируют научные руководители. Правда, природа наставничества при разработке стартап-проекта ближе к бизнес-консалтингу, чем к методическому направлению. 

А вот дальнейшие действия будут другими. Стартап необходимо представлять внешним экспертам, чтобы получить специальный сертификат. Этот документ и будет подтверждением качества работы. Если защита пройдёт неудовлетворительно, студенту предложат вернуться к традиционной квалификационной работе. Если же она будет признана успешной, то стартап-часть станет элементом дипломной работы. Разумеется, туда необходимо добавить и теоретическую часть, которая продемонстрирует, как студент овладел специальностью. Например, недостаточно вложить в папку маркетинговый, финансовый и производственный планы. Необходимо добавить методику расчётов, обоснования и так далее. 

Кому это нужно

По словам проректора по развитию РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрия Штыхно, стартапы едва ли вытеснят стандартные квалификационные работы, и это вполне нормально. Работодателям в основном нужны «рабочие руки и головы, а не те, кто способен самостоятельно развивать бизнес». Поэтому предпринимательские навыки понадобятся не всем, а только тем, кто действительно хочет реализовывать проекты пусть не в качестве владельца, но хотя бы партнёра, причём сразу после получения диплома. Таких выпускников, как правило, 2–5% от общего числа.

Так что это вовсе не лазейка для студентов, чтобы было проще защитить дипломную работу — вовсе это не проще. Просто те, кто фонтанирует идеями и реально настроены на свой бизнес, смогут получить экспертную помощь на этапе его становления. Возможно, именно благодаря этому у них выйдет и привлечь первые инвестиции. 

Помимо прочего, работа над стартапом — не только применение профессиональных навыков, полученных в вузе. Она заставляет пробовать новые роли, изучать смежные специализации и прокачивать softskills— непрофильные навыки, которые тем не менее помогают в работе. 

В общем, стартапы вместо дипломной работы нужны не всем. Но тем, кто выберет это направление, при правильной организации они способны дать многое.

Как учебные заведения могут помочь

Новый формат потребует новых подходов не только от студентов, но и от вузов. Работа «для галочки» здесь не подойдёт, так как речь идёт о настоящем бизнесе. И у университетов есть много возможностей, как оказывать студентам реальную помощь. Это могут быть:

Проведение тренингов для развития предпринимательских и других необходимых навыков. Не на каждой специальности студентов им учат, а потому необходимы дополнительные занятия, для проведения которых у университета есть мощности.

Помощь при подготовке заявок на конкурсы для получения инвестиций. Как бы ни был хорош проект, многое зависит от заполнения бумаг. Здесь большую роль играет опыт, которого нет у студентов, но зато он есть у наставников.

Организация студенческих акселераторов — выделение рабочих мест, помощь с материально-технической базой, продвижением и так далее.

Площадками для развития стартапов могут быть библиотеки. Во время первой онлайн-конференции «Будущее наступило, или Как библиотеки спасли мир», организованной ЭБС «Лань», проректор по цифровой трансформации Томского государственного университета Олег Змеев рассказал, что в библиотеке его вуза зоны трансформированы с учётом современных требований. В ней появились компьютерные классы, доски с маркерами, зоны, свободные от тишины, где можно обсуждать проекты и проблемные вопросы. Это большое подспорье. Конечно, стартапы могут рождаться в гаражах или шумных кафе, но гораздо удобнее, когда для них созданы все условия. 

Кроме того, вузы могут быть не только помощниками, но и в каком-то роде участниками. Например, в Северо-Восточном федеральном университете студент в качестве реализации стартапа основал новую структуру первичной профсоюзной организации студентов — киберспортивный клуб «Alliance». На его базе теперь проводятся соревнования разных уровней вплоть до республиканского.

Ректор Крымского федерального университета Андрей Фалалеев на конференции «Будущее наступило, или Как библиотеки спасли мир» подал идею стартапа, напрямую связанного с библиотеками. По его словам, многие процессы в учреждении могут быть каталогизированы и алгоритмизированы, это дело для искусственного интеллекта. И если какая-то команда сможет создать такого технологичного помощника, его можно будет масштабировать на все вузы, он будет востребованным. То есть иногда не обязательно выходить за пределы вуза, идеи для стартапа можно найти прямо внутри его стен. Это делает новый формат ещё более выгодным для учебных заведений — они дополнительно получают ресурсы для совершенствования своей работы.

 

Наталья Копылова