Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Независимые книжные: формат будущего

Новые пути ищут не только библиотеки, но и книжные магазины. На фоне сетевых супермаркетов, предлагающих усредненный ассортимент, появляются небольшие книжные лавочки, где искушенные читатели могут найти «штучные» книги. Авторские подборки книг и особенная атмосфера — основное преимущество такого подхода. Создатели независимого книжного «Все Свободны» — о современных тенденциях в книжной торговле.

Артем Фаустов, Любовь Беляцкая,
совладельцы книжных магазинов «Все Свободны» и
«МЫ», Санкт-Петербург

Феномен независимого книжного

Независимый книжный магазин — устойчивое выражение, описывающее формат книжного магазина и применимое не только к нашему проекту. Это целое движение, сейчас такие магазины открываются по всей стране. Что значит «независимый»? Это значит, открытый не какой-либо издательской группой, крупным бизнесом или организацией, преследующей идеологические цели. Независимый книжный — магазин, созданный энтузиастами, его основная цель сделать книги доступными. Для них  характерна авторская подборка ассортимента, не диктуемая никаким издательством, и низкие цены. Наш проект не первый и не единственный книжный такого формата в России, мы ориентировались на опыт наших коллег, в первую очередь, из московского «Фаланстера». Именно они были вдохновителями нашей идеи.

 Сетевые магазины не рассчитаны на искушенного читателя

В большинстве сетевых магазинов, аффилированых издательскими группами, вы найдете ассортимент преимущественно этих издательских объединений. В основном, они продают свою продукцию и относятся к литературе как к товару, который необходимо сбыть. Ассортимент очень разношерстный, диктуемый сверху и не всегда удовлетворительный для интеллектуально требовательного читателя, желающего приобрести что-то, выходящее за рамки привычного ассортимента. Идея таких магазинов, как наш, заключается в том, чтобы аккумулировать литературу, представляющую культурную ценность, в одном месте. По запросу мы можем подготовить для читателя тематическую подборку. Небольшой независимый книжный гораздо более клиентоориентирован, приближен к читателю. Мы его открыли и мы же стоим за кассой, знаем ассортимент и отвечаем за бо́льшую часть книг.

Книжный ассортимент — наш личный выбор

В книжном проекте «Все свободны» сегодня задействованы четыре человека, и наши книги — это в первую очередь наш выбор. Конечно, нельзя быть специалистами во всех областях знания, порой необходимо опираться на авторитетное мнение. Поэтому мы ориентируемся и на анонсы издательств, литературную критику, изучаем блоги и сайты, которые пишут о новой литературе. Но собственные вкусы и собственное понимание — точка отсчета. Читатели тоже вносят свою лепту. Нередко бывает, что человек интересуется книгой, мы находим ее для него, и выясняется, что это великолепное издание, которое пылится на складе. Таким находкам мы всегда радуемся, стараемся рассказывать о них, продвигать и при возможности разыскивать самостоятельно. У нас можно найти книги и 2001-го, и 1991-го годов издания. Но подчеркнем — это не букинистика: это не книги из частного собрания, мы самостоятельно нашли их, «раскопали» на книжных складах. Ради такой находки приходится читать оптовые прайсы, в которых тысячи наименований. Но самое интересное — отправиться прямиком на склад. Бывало и такое, что едешь на склад в январе, а он не отапливается, но эти неприятности сполна окупаются тем, что в итоге мы можем похвастаться редкой книгой в коллекции магазина. При этом мы не делаем таких наценок (от 100 до 1000% и более), как букинистические магазины, нам важно, чтобы книга дошла до читателя, поэтому за разумные деньги у нас часто можно купить что-то редкое, мы этим гордимся.

О роли культурного фильтра

Определенно, мы исполняем роль культурного фильтра. Смысл авторской подборки книг, которую мы предлагаем, именно в этом. И каждый человек может прийти и понять, здесь его книжный магазин или нет. У нас небольшой магазин, представить мы можем далеко не все и поэтому критично подходим к выбору. Что принципиально — вы не найдете у нас массовой литературы, всего того, что можно назвать «условной Донцовой». Нет и множества разделов, соответствующих тем разделам знания, в которые мы не углубляемся и где не можем быть экспертами. Например, нет технической литературы, книг по медицине, это специфические для нас области. В то же время мы, например, обладатели довольно обширной литературной подборки по психологии и психоанализу. С нами соседствует психоаналитический центр, и Виктор Мазин, известный психоаналитик, один из основателей Музея сновидений Фрейда, как-то заявил, что у нас лучший книжный магазин. Вот так к нам протоптали дорожку психоаналитики, а раздел вырос с нескольких книг до четырех полок.

Вначале у нас было мало детской литературы, всего полполки, теперь больше. В другом нашем магазине «Мы» упор сделан именно на детские книги — они занимают целую стену. Сейчас наблюдается всплеск детского книгоиздания, это единственный сегмент книгоиздания в России, который растет на фоне падения остальных. С начала 1990-х годов был застой в этой области, качество детских книг, в основном, было довольно низкое, а новая школа иллюстрации в России до сих пор не создана. Однако сегодня издается много замечательных переводных детских книг, хорошо иллюстрированных. Начинают появляться и новые российские мастера детской книжной графики.

Книжный магазин — это культурное пространство

В нашем представлении это не просто магазин, а культурное пространство. Наши посетители все время что-то читают и обсуждают, проводят встречи и дискуссии. Стоит сделать оговорку: не мы это придумали, это давняя практика. Исторически книжный магазин по определению является культурным центром. Так было и 100 лет назад, это естественно в силу его сущности. Книжные, которые не становятся такими центрами, погибают, это касается даже сетевых магазинов.

