библиотеки в электронном веке
Разветвленная система профессионального образования еще с советских времен была нацелена на подготовку кадров для экономики. Но эпохи сменяются, потребности в специалистах тоже корректируются в соответствии с запросами времени. Как сейчас налажено взаимодействие СПО и работодателей и как можно было бы повысить его эффективность?
Условный период экономического переориентирования страны, пришедшийся на 2000−2015 годы, значительно повлиял на структуру отечественного рынка труда. Изменились не только требования к уровню квалификации специалистов, но и ориентиры отраслевого развития экономики.
Так, если ранее система образования и рынок труда совместно были нацелены на дальнейшее взаимодействие в первичном и вторичном секторе экономики, то есть в сельском хозяйстве, рыболовстве, строительстве и обрабатывающей промышленности, то теперь основной поток рабочей силы был перераспределен в пользу сферы услуг. Сказывается и влияние западных стран, чей уровень экономического развития воспринимается как ориентир и мерило, и негласно обозначенный переход в постиндустриальное общество с его преобладающей сферой услуг.
Наглядно этот процесс демонстрирует рост одних укрупненных профессиональных групп и сокращение других. За последние два десятилетия количество руководителей, специалистов высшего уровня квалификации, работников сферы обслуживания и специалистов среднего уровня квалификации выросло, в то время как численность менее квалифицированных групп (например, операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин) либо не изменилась, либо сократилась. Об этом говорят процентные данные, представленные в 2017 году Центром трудовых исследований и Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ в докладе «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные решения».
На основе собранных данных становится очевидным, что 62% работников занимаются умственным трудом и сферой услуг, и только 38% приходится на представителей «синих воротничков».
Невозможно — и вовсе не нужно — формировать оценочные суждения по типу «хорошо»/»плохо» применительно к названным данным. Гораздо важнее формировать «гибкий отклик» у сферы СПО на изменяющиеся потребности работодателей.
Структура подготовки студентов в колледжах и техникумах и ранее неполноценно отвечала запросам экономики в кадрах. Этот дисбаланс — расхождение между спросом и предложением — сформирован с двух сторон: со стороны образовательной системы и со стороны будущих работодателей для нынешних студентов.
Вот почему традиционное проведение процедуры планирования контрольных цифр приема необыкновенно важно. Ранее использовалась еще советская математическая модель, берущая за основу идею неторопливой изменчивости крупных предприятий и традиционность их запроса как работодателя. Более уместным здесь представляется использование социологической модели, которая позволяет оперативно проводить опросы работодателей, формировать предложение на рынке образования под их спрос и делать всю систему среднего профессионального обучения более гибкой, подвижной, оперативно и чутко реагирующей на экономические преобразования.
Таким образом, первый аспект, могущий качественно улучшить взаимодействие рынка труда и СПО, — оперативная корректировка контрольных цифр приема, гибкий подход к существующим и формируемым в дальнейшем программам обучения.
Следующий аспект касается самих работодателей и необходимости адекватно формировать спрос и обозначить свои потребности. Так, часто сигналы о дефиците квалифицированных кадров исходят от предприятий, которые не способны привлекать, удерживать работников и предлагать им соответствующую заработную плату. Так формируется «ложный сигнал рынка труда», который системе образования необходимо вовремя ощутить и корректно на него среагировать.
Третий аспект — формирование привлекательного облика учреждений СПО для потенциальных студентов. Тенденция, установившаяся в последние десятилетия, показывает, что при выборе траектории образования и профессионального развития большинство выпускников средних школ предпочитают поступать в вузы, а профессия рабочего наименее привлекательна для опрошенных лиц 15−35 лет в сравнении с бизнесменом, программистом, юристом, врачом, экономистом, инженером и учителем.
По результатам исследования 2003 года, 89% молодых людей были убеждены, что именно высшее образование гарантирует им стабильную и высокооплачиваемую работу в будущем. И если в 1990 году в вузы поступало 22,5% абитуриентов среди тех, кто продолжил обучение после окончания школы, то уже в 2005 году студентам вуза стали 51,5% молодых людей. На этом фоне пугающе выглядят соответствующие цифры по поступающим в учреждения начального и среднего профессионального образования: если в 1990 году доля абитуриентов, выбравших эту образовательную траекторию, составляла 71,7%, то к 2005 году она составила всего лишь 48,4%.
Данные 2015 года о поступающих в учреждения НПО (начального профессионального образования) свидетельствуют о 18,7% в противовес 41,8% в 1995 году, и 33,2% абитуриентов против 29,9%, поступающих в учреждения СПО. Так система начального профессионального образования плавно становится все менее востребованной, а система СПО, сохраняя свои позиции, все еще не способна конкурировать с ВО.
Наконец, еще один важный аспект отлаженного взаимодействия работодателей и СПО — последовательное формирование гибких навыков у студентов, потребность в которых четко артикулируется рынком труда.
Помимо необходимого уровня квалификации и профессиональных компетенций, потенциальный работник, по мнению работодателя, должен обладать развитыми социальными, коммуникативными навыками, умением работать в команде и способностью находить нестандартные решения. Важным и для специалистов средней квалификации становится умение преподнести себя и результаты своей профессиональной деятельности, инициативность, ответственный подход к своим обязанностям, желание учиться и развиваться, целеустремленность.
Одновременно с формированием облика идеального сотрудника с точки зрения его soft skills, работодатели в реальности отмечают недостаточно высокую мотивацию многих выпускников колледжей и техникумов, их нежелание профессионально развиваться в выбранном направлении. Менять устоявшееся положение дел и развивать универсальные навыки, по мнению работодателей, должны образовательные учреждения.
В действительности эффективная работа системы профессионального образования и рынка труда предполагает их тесное многоаспектное взаимодействие. Какие-то решения уже озвучены и приняты, например, Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста, однако многое еще предстоит сделать.