библиотеки в электронном веке
Какие инструменты продвижения своей деятельности может использовать библиотека в соцсетях, на сайте, в других каналах коммуникации с аудиторией? Приведем в пример некоторые из наиболее актуальных средств.
Библиотека выстраивает план продвижения своей деятельности в интернете, чтобы соответствовать интересам своих читателей и не терять позиций на конкурентном рынке цифровых услуг. Какие ресурсы необходимы ей для формирования интересного контента? Нужно ли для этих задач задействовать внутренние ресурсы или лучше привлечь профильных специалистов извне? В этой статье мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы построения стратегии интернет-маркетинга в библиотеке.
Цель — не материальная, а социальная
Особенностью библиотечного маркетинга является его цель — в отличие от большинства маркетинговых стратегий, она заключается не в получении прибыли, а в достижении социального эффекта: приобщении к культуре чтения, просвещении, развитии навыков работы с качественными информационными ресурсами.
Ключевую роль в этой деятельности играет способность библиотеки персонализировать свои услуги, то есть удовлетворять запросы, ориентируясь на индивидуальные интересы своих читателей, и добиваться тем самым их лояльности.
Чтобы хорошо понимать запросы и интересы пользователей и в соответствии с ними выстраивать свою деятельность, учреждению важно получать обратную связь о своих сервисах, причем не только от нынешних пользователей, но и от потенциальных. Для этого проводят опросы в самой библиотеке, на сайте, в соцсетях, где читатели могут высказать свое мнение по поводу качества обслуживания, удобства сервисов, графика работы и другим вопросам.
В настоящей статье мы не будем перечислять форматы продвижения библиотечных услуг и сервисов, вроде сообществ в соцсетях, рекламных баннеров, email-рассылок и прочих каналов коммуникаций — они хорошо известны специалистам. Сосредоточимся на том, что в них может помочь библиотечному контент-маркетингу достичь поставленных целей.
Кнопка перехода
Сайт библиотеки — важный канал ее взаимодействия с аудиторией. Он должен быть не просто современным, информативным и удобным по навигации, но и содержать опции, которые способствуют продвижению информационного контента библиотеки. Например, кнопки перехода на социальную сеть, чтобы читатели могли делиться там размещенной библиотекой информацией, новостями, анонсами мероприятий и передавать их другим заинтересованным пользователям, чтобы те тоже своевременно узнавали о предстоящих событиях.
Анализ соцсетей
Оптимальнее всего вести страницы в разных социальных сетях, это позволяет сегментировать аудиторию в зависимости от возраста и предпочтений.
Администратору групп важно анализировать количество посещений, в том числе сторонних пользователей, число подписчиков, реакции на публикации, количество репостов, лайков, просмотров всех видов контента. И конечно, нужно отслеживать все вопросы, которые поступают в группу, и стараться оперативно на них отвечать.
Видеоконтент
Этот формат контента привлекает трафик и внимание юных пользователей, привыкших к просмотру мультимедиа и часто игнорирующих длинные тексты.
Видеоролики о книгах в целом интересны аудитории, однако на практике всего около 10% библиотек организуют для читателей интернет-трансляции. То есть большинство по тем или иным причинам не использует этот инструмент продвижения при всем понимании его эффективности.
Кто должен всем этим заниматься?
Ключевое требование к контенту — его разнообразие и своевременность обновления. Бесспорно, опубликованное должно быть интересно аудитории, хорошо написано и оформлено. И здесь возникает вопрос: кто должен готовить этот захватывающий контент?
О назревшей необходимости библиотеке нанимать отдельного SMM-специалиста, а не требовать этих умений от библиотекарей, начали говорить около 10 лет назад. Но как всё обстоит на практике сегодня?
В статье А. E. Рыхторовой «Маркетинг в библиотеках: анализ трендов», опубликованной в журнале «Труды ГПНТБ СО РАН», описаны результаты опроса, проведенного в 2019 г. В анкетировании приняли участие 28 академических, 207 вузовских, 24 детских и юношеских и 131 общедоступная публичная библиотека из 23 стран мира. «Было выявлено, что в 57,1% академических, 41,3% вузовских и 33,3% публичных библиотек отсутствуют как специализированные подразделения, так и сотрудники, совмещающие маркетинговую деятельность с основными обязанностями».
Есть исследования, которые подтверждают, что те библиотеки, где работает сотрудник, занимающийся исключительно маркетингом на полной ставке, или же выделен целый маркетинговый отдел, более активны в социальных сетях и гораздо эффективнее продвигают свой контент. У них есть возможность использовать современный веб-дизайн и создавать дополнительный контент для привлечения трафика и аудитории.
В библиотеках, где нет сотрудников, чьи обязанности сосредоточены исключительно на библиотечном маркетинге, эта работа идет медленнее. Они чаще используют нерегулярно обновляющийся контент и баннерную рекламу.