Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Образование и библиотеки через 10 лет: обзор исследований
«Врожденная» информационная грамотность современных подростков – миф
Какие изменения ожидают нас в сферах образования и библиотечного дела в ближайшие годы? Прогнозы от зарубежных научных организаций.
Информационное поведение будущих исследователей: Ян Роуландс по поручению JISC и Британской библиотеки
Специалисты Объединенного комитета информационных систем JISC задались вопросом, действительно ли поколение Google — рожденное после создания Всемирной сети и не знавшее мира без Интернета — значительно отличается в своих когнитивных способностях от предыдущих поколений. И пришли к неоднозначным выводам. Один из них — Интернет стирает возрастные границы. Потребность в постоянном интернет-трафике, регулярный просмотр и пролистывание онлайн, поиск конкретного ответа, а не источника информации стало нормой для всех, независимо от поколения.
Но некоторые отличия все-таки есть. Одной из особенностей современных подростков исследователи назвали более развитые навыки параллельной, а не последовательной обработки информации. Из минусов — легкий доступ к информации препятствует творческому и независимому мышлению, провоцирует мышление по принципу copy-past. То, что сегодняшние подростки обладают высокими техническими навыками и едва ли не врожденной информационной грамотностью — это, по мнению команды JISC, миф, причем опасный для самой молодежи. Основная проблема — в слепом доверии к поисковым машинам, подросткам трудно оценивать достоверность и релевантность информации, они испытывают сложности в точном подборе ключевых слов, зачастую разговаривают с поисковиком посредством бытовых фраз. В то время как старшие пользователи сети легко определяют надежность информации, мгновенно перепроверяя ее на различных сайтах, подрастающее поколение мало интересуется авторитетностью источников. В большинстве своем подростки не знают о предоставляемом библиотеками контенте, а любые барьеры (оплата, регистрация) оказываются слишком высоки. При этом сами они не осознают существования проблемы: теряясь в море информации, не ощущают своей потребности в проводнике.
Исследователи JISC считают, что в будущем единственно эффективной стратегией для библиотек будет интеграция библиотечного контента с коммерческими поисковиками и оформление библиотечных интерфейсов в простой и стандартизированной манере. И главное — библиотеки должны громко заявить о недостатке информационной грамотности и о том, что навыкам работы с информацией необходимо учиться. Нужно позиционировать библиотекаря как информационного гида-специалиста, а библиотеку как надежное хранилище информации.
Будущее научных библиотек в условиях открытого доступа: отчет издательства SAGE и Британской библиотеки
По прогнозам, от 15 до 50% научных журналов в ближайшие 10 лет перейдут в открытый доступ. Эта цифра напрямую зависит от решений, которые будут приняты на государственном уровне. Ожидается, что между дисциплинами сохранятся значительные отличия в числе открытых публикаций — наиболее «открытой» наукой останется медицина: именно по медицинской тематике выходит большая часть открытых публикаций. В гуманитарных и социальных науках значительную роль будут играть монографии в открытом доступе.
Ключевое преимущество Open access — доступность научных текстов. При этом сами исследователи могут предвзято относиться к открытому доступу: среди ученых по-прежнему существует сильное недоверие к нему, даже несмотря на прямое требование научных фондов следовать этой модели.
По мере развития Open access будет уменьшаться значение отдельных библиотечных коллекций, но общие умения и опыт библиотекаря останутся по-прежнему важными. Скорее всего, пользователи будут предпочитать внешние поисковые машины библиотечным каталогам. По этой причине управление метаданными контента в веб-масштабе — решающий момент, который определит видимость и «находимость» открытых материалов в сети. Создание и управление коллекциями будет происходить на уровне всей сети, а не на уровне отдельной организации. Библиотеки станут все более активно сотрудничать друг с другом и делиться предоставляемыми сервисами. Отдельная библиотека будет в большей степени оцениваться скорее по качеству предоставления услуг, а не по объему своей коллекции; тем не менее, каждая библиотека может добавить ценность оцифровыванием своих уникальных коллекций. В целом, фокус внимания переместится от библиотеки как хранилища информации к библиотекарю как информационному проводнику.