Встречи с писателями, бесплатные лекции авторов книг традиционно проходят в книжных магазинах, которые являются тем «третьим местом» (по выражению Рэя Ольденбурга), где люди могут провести свое время вне дома и вне работы. Поход в книжный отличается от похода в любой другой магазин за приобретением нужного товара. Книжный — это пространство, где осуществляется особая практика повседневной жизни горожан. Мы часто наблюдаем, как покупатели приветствуют друг друга, встречая знакомых у книжных полок. Это символично: их маршруты пересекаются в данной точке.

Книга как культурный и социальный маркер

Книжный магазин предоставляет возможность познакомиться с книгой не только как с текстом — сейчас во многих случаях эта возможность есть в цифровом формате — а как с культурным объектом. Как сказал Борис Куприянов, один из организаторов «Фаланстера», в современном мире у книги появилась новая важная функция — функция социального маркера. Сам по себе интерес к книгам становится высказыванием. Люди, которые интересуются книгами, – это именно те люди, которые нам интересны. Создается общность тех, кто, к примеру, придя в гости, в первую очередь смотрит на книжные полки.

Паритет между бумажными и электронными книгами

Бумажная книга продолжает жить, хотя у нее несколько изменились задачи и функции. Не все можно найти и, самое главное, не все можно читать в электронном виде. В электронном виде можно поглощать RSS-ленту, короткие заметки, но читать длинный, глубокий текст, который требует сосредоточенности и погружения, можно только на бумаге. Печатная книга дарит и тактильные ощущения. В некоторых азиатских кухнях принято есть руками, считается, что это запускает определенные биохимические процессы, которые готовят организм к принятию пищи. С бумажными книгами то же самое. Нет ощущения, что ты прочитал книгу, если ты читал ее в электронном виде. Конечно, это сродни фетишизму, но мы считаем, что усвоение информации в бумажном виде происходит лучше.

Мы видим, что в электронном виде читают много массовой литературы. Но есть ряд произведений, которые лучше читать с карандашом в руках. Или, например, каким образом читать на планшете «Историю искусства» Эрнста Гомбриха, если у нее формат альбома и здесь цветные иллюстрации на каждой странице? Печатные иллюстрированные издания совершенно по-другому воспринимаются.

Сейчас мы наблюдаем некоторое возвращение к прошлому количеству издаваемых книг. При том, что объем тиражей упал (больше 1000–3000 экземпляров мало кто выпускает), количество издаваемых наименований растет. Бумажная книга наверстывает упущенное за несколько лет спада на рынке. Как показало время, ридер во многом был лишь модным гаджетом. Понятно, что формат хорошей электронной книги полезен и нужен, но сейчас рынок успокоился, и стало очевидно, что со временем установится баланс между этими двумя форматами.

О концептуальных различиях

Ассортимент – и есть концепция каждого конкретного магазина. Любой независимый магазин, который существует определенный срок, позволяющий говорить, что магазин действительно живет, приобретает свое лицо, которое определяют те люди, которые его открыли и которые им занимаются. Одна из важнейших черт независимых книжных — у каждого есть свой дух, свое имя, история и даже мифология. Например, таких книжных, как наш, когда владельцы стоят за прилавком и даже сами разносят чай и кофе, всего несколько, но в этом смысл локального книжного, в этом смак. Сюда люди нередко приходят именно за тем, чтобы познакомиться с теми, кто непосредственно управляет этим местом и подбирает книги. Многое также определяет помещение и атмосфера. «Фаланстер» — очень жесткий по идеям и подбору литературы книжный, да и внешне он напоминает холостяцкую квартиру, тем не менее, это главный пример успешности для всех независимых книжных и каждый новый книжный должен сравнивать себя с ним. Особенность замечательного питерского магазина «Порядок слов» — литература о кино, потому что его руководитель Константин Шавловский издает журнал о кино «Сеанс»; часто там устраивают и киносеансы. Есть независимые книжные, которые имеют четкую тематическую направленность.

Вообще, тенденция независимых книжных набирает силу по всей стране, и «Все свободны» уже внесли свою лепту в этот процесс. Например, Сергей Соловьев, который был нашим волонтером несколько лет назад, открыл  в Екатеринбурге магазин «Йозеф Кнехт». А бывший управляющий нашим вторым магазином «Мы» Платон Романов летом прошлого года открыл в Петербурге собственный магазинчик «Фаренгейт 451».

Это определенно формат будущего, многие издатели сейчас это понимают. Книжный рынок в России очень монополизирован, вклиниться туда сложно. Для некрупных издательств, которые издают прекрасную литературу, налаженные сети дистрибуции закрыты, и они обращаются в независимые книжные, видя в этом реальное содействие своему бизнесу.

Материалы по теме:

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

Библиотека «ГОРОД»: Мы учим родителей читать книги вместе с детьми

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Чтение с монитора подавляет критическое мышление?

Чтение с монитора подавляет критическое мышление?
Наоми С. Барон, профессор лингвистики, исполнительный директор Центра исследований образования, Американский университет

Автор книги Words Onscreen: The Fate of Reading in a Digital World («Слова на экране: судьба чтения в цифровом мире») Наоми С. Барон размышляет над тем, как под влиянием высоких технологий изменяется природа чтения. Вслед за перемещением текста из печатного в электронный мир, глубокое чтение вытесняется поверхностным просмотром. Каким образом это сказывается на нашей способности критически и творчески мыслить?