Массовые онлайн-курсы продвигают бренд вуза и его образовательные методики
Культура обучения в обществе меняется. Массовые онлайн-курсы, хотя и не заменяют очного образования, но создают новые возможности для достижения образовательных целей. «Если вуз хочет набрать на первый курс много мотивированных студентов, он будет делать массовый онлайн-курс», — уверены на портале Лекториум.
Яков Сомов,
руководитель проекта «Лекториум»
Технология массовых образовательных онлайн-курсов (МООC), в зависимости от контента, позволяет получить различные эффекты. Выверенные по ГОСу учебные курсы, как на Национальной платформе, позволяют создать отличную программу, которая может заменить часть образовательной программы в вузе. Учебный материал для школьников, который покажет вуз изнутри, поможет им принять решение о поступлении. Хороший контент для преподавателей — получаем повышения квалификации с трансляцией лучших практик.
Мы делаем курсы авторскими
Для студентов мы создаем курсы, во многом аналогичные тем, которые можно найти на Национальной платформе, но менее стандартизированные. Свою задачу мы видим в том, чтобы рассказать студенту о предмете так, как о нем хочет рассказать автор, а не государство. Основной принцип — мы делаем курсы очень авторскими. Мы забыли, что раньше кафедра в вузе принадлежала одному человеку. Этот личностный подход сейчас возвращается в образование. Лаборатория Стаса Смирнова, филдсовского лауреата, в СПбГУ исключительна именно тем, что это его лаборатория. Онлайн-курсы должны быть такие же, тогда к преподавателю пойдут те студенты, которые будут чувствовать с ним личный резонанс. Например, мы делали курс по литературе, в котором показали, как по-разному можно преподавать литературу. Курс вели девять лучших преподавателей Петербурга, каждый по своей методике — и нам было важно представить именно преподавателя и его уникальную манеру.
Профориентация для старшеклассников
С помощью онлайн-курсов мы пытаемся решить проблему профориентации. Подростки могут записаться на онлайн-курс вуза, и посмотреть, нравится ли им, как там преподают, познакомиться с преподавательским коллективом, методиками, лабораториями.
Например, на курсе Политеха «Инженерное дело», который ведет Игорь Асонов, директор первого петербургского фаблаба, старшеклассники могут понять, кто такие инженеры, как они мыслят. Интересный факт: Политех делает расчеты краштестов для БМВ. Но как вузу рассказать об этом старшекласснику? Дни открытых дверей все одинаковы и сделать осознанный выбор для подростка почти невозможно. А онлайн-курс в игровой образовательной форме донесет всю нужную информацию, причем, сразу до 3–4 тыс. человек — столько людей обучаются на курсе. На нашем портале школьник может выбрать 10, 20, а то и 30 онлайн-курсов от разных вузов. Наконец-то вузы вышли в конкурентную среду и начинают бороться за студента, а онлайн-курсы — один из главных способов борьбы за них.
Как делаются курсы
Мы создаем курсы не только для Лекториума, но и для Национальной платформы, Coursera, Iversity и др. Когда мы только начали работу над проектом, оказалось, в стране нет студий, которые умеют снимать образовательные онлайн-курсы, поэтому мы основали свою. Радикальное отличие курса от полуторачасовой хроникальной записи в том, что курс состоит из видео продолжительностью 10 минут, поскольку исследования показывают, что после 7 минут, проведенных у монитора, происходит резкая потеря зрительского интереса. Чтобы работать в таком формате, преподавателю приходится переработать всю образовательную программу. С лекторами работают не только продюсеры, но и специалисты по сценическому движению, дикции — подготовка к съемкам занимает от 3 до 6 месяцев.
Общение на форуме
Перед тем как запускать курс для массового просмотра, его тестируют и улучшают наши бета-тестеры: находят ошибки, добавляют учебные материалы. А после того как приходит основная масса обучающихся, общаются с ними на форуме, поэтому наши курсы сопровождают очень серьезные обсуждения. Когда есть обсуждение на форуме, люди не уходят с курса: им интересно. Каждый запуск курса сопровождается построением коммьюнити. Обсуждения — это так называемый UGC (user generated content), когда пользователи сами придумывают контент, интересный остальным, и это настоящее волшебство. Вопросы, обсуждения корректируют преподаватели: курс — это отдельная жизнь, а форум — виртуальный учебный класс.
Внешняя экспертиза
До эпохи массовых онлайн-курсов онлайн-образование внутри вузов было низкого качества, поскольку студенты никак не могли влиять на качество курса. Но внешняя аудитория — совсем другое дело. По сути, MOOC привнесли в образование внешнюю экспертизу, чтобы публика смогла оценить то, что раньше оценить вообще не могла: манеру и качество преподавания в вузе.
Образовательный маркетинг
Знания, которые можно получить на онлайн-курсах, только часть их значения. Онлайн-курсы — подобие СМИ, они транслируют особое мировоззрение. И когда преподаватели и бизнес-тренеры овладевают новыми методиками преподавания, которые мы продвигаем, они распространяют их дальше, по принципу сети. Онлайн-курсы — мощнейший маркетинговый инструмент для продвижения бренда вуза, преподавателя или образовательных методик. Например, в Томске большая конкуренция между вузами и вследствие этого высокое качество образования. В Томском госуниверситете работает нобелевский лауреат Терри Каллаган, исследующий Арктику, но мало кто об этом знал — и они хотели рассказать об этом. Мы сделали с ним замечательный курс «Меняющаяся Арктика». Кстати, профессору сейчас 83 года, но он один из наших лучших лекторов, полный энергии.
Светлана Калмыкова, кандидат педагогических наук, начальник отдела мониторинга науки и образования Центра мониторинга науки и образования СПбПУ (Политех)
В России начала свою работу Национальная платформа открытого образования. Самые престижные отечественные вузы будут бесплатно обучать всех желающих онлайн и выдавать сертификаты успешно прошедшим тестирование. Как изменит будущее российского образования эта масштабная обучающая технология? Мы задали несколько животрепещущих вопросов представителям Политехнического университета.