Новые технологии в образовании: отчет NMC
Интернациональное сообщество специалистов в области образовательных технологий NMC (New Media Consortium) регулярно публикует свои прогнозы на следующие 1-5 лет. В центре внимания экспертов NMC — внедрение новейших технологий в образование и вызванные их влиянием трансформации в образовательной сфере. На ближайшие годы они назвали такие тренды в развитии образовательных технологий.
Один из важнейших — геймификация. Компьютерные игры вошли в нашу жизнь в начале 1980-х годов, с того времени в обществе укоренилось предвзятое к ним отношение: считается, что они уводят от реальности и негативно влияют на интеллект. Но современные специалисты в образовании призывают взглянуть на компьютерные игры под иным углом. Они могут развивать критическое мышление, информационную грамотность и даже навыки социализации — все это могло бы служить педагогическим целям. Созданные по материалам курса, образовательные игры дают свежий взгляд на изучаемый материал и позволяют по-новому вовлекаться в содержание, открывая в нем тонкие и сложные нюансы.
Примерами удачных экспериментов с компьютерными играми могут послужить созданная Стэнфордским университетом игра Septris, которая учит будущих врачей и медсестер диагностировать и лечить сепсис, или игра для студентов-историков и археологов Ikariam, воссоздающая жизнь в древних цивилизациях. Единственная трудность в создании образовательных игр — представить изучаемый материал так, чтобы он стал естественной частью игры. Только поэтому геймификация в образовании дело относительно неблизкого будущего.
Еще одна знаковая тенденция — использование возможностей Интернета вещей (Internet of things) в образовательной сфере. Интернет вещей — следующая ступень развития интеллектуальных устройств, стирающая грань между физическим миром и цифровой информацией. Способности умных устройств, уникально идентифицированных и подключенных к мировой сети, становятся обширней с каждым годом. Последняя версия протокола IP значительно расширила адресное интернет-пространство, сделав возможным провести линию практически к любому объекту и использовать Интернет для мониторинга за его состоянием.
Первыми эти преимущества оценили научные лаборатории. Раньше они делились друг с другом дорогостоящим экспериментальным оборудованием, а теперь возможности удаленного наблюдения фактически делают возможным совместное проведение лабораторных экспериментов посредством Интернета. А факультеты истории, антропологии, биологии получают постоянное окно в мир изучаемых объектов и возможность непрерывного наблюдения в режиме реального времени.
Цифровые технологии позволяют вывести на новый уровень и учебную аналитику (learning analytics). Сама по себе идея не нова: преподаватели всегда оценивали учебный прогресс через выполнение контрольных заданий, наблюдение за поведением и посещаемостью учеников. Обучение онлайн позволяет привлекать к этим целям новые технические возможности. Специальные программы могут оценивать поведение пользователей на сайте: как и сколько времени студент посвятил работе с учебным материалом, и получать информацию из открытых источников, напрямую не связанную с обучением (активность в соцсетях, общение на форумах). Это дает возможность нарисовать тонкую и подробную картину того, как происходит обучение, спрогнозировать возможные проблемы и настроить учебный курс на потребности каждого студента (персонификация образования — один из глобальных трендов в наступившем веке).
В настоящий момент учебная аналитика строится как на базе общих аналитических программ (таких как Mixpanel), так и специально созданных для педагогических целей (Socrato, SNAPP), однако по-настоящему эффективные инструменты еще ждут своего часа.
Катерина Андрианова, пресс-секретарь МЦБС им. М. Ю. Лермонтова
Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу.
Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.
Стефен Барр, президент издательства SAGE, исполнительный директор британского представительства SAGE
По различным оценкам, от 15% до 50% научных журналов в ближайшие 10 лет перейдут на модель Open access. За круглым столом, организованным SAGE (одним из ведущих в мире академических издательств) и Британской библиотекой, представители профессионального сообщества задались вопросом: какие умения и опыт должны будут приобрести библиотекари будущего, чтобы соответствовать требованиям времени?
«Где знание, которое мы потеряли в сведениях?», – такая цитата Томаса Элиота предваряет рассуждения о цифровом мире Кристофера Фарли – американского актера и комика, который в студенчестве работал библиотекарем.